ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Крестное знамение – крестообразное осенение себя или кого-либо. Для этого православные складывают вместе большой, указательный и средний пальцы (персты) правой руки, а безымянный и мизинец пригибают к ладони. Три первых пальца выражают нашу веру в Пресвятую Троицу, два отогнутых обозначают два естества во Христе – человеческое и Божеское. Сложенные так персты сперва кладут на лоб, потом на живот, затем на правое и левое плечи. (Из православного катехизиса) Крестное знамение, накладываемое человеком на себя, имеет великую силу. Наверное, поэтому на протяжении всей истории Церкви сам образ и способ перстосложения непрерывно вызывали споры и расколы в среде христиан. Самый болезненный для нас раскол произошел в XVII веке при патриархе Никоне, когда веками укрепившееся на Руси двуперстие было объявлено ложным и заменено на нынешнее троеперстие. Старообрядцы, несмотря на все гонения, и по сей день остаются верны двуперстию (складывают указательный и средний пальцы, а большой присоединяют к двум малым). Спустя более чем три века Церковь признала равночестность обоих видов перстосложения – и то, за что при Петре I можно было жестоко поплатиться, теперь нередко можно увидеть в православных храмах. Признание равночестности обоих видов перстосложения в 1971 г. не следует считать лишь данью «икономии», своеобразным компромиссом, жестом Церкви в сторону подвергшихся гонениям старообрядцев. Большую роль тут сыграли археологические и архивные изыскания, проведенные в XIX веке. 27 ноября в своем выступлении на конференции, посвященной 200-летию единоверчества в России, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил, что Патриарх Никон, «изменяя русские богослужебные чины и обряды по современным ему греческим образцам, исходил из ошибочного взгляда, что существующие у нас с греками разности в чинах и обрядах растлевают нашу веру». По мнению митрополита Кирилла, приведенные Собором 1656 года основания для замены двуперстия на троеперстие «более чем сомнительны», а следовательно, и клятва, наложенная на «двуперстников» как на еретиков, «более чем неосновательна». Именно для понимания того, что образ перстосложения не может служить нашему разделению, важно знать историю его установления. Действительно ли, как верит Церковь, крестное знамение употреблялось в первые века христианства? Об этом имеются несомненные свидетельства. Так, св.Иоанн Златоуст говорит: «Когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста... Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера». Св.Епифаний говорит о некоем знакомом ему православном муже Иосифе, что он, «взяв сосуд с водою собственным своим перстом напечатлел на нем крестное знамение». Заметим, в обоих случаях говорится об одном персте, коим следовало креститься. Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят затем блаженный Иероним, блаженный Феодорит, церковный историк Созомен и другие. Знаменовали себя крестом в первые века христианства также иначе, чем теперь: указательным перстом изображали тогда крест обычно на челе или же на отдельных частях тела (на груди, например). Древнехристианское единоперстие с течением времени, начиная с IX века, стало заменяться в Православной Греческой Церкви двуперстием, которое, вытеснив собою единоперстие, сделалось у греков господствующим. Это подтверждается несомненными свидетельствами. Наиболее раннее и очень важное свидетельство об употреблении греками двуперстия принадлежит несторианскому митрополиту Илии Гевери, жившему в конце IX – начале Х века. «Яковиты, – пишет он, – осеняя себя одним перстом слева направо, означают этим, что веруют во единого Христа – приведшего искупленных от греха (слева) к благодати (направо). Несториане и мелхиты (т.е. православные, как их тогда называли), изображая крест в знамении двумя перстами – справа налево, исповедывают тем свое верование, что на кресте человечество и Божество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения и что вера началась с правой стороны, а неверие, заблуждение, прогнаны с левой». Кроме Илии Гевери, уже давно были известны еще два свидетельства из XII века, что православные употребляли тогда в крестном знамении двуперстие. Так, один грек XII века обличает латинских архипастырей в том, что они благословляют пятью перстами, а знаменуют себя, подобно монофелитам, одним перстом, «между тем как персты в знаменованиях должны быть располагаемы так, чтобы ими обозначались два естества (во Христе) и три лица (в Божестве)», т.е. правильным перстосложением считает именно двуперстное. Использовали двуперстие не только в Сирии, но и в Константинополе. Так, император Мануил Комнин в 1170 году послал к армянам одного из константинопольских ученых Феориана для богословских собеседований с ними. Описывая эти собеседования, Феориан сообщает об упреке константинопольским грекам, представителем которых был Феориан: «Для чего вы изображаете крестное знамение двумя перстами? Не разделены ли персты, как особые один от другого? Cледовательно, по-вашему и два естества Христовы разделены между собой?» И тут Феориан подтвердил, что константинопольские греки действительно крестятся двумя перстами по таким-то основаниям. Значит, в 1170 году в Константинопольской Церкви в крестном знамении, несомненно, употреблялось двуперстие, которое служило и признавалось тогда внешним наглядным признаком, отличающим православных от монофизитов. Почему греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении заменили потом у себя (не позже начала IX века) двуперстием – понятно. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием – для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двуперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Борьбою и постоянным соседским жительством с монофизитами объясняется то, почему двуперстие так долго держалось в Константинопольской Церкви и потом между сирийскими православными христианами, и почему троеперстие – эта, по-видимому, самая естественная для христианина форма перстосложения – могло сделаться в Греческой Церкви господствующим обычаем только в позднейшее время, когда уже окончательно прекратилась борьба с монофизитством. Здесь же причина и того, почему в Западной Церкви, не соприкасавшейся непосредственно с монофизитами, троеперстие встречается ранее, чем у греков. Греки, в свое время изменившие древнехристианское единоперстие на двуперстие, которое продолжалось у них более четырехсот лет, переменили, наконец, у себя двуперстие на троеперстие. Причина состояла вовсе не в том, чтобы двуперстие или единоперстие было признано неправильным или неправославным. Просто одноперстием воспользовались еретики-монофизиты, связавшие с ним, к соблазну православных, свое еретическое учение, так что единоперстие стало символом монофизитства, а двуперстие – православия. А потом и от двуперстия греки отказались не потому, что оно сделалось само по себе неправославным. Дело в том, что на смену монофизитства пришло другое еретическое учение – несторианство. Несториане всегда строго держались двуперстия, так как они соединили с ним свое еретическое учение о соединении во Христе двух природ. В двуперстии они видели символическое выражение и подтверждение своего еретического учения. Это и стало толчком к тому, что Константинопольская Церковь заменила у себя двуперстие на троеперстие, выражающее главный, основной догмат христианства – учение о Святой Троице. Эта перемена в крестном знамении у греков – из двуперстия в троеперстие – произошла в конце XII века и продолжалась до конца XIII, когда оно у них сделалось, наконец, господствующим. Русские, а ранее и другие православные славяне, приняли от греков христианство в то время, когда, как мы видели, в Константинопольской Церкви двуперстие в крестном знамении признавалось единственно правильным. Церковные иерархи, присланные из Константинополя, передали русским весь греческий церковный обряд и чин. Понятно, что греки прежде всего научили их творить на себе крестное знамение таким же образом, как сами творили его в то время. А так как обязательным для православных греки считали тогда двуперстное перстосложение, то, конечно, и русских они научили знаменовать себя двумя перстами. Вот откуда и когда появилось на Руси двуперстие в крестном знамении. Спустя столетия, при Никоне, греки вновь пришли на Русь, принеся «справу» древних книг и церковных установлений, в том числе образа перстосложения. «Некто иеромонах Дамаскин, – пишет церковный историк Тальберг, – явился на Афон со славянскою книгою, содержавшей учение о двуперсном крестном знамении. Отцы афонские, лишь только узнали о таком пришельце, снеслись с Константинопольским Патриархом Парфением и, по его благословению собрав в 1650 г. Собор, призвали Дамаскина, сожгли книгу его, запретили ему учить знаменоваться двумя перстами, а каждого, кто стал бы упорно учить тому, предали анафеме. Это решение они прислали царю Алексею в 1652 г.» Подходящая почва для нововведений к тому времени в России уже была, и вот спустя четыре года собравшиеся в Москве два патриарха – Антиохийский и Сербский, а также митрополит Никейский – в день Торжества Православия впервые изрекли анафему последователям двуперстия. Довод, приведенный Патриархом Макарием против двуперстия, был таков: «Издревле прияхом творити знамение Честнаго креста тремя персты десныя руки». Быть может, если б Макарий знал то, что теперь знаем мы, он не произнес бы так уверенно своих слов, и многое в нашей истории сложилось бы иначе... Но история, в том числе история Церкви, не знает сослагательного наклонения. По книге Н.Ф.КАПТЕРЕВА «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |