ЮБИЛЕЙ


ПУТИ-ДОРОГИ КОМИ СЛЕДОПЫТОВ

С 3 по 5 ноября православные следопыты Коми праздновали свое 10-летие. На торжественный сбор в Сыктывкар на Малышева,13, где размещается Центр следопытов имени Стефана Пермского, съехались более двухсот делегатов из разных уголков республики. На сегодняшний день движение следопытов (их еще называют скаутами) – самое массовое детское движение не только в нашей республике, но и во всей стране.

Вообще-то, Всероссийская федерация православных следопытов официально благословлена Патриархом и зарегистрирована Священным Синодом Русской Православной Церкви в декабре 1992 года, так что, кажется, о десятилетнем юбилее рано говорить. Но православные скауты в Сыктывкаре появились раньше. Хотя международная организация скаутов считается светской, но уже тогда Сергей Таскаев, руководитель коми следопытов, искал «новые формы работы», привлекал детей к изучению православной истории Коми края и Жития его просветителя свт.Стефана Пермского. В год 600-летия памяти святителя труд ребят был оценен самим Святейшим Патриархом Алексием II. Будучи в Ульяновском монастыре, он сказал: «Спасибо вам, православные следопыты за то, что вы положили начало восстановлению этой древней святыни. Мне говорили о том, что здесь, на месте Успенского храма, вы первые разгребли завалы от того мусора, который здесь был, так что вы положили начало. Спасибо за то, что молодые силы употребляете на то, чтобы восстановить святыни, которые в революционном угаре разрушили ваши деды. Время, как говорит древний пророк, не разбрасывать камни, а собирать камни, и вы собираете их. Спасибо вам! Бог вам в помощь!»

3 ноября на торжественном собрании, названном «Вечером встречи друзей», следопыты устроили своеобразный капустник, на котором в лицах вспомнили всю свою 10-летнюю историю, начиная от первого скаутского патруля, созданного в сентябре 1990 года в школе №16 преподавателем Сергеем Таскаевым, и заканчивая последней этнографической экспедицией из верховьев Печоры в Чердынь ( о ней рассказывала наша газета).

Одна из первых экспедиций называлась «Парашюты абвера над Печорой» и была проведена по следам немецкого десанта, заброшенного на Печору во время войны. Ее участники, теперь уже взрослые люди, смеясь, вспоминали, как они, словно фрицы, спасались от полчищ комаров, а затем и от неожиданных морозов, ударивших посреди лета 92-го года. Запомнилась и водная экспедиция 93-го года «По следам Стефана Пермского» по Вычегде и Северной Двине на теплоходе «Северянин». И, конечно, вспоминали работы в Ульяновском монастыре. Каждый год близ его стен проходит республиканский лагерь следопытов. И во время юбилея традиционно ребята отправились туда. В ходе поездки я взял интервью у координатора Ассоциации республиканских следопытов Сергея Викторовича Таскаева.

     – Сергей Викторович, как вам пришла идея перенести зарубежный опыт скаутинга на нашу северную землю?

    

sldpt1.jpg (4217 bytes)
слева - Сергей Таскаев

– История скаутского движения в России своими корнями уходит в правление Николая II. В 1909 году он принял основателя скаутского движения Баден Пауэла, и это движение широко распространилось по России. Лишь в 20-х годах с приходом советской власти эта воспитательная система была запрещена. В конце 80-х годов, когда упал железный занавес, мы впервые открыли для себя интересный мир Всемирной организации скаутского движения, объединяющей свыше 20 миллионов человек. Сделав такое открытие, нам стало интересно снова вернуть эту воспитательную систему на российскую почву.

Любому детскому возрасту свойственна романтика, интерес к приключениям, и дети с огромным удовольствием включились в воспитательные игры, проводимые на природе, пели песни у костра, пекли картошку, путешествовали на лодках. Один из первых принципов для православных следопытов гласит, что следопыт должен быть верен Богу, родителям и начальникам. Это значит, что следопыт должен следовать заповедям Христа, должен участвовать в соборной жизни Русской Православной Церкви. Мы не называем себя церковной организацией, но, тем не менее, тот положительный духовный опыт, который наработала Русская Православная Церковь в воспитании детей, мы берем для себя.

Каждый день следопыт должен совершить какой-то добрый поступок. У следопытов даже есть такой лозунг: «Ни дня без доброго поступка». Есть традиция завязывать с утра узелок, чтобы обязательно сделать какое-то доброе дело.

     – Кажется, идея начать восстановление Ульяновского монастыря родилась у вашей жены, которая участвует во всех ваших экспедициях и сама организовала отряд следопытов по месту своей работы – в гимназии искусств.

– Да, эта идея возникла у Аллы. Надо сказать, что реакция была неоднозначной. Специалисты по охране и восстановлению памятников истории и культуры нас отговаривали, чтобы мы не брались не за свое дело, пугали, что мы там все равно не сможем ничего сделать, очень большой комплекс. А мы решили, что следопыт не должен ничего бояться...

     – Тогда еще там монахов не было?

– Нет, монастырь еще не открылся, мы работали без священников. Была неожиданная реакция местного населения. В один из дней на стене Успенского храма, который восстанавливали, обнаружили надпись: «Зря стараетесь».

В 94-м весной мне удалось встретиться с игуменом Питиримом, он тогда служил в Печорском Скоропослушническом монастыре. Он поблагодарил нас за труды и сообщил, что он уже отослал устав владыке Пантелеимону с тем, чтобы возродить Ульяновский монастырь.

     – Владыка на вечере вспоминал, что этого мусора было столь много, что когда расчищали от него храм Зосимы и Савватия и дошли до арочных переходов первого этажа, вначале подумали, что докопались до подвальных помещений?

– Да, больше всего работ было в храме Зосимы и Савватия. Работа заняла восемь дней. Конечно, ребята пережили потрясающие ощущения, полностью расчистив храм от мусора, завалы которого были выше перекрытий.

sldpt2.jpg (8081 bytes)
освящение лагеря

За детьми к нам стали приходить их родители. Они не могли никак понять, как это ребенок, приехав из монастыря с мозолями на руках, был совершенно счастлив. Со многими родителями у нас завязались очень теплые отношения, они не только крестились и стали участвовать в наших совместных мероприятиях, они стали нашими наставниками, и сами теперь работают с другими следопытами.

В год 600-летия Стефана Пермского все работы в Ульяновском монастыре по расчистке были закончены. Тогда мы начали возрождать дендропарк Ульяновского монастыря, посаженный монахами более трехсот лет назад. Убирали старые деревья, удобряли землю, посадили сорок новых молодых кедров и двадцать голубых елей. Мы брали деревья, которым было больше десяти лет, что в отношении кедров вообще не рекомендуется, потому что у них очень плохая приживаемость. Но у нас эти кедры почти все прижились. Я думаю, потому, что мы их сажали с молитвой: монахи служили специальный молебен, эти деревья заносили в алтарь, а потом сажали.

     – Последние два года вы восстанавливали храмы в Усть-Куломе?

– Да, это село рядом с Ульяново. Там в Воскресенском храме на втором этаже располагался клуб, и он сгорел, остались остатки от деревянных конструкций. В прошлом году мы взяли альпинистские веревки и с чердака с бензопилой на весу под самым потолком распиливали эти конструкции, сбросили их вниз и все вынесли. А минувшим летом работали в нижнем храме в честь иконы Владимирской Божией Матери.

sldpt3.jpg (3667 bytes)

Когда мы восстанавливали алтарь нижнего храма, то привлекли к этому и местное население. В своде над алтарем при советской власти была проделана огромная дыра, через которую вела лестница на второй этаж. Мы на эту дыру поставили арматуру, опалубку, слой за слоем забетонировали и восстановили своды храма. Потом соскребли старую штукатурку, кое-где забетонировали, убрали дымоходы, поставили окна, решетки – и на восьмой день о.Иона уже служил молебен в возрожденном алтаре. Обращаясь к ребятам, он сказал замечательные слова: «Алтарь – это серце храма, теперь это сердце бьется». Летом 2001 года думаем продолжить на храме штукатурно-малярные работы.

     – Деятельность скаутов Коми ограничивается столицей республики или они есть в районах?

sldpt4.jpg (16436 bytes)
10 лет Коми следопытам.
Съеден не один пуд соли

– В республике на сегодня около семисот человек, но это наиболее активная часть, те кто постоянно участвует в сборах, ходит на занятия. Все наши дети работают с приходами, окормляются священниками. На мой взгляд, наиболее интересный опыт работы сложился в Ухте. Там был педагог Елизавета Степановна Брауэр. У нее наработался великолепный опыт по программе «Колокола памяти». Она сама из семьи репрессированных и со своими мальчиками и девочками из школы №16 начала посещать семьи репрессированных священников, расспрашивать их об отцах, дедах, устанавливать поклонные кресты, где служились панихиды. Они определили десятки неизвестных доселе мест захоронений репрессированных. Это было какое-то горение сердца.

В Троицко-Печорске руководит следопытами Надежда Валентиновна Щербинина. Она сама активно участвует в приходской жизни, с начала образования прихода пела в церковном хоре, преподавала в воскресной школе. Ее дети принимали участие в строительстве нового Троицкого храма. Она проводит экологические лагеря в Печоро-Илычском заповеднике, постоянно со своими ребятами совершает «походы выходного дня». Там заповедные места, один из самых красивейших уголков нашей республики.

Много интересных людей принимали участие в наших лагерях, учили ребят ремеслам: работе с берестой, с глиной, другим важным в жизни навыкам. Обо всем сейчас просто не рассказать...

Действительно, целый день потом я пересматривал фотоальбомы следопытов, рассказывающие об их интересных делах – так их много. Некоторые снимки из фотолетописи православных следопытов Коми и представлены на этой странице.

Беседовал Е.СУВОРОВ

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru