ВЗГЛЯД


В ЧЕМ МЫ «ПРОИГРЫВАЕМ» СЕКТАНТАМ

 Наша газета не раз уже обращалась к теме сект. Вот еще один взляд на эту проблему. В чем-то он может показаться спорным, но, наверное, все согласятся, что автор искренен в своей горечи...

В последние годы у нас в стране, на канонической территории Русской Православной Церкви, бурную деятельность развили сектанты и оккультисты, не отстают от них и католики-прозелиты. Все мы этим серьезно озабочены. Но нет ли в этом нашей вины? Припоминается мне случай, происшедший лет пять тому назад. Одну из школ, где директорствует мой знакомый, стали одолевать иеговисты. Директор обратился ко мне за помощью, и я, пообещав, что в школу придет православный священник, попросил об этом знакомого иерея. В ответ же услышал следующее: «Мы не должны опускаться до уровня сектантов. Если мы пойдем в школу разбираться с иеговистами, то в глазах директора и преподавателей мы будем выглядеть как сектанты. Но мы – Церковь, а они – никто. Пусть директор и преподаватели как русские люди, отступившие от Матери-Церкви, идут к нам и каются в отступничестве». Вот такая логика. Не дождавшись священника, директор школы сам разобрался с иеговистами и выгнал их. Сейчас в этой школе муниты.

По роду своей деятельности мне приходится бывать во многих организациях, встречаться с разными людьми, и почти в каждом учреждении мне обязательно попадаются христиане неправославного вероисповедования, в последнее время – чаще всего католики. И что удивительно, местные католики по национальности обычно русские, не имеющие ни польских, ни немецких корней. История обращения русских людей в католичество до банальности однообразна: пришел человек в православный храм, ему нахамили, он обиделся и, случайно зайдя в костел, вдруг обнаружил, что там его любят. Зачастую таким же образом уходят в баптисты и адвентисты седьмого дня.

Читая деяния великих миссионеров, поражаешься их самоотверженной любви к заблудшим в языческом и инославном нечестии. Из биографии митрополита Нестора (Камчатского) известно, что он, будучи на Цейлоне в 1938 году, принял от католиков в дар католический храм. Прихожане храма, много слышавшие о православном подвижнике, не захотели отдавать свой храм прибывшим на остров монахам Ордена иезуитов и изъявили желание перейти в православие. Недаром сказал когда-то преподобный Макарий Великий: «Злое слово и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми».

В связи с этим стоит привести выдержку из итогового документа II Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, прошедшего ровно год назад: «...в первую очередь в антисектантской деятельности следует понимать, что члены сект есть прежде всего заблудшие чада Церкви или же люди, не познавшие Истины, о которых Церковь скорбит и, как любящая мать, готова принять их в свое лоно. В пастырской работе с такими людьми важны терпение и любовь, которую православные христиане призваны явить в своей жизни (Ин. 13, 35), личным примером свидетельствовать о Христе (Мф. 5, 16)».

«Что же теперь, обниматься с сектантами, что ли?» – спрашивают некоторые. Чтобы знать, как поступать с теми, кого ты хочешь не просто обличить, а приобщить к истинной вере, иногда полезно прочитывать жития святых. К примеру, житие Макария Великого. Как-то преподобный шел по пустыне со своим учеником. Ученик по молодости обогнал уставшего преподобного Макария и встретил по дороге языческого жреца, шедшего навстречу с идолом на плече. Молодой монах, увидев жреца, начал обличать его, назвав демоном. Жрец снял с плеча истукана, избил до полусмерти монаха и двинулся дальше. Спустя некоторое время он повстречался с преподобным Макарием, который приветствовал его и назвал трудолюбцем. Опешив от такого необычного обращения христианского монаха, жрец остановился, положил свою ношу, и после беседы с преподобным изъявил желание принять веру Христову и стать монахом. Случай этот назидателен и тем, что после крещения бывшего жреца за ним обратились в христианство многие язычники.

Откуда в Церкви берутся борцы с ревностью не по разуму? В советские времена в нашей стране усиленно насаждался культ борьбы. Борьба с буржуями переросла в борьбу с врагами народа и космополитами, затем в борьбу с империалистами, а заодно за высокие надои и за хороший урожай. И вот в Церковь пришли люди, воспитанные в советские времена, с молоком матери впитавшие в себя идеологию борьбы. Для самоутверждения им очень не хватало образа врага, но вместо того, чтобы объявить врагом свои страсти и бороться с ними, они с шумом и помпой окунулись в борьбу с экуменизмом, гомеопатией, инославными, жидовствующими, ИНН и т.д., страсти свои при этом распаляя. Они активны, повсюду выступают от имени православия, создавая в обществе впечатление, что они-то и есть Церковь.

Некоторые из них были в свое время в одном лагере с гонителями и хулителями Церкви. Резкую смену их убеждений принято сравнивать с «превращением Савла в Павла», забывая при этом, что Савл стал апостолом Павлом в то время, когда Церковь была гонима, и мужественно принял гонения вместе с ней. Наши же современные «Павлы» появились в Церкви как раз в то время, когда она гонимой быть перестала. Забавно наблюдать за людьми, которые совсем еще недавно, размахивая шашкой, мчались на атеистическом бронепоезде. Покинув его, они, не задерживаясь на станции покаяния, лихо впрыгнули на поезд, спешащий в противоположную сторону, пытаясь при этом навязать ему свой график движения. Причем размахивая той же шашкой, которую не забыли захватить с родного бронепоезда. Результаты бурной деятельности бывших «Савлов» – дискредитация Церкви, раскол и смятение душ. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 20).

Одна из причин неудач антисектантской и антикатолической деятельности – это значительный пробел в знаниях сравнительного богословия большинства подвизающихся на этом труднейшем поприще. Сведения о католичестве, как правило, ограничиваются информацией о папской непогрешимости, причем зачастую в ложной интерпретации. И получается, что католики только и отличаются от православных тем, что крестятся слева направо и сидят во время богослужения. Сведения же о протестантах черпаются из брошюр типа «Баптизм – самая зловредная секта», содержание которых мало чем отличается от нашумевшего в шестидесятые годы фильма «Тучи над Борском», демонстрация которого спровоцировала серию милицейских погромов баптистских молельных домов с целью обнаружения замученных младенцев и жертв, распятых на кресте.

Самое печальное, что многие из активистов борьбы с сектами не только не знают особенностей инославия, но и свою-то веру защитить достойно не в состоянии. Вместо того, чтобы догматически обосновать почитание Божией Матери, святых икон, святых угодников Божиих, объяснить, что никакое «хлебопреломление» не может заменить таинство Евхаристии, они ограничиваются лишь одним аргументом: «Наша вера называется православной, потому что мы правильно славим Бога». Боязнь уподобиться сектантам, верящим не по «духу», а по «букве», приводит к нежеланию запоминать некоторые цитаты из Священного Писания (а главное, православное толкование их), к которым обычно апеллируют различные «благовестники». Конечно, не стоит подражать различным начетникам, но декламация ими цитат из Священного Писания производит на несведущих ошеломляющее впечатление: «Эта вера правильная, они живут по Библии». А то, что различных деноминаций, «живущих по Библии», насчитывается более двух сотен, остается за кадром.

Разговор будет явно неполный, если не затронуть еще одну проблему – «младостарческую» ревность не по разуму части православных, особенно из неофитов. К человеку, впервые переступившему порог храма, у некоторых батюшек нет никакой снисходительности. Мало того, наблюдается желание сломать человека, или, как иногда приходится слышать, «смирить гордыню». Один мой неверующий знакомый этим летом в душевных поисках зашел в православный приход и обратился с вопросами к молодому священнику. Тот первым делом стал учить его православному этикету, предложив в конце беседы взять благословение. Если учесть, что в это время стояла страшная жара и люди буквально обливались потом, то лобызание потной руки напрочь отбило у моего знакомого желание прийти в храм еще раз. Когда я рассказал об этом случае своим верующим друзьям, то их возмущению не было предела: «Значит, и нечего с такой гордыней ему в нашей Церкви делать». Но в таком случае речь идет уже не о наличии или отсутствии гордыни, а лишь о разной степени ее присутствия у моего неверующего знакомого и моих верующих друзей.

Из описания мытарств блаженной Феодоры известно, что самый тяжкий грех, который испытывается на последнем, двадцатом мытарстве – это грех немилосердия. Чем иным, нежели немилосердием, можно назвать факты, когда священник отказывает в исповеди и причастии новоначальным? В последние годы в храмы приходят все больше людей, которые услышали, что исповедь и причастие – необходимые условия принадлежности к православной вере. Конечно, они готовятся к исповеди, но по-своему. И вместо того, чтобы получить в храме помощь в приобщении к православной вере, они получают, грубо говоря, плевок в душу от «младостарцев», которые и исповедовать-то не хотят, если узнают, что человек не «вычитал» всех положенных молитв, не постился три дня и т.д. Причем зачастую делается это в довольно грубой форме, которую почему-то принято считать за строгость. И уходят люди со слезами из православного прихода и вдруг вспоминают, что в очередном южноамериканском телесериале они видели, как благочестивый кюре терпеливо выслушивает исповедь телегероев. И начинают несостоявшиеся православные выяснять у знакомых адрес местного католического костела.

В народе говорят: «Слово лечит, слово и калечит». Может, стоит задуматься о том, что не только экспансия протестантизма и прозелитизм католичества уводят людей из Православной Церкви, но и дефицит, а иногда и полное отсутствие добрых слов внутри ее ограды? Об этом говорил Святейший Патриарх Алексий: «...Не хватает элементарной человеческой вежливости, терпеливого внимания к прихожанам. Неизвестно, кто больше загораживает дорогу к храму, кто больше отторгает, уводит людей от Церкви – многочисленные инославные проповедники, которые внимательны и ласковы к людям, или высокомерные, грубые к прихожанам наши горе-церковно– и священнослужители».

По этому поводу вспоминается происшедший несколько лет назад случай. Пожилая женщина узнала, что больна неизлечимой болезнью и что дни ее сочтены. Всю свою жизнь она была далека от Бога, но известие это перевернуло все ее сознание, заставило подумать: а что же будет там, за порогом жизни? Переосмыслив многое, она осознала всю неправоту своей жизни. После мучительных сомнений и раскаяний она приняла решение – покреститься. И вот, превозмогая боль, женщина пришла в православный храм и обратилась к первому попавшемуся ей священнику. Батюшка явно куда-то спешил, и она постаралась кратко изложить причины своего желания принять крещение. В ответ священник спросил: «Телевизор смотришь?» – «Смотрю». – «Ну и гореть тебе в аду», – ответил батюшка и побежал дальше по своим делам. Нет, эта женщина не ушла к католикам и не стала сектанткой. Так и не удостоившись таинства крещения, она в слезах вернулась домой, слегла и через несколько дней умерла.

В.МЕЛЬНИКОВ
г.Новосибирск

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу .Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции. Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru