ЧТЕНИЕ

 

evfrosinja.jpg (7408 bytes) Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая

Предслава была дочерью полоцкого князя. С юных лет она жадно читала Евангелие, где говорилось, как Иисус Христос утешал скорбящих, исцелял больных, насыщал голодных.

«Как жаль, что люди мало читают эту Святую книгу, – думала Предслава. – Долго переписывать ее, переписчики берут большую плату, мало кто может купить. Я свободна, буду переписывать и даром раздавать».

Пришло время Предславе выходить замуж. Отец богат и славен, княжна лицом и сердцем – ангел, женихи шлют сватов. Загрустила Предслава. Не хотела она выходить замуж. Но отец, по тогдашним обычаям, не спросясь дочери, просватал ее за соседнего княжича.

– Господи, – молилась она, – Ты, указующий путь солнцу и движущий океаном, направь и слабую рабу Твою. Укажи мне путь, где мне служить любви Твоей.

Как бы в ответ солнце заиграло сквозь окна на ризе иконы, осветило лицо Предславы, а неподалеку в женском монастыре ударили в колокол к утрене.

– Господь зовет, – сказала Предслава.

Накинула на себя платок и тайком направилась прямо к игуменье, которая приходилась ей теткой.

– Матушка, постриги меня, – просила Предслава, припав к ногам игуменьи.

Игуменья изумилась и испугалась:

– Что с тобой, дитятко? Тебя ждет счастье, веселье, богатство, а ты просишь черный клобук?

– Томит меня, матушка, давит все это богатство и счастье. Все ведь награблено, отнято, куплено кровью. Как мне быть счастливою с мужем! Князья в походах и войнах. Бойся, что он будет убит или ранен. А вернется домой, мне будет мерещиться, что он весь в братской крови.

Вспомнила старая княгиня-игуменья свою тяжелую жизнь и горькое вдовство, не стала спорить, но и не решалась постричь: боялась гнева старого князя. Послала за епископом. Епископ также отговаривал:

– Юна ты, княжна Предслава. Тяжелое бремя хочешь взять на себя. Родные от тебя отрекутся, останешься одна в Божьем мире.

– Владыка, – отвечала Предслава, – не пугай юную душу, идущую к Богу. «Иго Христово благо и бремя Его легко», а одна я никогда не буду. Бог будет мне Отцом, и все сирые, несчастные, больные будут мне родней.

Покорились игуменья и епископ желанию княжны, совершили над ней монашеский постриг и дали ей имя Евфросиния.

Наутро всполошился княжий двор. Хватились – нет Предславы. В тревоге князь шлет на поиски дружину; сам едет в погоню. В воротах монастыря князя встречает епископ с крестом.

– Не ищи княжну Предславу, ея нет более: есть инокиня Евфросиния.

Вспылил старый князь, грозил разнести монастырь.

– Против Бога не устоишь, – сказал владыка,– дочери все равно не воротишь. Да и не след ворочать. Чай, много ты, княже, в походах нагрешил. Евфросиния будет молитвенница за тебя.

Долго горевал князь, но прошло время, горечь утихла, и он примирился: такова, знать, воля Божия!

Юная инокиня зажила в обители. И стала служить при храме, а в свободное время переписывала священные книги. В бедные церкви рассылала их даром, богатые же люди платили за них. Евфросиния все раздавала нуждающимся.

* * *

Два монастыря устроила прп.Евфросиния: мужской Успенский и девичий Спасо-Преображенский. Со временем они стали крупнейшими культурными центрами Белой Руси. С постройкой Спасова монастыря связано чудесное событие, описанное автором Жития Евфросинии Полоцкой:

«А еще хочу вам, братия, поведать о чуде. Уже близился к завершению труд по возведению церкви, да не хватило кирпичей, чтобы окончить храм. Помолилась Евфросиния, а назавтра по Божию изволению появились в печи недостающие плинфы. И в тот же день закончили строительство и поставили крест на храме». Возвели же эту каменную церковь во имя Святого Спаса в тридцать недель. Это именно та церковка, которая стала «составляющей» образа св.Евфросинии на иконах – преподобная держит ее на ладони.

Богато украшала преподобная построенные обители. Житие ее рассказывает о том, как исполнилось великое желание Евфросинии видеть в своей церкви икону Богоматери Одигитрии, написанную самим апостолом Лукой.

«И послала слугу своего Михаила в Царьград к царю Мануилу и к патриарху Луке с дарами бесценными, прося у них икону Богородицы. Ибо написал евангелист Лука три образа еще при жизни Святой Богородицы и поставил один в Иерусалиме, другой – в Царьграде, а третий – в Эфесе. Евфросиния же смиренно просила Эфесскую икону. И видел царь любовь Евфросинии, и послал в Эфес семьсот воинов, которые и принесли образ в Царьград. А патриарх Лука, благословив икону, передал ее слуге преподобной Евфросинии. Тот же с радостью принял ее и принес ее своей госпоже. Она же внесла ее в церковь Святой Богородицы и украсила икону золотом и драгоценными камнями. И повелела отныне носить ее по святым церквам каждый вторник».

Эфесскую Одигитрию называют еще Корсунским образом. Как говорится в древнем предании, когда Михаил провозил святой образ через Корсунь, его жители чуть не на год задержали у себя икону, не желая расставаться с ней.

Вместе с иконой Богородицы Михаил, слуга прп.Евфросинии, привез в Полоцк множество не менее драгоценных святынь. Для их сохранения св.Евфросиния заказала иноку Успенского монастыря Лазарю Богше сделать крест-ларец. Крест Евфросинии Полоцкой, изумительный по исполнению, много веков был величайшей святыней Белой Руси. На иконах Евфросиния изображается всегда с этим крестом.

Много потрудилась святая на родине, но последние шесть лет своей жизни провела в Иерусалиме. Таково было ее желание (игуменство свое она передала родной сестре-монахине). По прибытии, как говорит Житие, «целовала она... Врата Христовы. И вошла Евфросиния в город, и направилась ко Гробу Господень. И придя, поклонилась и целовала Гроб Господень: «Вот и я, грешная, получила от Тебя, Владыко, то, чего просила. Но и еще прошу Тебя, и на этом закончу прошения мои: приими дух мой во святом граде Твоем Иерусалиме и упокой меня на лоне патриарха Авраама со всеми угодившими Тебе».

По желанию преподобной и вышло: шесть лет прожив в Русском Богородицком монастыре, тяжко заболела и тихо скончалась 24 мая 1173 года.

В 1187 году египетский султан Саладин, осадив Иерусалим, позволил за выкуп православным монахам покинуть город и унести свои святыни. Священные останки прп.Евфросинии были доставлены в Киев, главный город русского православия, где пребывали семь веков в пещерах. Только в начале нашего столетия православная святая снова вернулась домой. 22 апреля 1910 года нетленные мощи княжны-игумении, кроме небольшой частицы их, оставленной на прежнем месте, были привезены на пароходе «Головачев» по Днепру в Оршу, откуда с величайшим торжеством перенесены в Полоцк и 23 мая положены в Спасской церкви.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, цельбоносные останки прп.Евфросинии были эвакуированы в Ростовский Авраамиев монастырь. Там же пять лет спустя рака с мощами была впервые кощунственно вскрыта. Второе вскрытие произошло еще двумя годами позже в Полоцке, после чего чудотворное тело было отправлено на атеистическую выставку в Москву, а оттуда – в витебский краеведческий музей. Все ценности, находившиеся при останках святой угодницы Божией, в том числе сорокапудовая серебряная рака, конфискованы.

В период фашистской оккупации нетленные мощи были положены в витебской Свято-Покровской церкви, в октябре 1943 года их переносят в Полоцкий Софийский собор и затем – в Спасо-Преображенскую церковь, где они покоятся и поныне.

(По книгам С.Куломзиной «Рассказы о святых» и А.Мельникова «Преподобная Евфросиния Полоцкая»)

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru