ПАЛОМНИЧЕСТВО
ЛЮДИ ЛЮБИМЫЕ В позапрошлом номере мы печатали рассказ нашего корреспондента о паломнической поездке в древнее село Красноборск («На Северной Двине»). В сегодняшнем выпуске – материал нашего корреспондента о простых людях, восстанавливающих православную жизнь в лесных поселках Верхнетоемского района Архангельской области. Дороги, которые мы не выбираем
В ночь перед поездкой в Верхнюю Тойму я спал в просфирне красноборского храма, окруженный со всех сторон старинными образами. Среди них – иконы батюшки Серафима и «Радость всех радостей», так преподобный ласково называл свой любимый образ Божией Матери «Умиление». Любовно иконы установила рядышком просфорница Лидия Ивановна, которая под ними на столе печет просфоры. Прежде чем готовить тесто, она всякий раз молится святому, как бы испрашивая благословение на это святое дело. И просфоры у нее получаются необыкновенные. Словно сухарики преподобного Серафима, они исцеляют души людей. С радостным чувством, прочитав вечернее правило, я уснул. А в четыре часа уже зазвенел будильник... Выехали мы затемно. Чтоб попасть в Верхнюю Тойму, нужно перебраться на другую сторону Северной Двины и дальше еще ехать километров 60. За рулем сидел настоятель храма в Красноборске о.Валентин Кобылин и рассказывал о жизни своего благочиния. – Всего у нас семь приходских общин, освящено четыре храма, остальные часовни. Часовен намного больше, чем зарегистрированных приходов, особенно у отца Анатолия в Верхнетоемском районе. Бабушки собираются в отдаленных деревнях и сами себе строят часовни. У нас в основном все лесные поселки, до некоторых просто не добраться по бездорожью. В одну деревню о.Анатолию как-то пришлось на трелевочнике добираться. Сначала подвезли его на «жигуленке», дальше не проехать. Остановился перед рекой, мужики мост делают. Спрашивает: «Как дальше можно проехать?» – «Вот если только на этом», – показывают на трелевочник. – «А этот проедет?» – срашивает он. «А садись да езжай». Отец Анатолий человек простой – сел, да и поехал. Мужики и не ожидали, что священник умеет на тракторе. * * * Возле паромной переправы уже стояли с десяток разных машин и автобусов. Начинало светать. Ширина реки в этом месте около двух километров, и когда паром своим черепашьим ходом доплыл до середины, мне показалось, что он застрял на реке. Но противоположный берег становился все ближе и ближе. Над его высоким песчаным обрывом все отчетливее стали прорисовываться деревья и маленькие домики. Пристали мы несколько ниже поселка, так что еще с километр нам пришлось добираться до него по совершенно разбитой прибрежной дороге. «Нива» о.Валентина, как муравей, отчаянно ползла вперед, волочась днищем по высоким краям колеи. Когда переезжали через речку Тойму, вода поднялась до радиатора, залила салон и попала в мотор. Машина зачихала и заглохла. Будучи геологом, я много повидал разных переправ, но чтоб реку переезжали вброд на легковушке... Все-таки «Нива» хоть и не амфибия, но первое препятствие преодолела: прочихавшись, выехала-таки на противоположный берег Тоймушки, как здесь ласково называют эту речку. Но на подъеме мы все равно застряли в непролазной грязи – вытаскивал нас гусеничный трактор. Послушание на всю жизнь Отец Анатолий встретил нас около дома, словно знал заранее, что приедем. Телефона у него нет, а живет он с семьей в чужом доме. Кроме родной дочки, вместе с матушкой Ольгой они воспитывают еще девочку Настю, которую взяли из детского дома. – Отец Анатолий, вы из этих мест родом? – Нет, из Белоруссии. Я из семьи военного. А в Архангельск мы в 93-м с семьей из Киргизии переехали. Еще при владыке Пантелеимоне служил вначале дьяконом в кафедральном соборе, а 9 мая 94-го года меня рукоположили во священники. Вместе с владыкой ездил по приходам. Потом он меня забросил сюда, в Верхне-Тоемский район, как десант. – Ну и как вам условия «десантирования»? – Верхней Тойме – 850 лет, она ровесница Москвы. Правда, старинный храм здесь разрушили еще в 20-е годы, на его месте возвели здание райадминистрации. Строили прямо на кладбищенских плитах. А на сельском кладбище, тоже буквально на могилах, сделали танцплощадку. Недавно по нашему требованию ее убрали. На этом месте мы установили Поклонный крест. Вообще в районе живет 25 тысяч человек, в Тойме – пять, в Двинском – это поселок в 12 км от Тоймы – больше трех. Оттуда каждое воскресенье человек по 25-30 приезжает на богослужение. – Похоже, вы здесь освоились… – Никогда не думал, что могу стать священником. Я и крестился, можно сказать, случайно, только в 88-м году. Просто такое время было, когда все к вере повернулись. Как-то услышал по телевидению выступление священника, он рассказывал о каком-то монастыре, говорил, что сейчас семинарии открываются, – и мне тоже захотелось поступить в семинарию. Жил я тогда на берегу Иссык-Куля в курортном киргизском городе Балыкчи (он раньше Рыбачий назывался), работал слесарем. Когда в первый раз зашел в молитвенный дом на богослужение, у меня все в душе перевернулось. После этого каждый день по окончании работы стал бегать в храм. Спустя полгода мне снится сон: будто выходит из царских врат священник и говорит: «Ну что, ты побегал в храм, теперь давай полностью переходи ко мне на послушание». С утра я пошел в храм, и вот, как сейчас помню, в синем подряснике, в красной скуфье выходит о.Валентин и, как во сне, говорит: «Ну что, ты побегал в храм, теперь давай полностью переходи ко мне на послушание». Ну, я понял, что мне надо оставить мирскую работу и служить Богу. – А как вы на Севере оказались? – Из Киргизии, где в ту пору начал набирать силу национализм, решил уезжать. Отправился на родину, в Белоруссию. А когда в Брест приехал, думаю: нужен ли я здесь? Устроился в одну в церковь, а священник говорит: «Лучше ты езжай в монастырь». Поехал я в Жировицкий монастырь и пробыл там два года. Это опять же, наверное, промысел Божий. Как бывшего слесаря меня там поставили завгаром: готовить тракторы к работе в поле, смотреть за автопарком – все машины были на мне. Одновременно учился в семинарии, но, главное, монастырь научил меня смирению. Эта школа мне по сей день помогает. Например, в работе с сектантами. – Смирение в работе с сектантами?.. – Вначале я пытался с ними бороться, потом думаю: буду их лаской привлекать. У нас в п.Двинском секта Свидетелей Иеговы. Их человек тридцать было, когда я приехал. Но вот одна женщина уже вышла из этой секты, стала приходить в храм. После богослужения она ставит свечи, это уже хорошо. Я думаю, что за людей, попавших в секту, надо просто молиться, тем более, если они были крещены в православии. Первое время, когда я к ним приходил, они более агрессивно себя вели. А сейчас это как-то все утихло, люди начинают осознавать, что находятся не на правильном пути. Преподобный Сергий – Отцу Анатолию определено окормлять приход в селе Согра, где стоит старинный храм в честь Преображения Господня. Рядом с алтарем там находятся мощи преподобного Сергия Малопинежского. Он 62 года служил в этом храме еще во времена Ивана Грозного. Обращал здесь ко Христу некрещеную чудь. За год перед смертью принял схиму. А после смерти его Господь прославил за труды и святую жизнь: на его могилке начались исцеления. Люди стали приходить отовсюду, брать земельку с могилки. В основном она помогала от головных болезней. В 1648 году такое чудо случилось. Священник Елисей, обещавший построить святому часовню, о своем обете забыл. Тогда заболели все его сыновья. Они молились Богу, давали разные обеты, но ничего не помогало. Наконец прп. Сергий явился младшему сыну и указал на причину болезни. Когда часовня была построена, все дети выздоровели. А в 1655 году святой был прославлен. Мощи прп.Сергия сохранились под спудом до нашего времени. От часовни ничего не осталось, сейчас к храму над могилой пристроен навес. После закрытия храм в Согре вначале переделали под школу, потом там был клуб, потом здание пустовало. «Через дорогу от храма живет Клавдия Павловна Ширяева, – рассказывает о.Анатолий. – Ей стало больно смотреть на это запустение, и она организовала людей, чтоб хотя бы мусор убрать. Когда мусор убрали, появилось желание собираться и молиться в храме. Они и по сей день собираются. В 94-м году зарегистрировали общину. А перед освящением храма (два года назад, 12 января) у них в праздник Николая Чудотворца произошел такой случай. Люди, помолившись, разошлись, все свечи и лампадки потушили, а рядом кто-то после этого прогуливался и увидел, что в храме свет горит. Побежали к женщине, у которой ключи от храма, пришли в храм, а там перед местного письма старинной иконой Спаса Нерукотворного (XVII в.) мерцает лампадка, сама зажглась». В Согре у о.Анатолия есть замечательный помощник, председатель общины Александр Валентинович Русанов. Он же – глава местной администрации. Умнейший парень, авторитетный, хоть ему всего 26 лет. О.Анатолий заходит к нему в кабинет, а тот подходит под благословение. Где вы еще видели, чтобы главы администраций к священнику подходили под благословение? И для местных жителей он не только хозяйственные вопросы решает, но и духовные. До священника далеко, а он всегда рядом... В день памяти прп.Сергия Малопинежского – 29 ноября – местный православный народ собирается помолиться над могилой святого. Женщины просят помощи в каких-то житейских нуждах, берут земельку с могилки – и исцеляются в основном, как и встарь, от головной боли. «Люди лучше стали» Что интересно, в здешних местах почти в каждой деревне старинные часовни сохранились. Некоторые совсем маленькие, как баньки. Кресты обетные стоят. Такая традиция идет из древности – ставить кресты, когда дают Господу какой-то обет. Потом ходят к этому кресту, молятся. Приносят полотенца с изображением вышитого креста, завязывают их на кресте в благодарность Богу за внука или брата, особенно когда они в армию уходят и невредимыми возвращаются. * * * Строят люди и новые часовни. Этим летом о.Анатолий ездил в поселок Северный, что почти на границе с Коми, в 180 километрах от Тоймы. Добирался 13 часов на вахтовке «Урал», другая машина не проходит. Только Пинегу четырежды пришлось переезжать вброд. В ту поездку крестились 69 человек. Есть там часовня. Построила одна женщина, Антонина Толстикова. Что-то у нее в семье произошло, все они начали болеть, и она дала обет Богу, что поставит часовню, лишь бы в семье все стало благополучно. И вот как часовня появилась, все у них стало хорошо. * * * Похожая история была и в Ламбазе. Там часовню построила Надежда Ивановна Первышина – она мастером в лесопункте работает. Ей еще и сорока лет не исполнилось, когда она занялась ее возведением. Видит, что люди духовно гибнут, спиваются – а в поселке около пятисот человек живет, – и решила построить храм, чтоб люди могли собираться, молиться. Построила Надежда Ивановна часовню, освятили мы ее в честь Серафима Саровского. Поначалу она одна туда ходила, молилась, читала Евангелие, Библию. Люди смотрели на нее косо. Сейчас там на службы собирается до тридцати человек. Говорят, люди в Ламбазе намного лучше стали, уже не так сильно пьют, меньше дерутся, ругаются, больше помогают друг другу... * * * Отец Валентин поведал такую историю: «Девять лет назад в Лахоме (это за сто километров от В.Тоймы, шесть часов езды по колдобинам) неожиданно поселился москвич. Он бросил в Москве квартиру, работу – а у него высшее образование, ученый, – словом, все, что у него было, и, выбрав самую глушь Архангельской области, привез с собой семью и занялся сельским хозяйством. У Дмитрия трагедия была в жизни – лишился сына, трагически погиб в четырнадцать лет. Вот он через скорбь, наверное, обратился к Богу, решил восстановить Божий храм. Этому храму – в честь Георгия Победоносца – 315 лет. Мы его Дмитрием Лахомским зовем за подвиги». * * * «Еще у нас есть село Красное, – вспоминает о.Анатолий. – Там самые активные две бабушки и одна молодая девушка Наташа – втроем поднимают все село. Церковных распевов они не знают, но замечательно поют церковные песнопения на мотив советских песен, таких как, например, из фильма «Весна на Заречной улице». Очень у них хорошо получается. Сами стали выписывать духовную литературу, получают книги, всякие брошюры, занимаются самообразованием. Мы их засняли на видео». * * * Подобные истории из жизни тоемского прихода, похоже, могут продолжаться еще долго, но нам пора в храм. У него, как и у многого здесь, тоже своеобычная судьба. Выстроила его Зинаида Павловна Некрасова – как она сама говорит, «исправляла свои коммунистические ошибки». Теперь она – староста этого храма. Вот ее рассказ. Как коммунистка храм построила – Я уже была на пенсии, работала в краеведческом музее, который сама же и открыла, когда к нам приехал из Ленинграда Валериан Павлович Кондратьев. Полковник, кандидат наук, верующий человек, из местных. Вот он и говорит мне: «Давай построим церковь!» – «Да я, – говорю, – коммунистка, никакого отношения к этому не имею». А он уже переписку имел с епископом, все указания получил, как и что строить. Уехал в Ленинград, велел мне собрать народ, чтоб они подписались за строительство церкви. На 12 июля он купил билет, чтобы вернуться. Но 8 июля с ним случился инфаркт, и он помер. Я как узнала о его смерти, подумала-подумала, сколько он уже всего тут сделал, и решила взяться за это дело. Только ради его памяти и стала церковь строить. Хороший был человек. Вначале я собрала подписи, кто желает церковь построить. Я тогда в Архангельск через каждые три месяца ездила в больницу и там обратилась к епископу – к нам прислали о.Владимира. Собрали людей, меня избрали председателем общины, и я начала действовать. Нужны были смета, проект. Я поехала к игумену Александру в Новодвинск, он мне все наставления дал, снял со стенки фотографию своей церкви – благословил строить такую же. Я все это привезла начальнику нашего стройучастка Алексею Анатольевичу Рядовкину, он с фотографии размеры снял, смету составил и стал строить на добровольных началах. Два года строительство у нас заняло. Я материалы доставала, а он строил. Помогли руководители нашей области – сама по всем начальникам ходила, никто не отказывал. Я им на молитвенную память давала образки. Ведь руководителям тоже надо верить Господу Богу. – Рядовкин сам был архитектором, – добавляет о.Анатолий. – Крышу, купола сам придумал. Сначала он поставил три купола. Ему показалось плохо, ночь не спал, потом переделал на семь куполов – один над алтарем, один над колокольней и пять над крышей. Он же и предложил назвать храм в честь Георгия Победоносца. – Сам-то он верующий человек? – спрашиваю у батюшки. – Сначала у него просто азарт появился: «Надо во что бы то ни стало церковь построить!» А потом, в процессе строительства, у него появилась вера, начал благословение брать. Сейчас не сказать, что часто, но в храм постоянно ходит. – Когда церковь построили, люди остались очень довольны, – продолжает Зинаида Павловна. – Когда летом ходят пароходы по Двине, все любуются нашей церковью. Теперь рядом с храмом начинаем строить дом для батюшки и воскресную школу. При храме обязательно откроем музей, чтобы люди знали свою историю. Когда взялась за храм, меня, конечно, наши коммунисты стали ругать, что я перебросилась к Богу. Но я и сейчас душой в партии, от партийного билета не отказывалась, и личная карточка у меня дома лежит. Теперь-то я, конечно, уже начала верить. У меня мама очень верующая была. Она бывала в Почаевской, Троице-Сергиевой лаврах не однажды, в Красноборск и Туровец постоянно ездила на службы. Она своей веры не скрывала, а когда наших «кулачили», за всех шла горой. У матери еще бабка Анна торговала иконами и свечками в монастыре в деревне Бутырской, ее за это не раз арестовывали. Раз увезли в Котлас, там она все лето в тюрьме сидела. Потом ее отпустили, она назад пешком добиралась. Маму тоже не раз допрашивали, искали золота, наказывали принудработами. Но Господь уберег от тюрьмы. И меня, я чувствую, Господь бережет, потому что я занялась этим делом. Хотя годы уж не те, 76 лет. Болезни не проходят: опять давление вот привязалось. Два раза только за последнее время ногу ломала, все по делам спешила. Но сейчас я уже без палочки хожу, опять начну делами заниматься... На том завершила свой рассказ Зинаида Павловна, настоящая русская труженица, человек с большим чистым сердцем, в котором так вот деятельно поместились и Божья правда, и коммунистическая вера в светлое будущее. * * * …Я вышел на улицу. Несмотря на пасмурный день, храм выглядел, на удивление, радостным. Может, из-за того, что он расположен на высоком берегу Двины, или оттого, что построен из смолистого солнечного дерева. Да и голубые купола с крестами придают ему праздничный вид. Поставлен он был на окраине села всего четыре года назад, а за это время вокруг него уже выросло несколько улиц новых жилых домов. И каждую субботу-воскресенье тянутся сюда люди со всего села, приезжают из соседних деревень, чтобы всем вместе помолиться Богу и испросить благополучия в своей, такой нелегкой, жизни. Е.СУВОРОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |