РАСКОЛ НАКАНУНЕ Украина перед грядущими испытаниями «Есть все основания полагать, что действия Патриарха Варфоломея в Эстонии являются ничем иным, как репетицией перед вторжением автокефалии на Украину. Ввиду этой опасности мы считаем, что духовенству УПЦ необходимо заранее обдумать упреждающие меры. В том числе и те, которые предполагают участие православной общественности. Со своей стороны, мы сделаем все, что в наших силах, чтобы не допустить участия УПЦ в создании раскольнической «Единой Поместной Церкви». Из заявления союза Украинские расколы Украина замерла, словно перед нашествием. Только на это раз ждут не поляков и немцев, а Вселенского Патриарха Варфоломея. * * * А пока все почти тихо. Позади вроде бы остались самые жуткие этапы разделения среди украинских православных, когда Русской Церкви пришлось платить за свои и чужие грехи. – Откололись униаты, которых Сталин насильно заталкивал в православие. Стремление воссоединиться с нами было некогда у греко-католиков довольно сильно, хотя и изуверств всегда хватало. Но нашлись выдающиеся пастыри, вернули их Матери-Церкви в Белоруссии, на Карпатах и даже в США. Но там, где униаты раз за разом сталкивались с насилием, они ожесточались и сегодня превратились в злейших врагов Русской Церкви. Будто Церковь кто-то спрашивал, навязывая ей новых, злосчастных чад. – Ушел митрополит Филарет (Денисенко). Десятилетиями все знали, что он имеет «жену», детей, но молчали. Дело дошло до того, что после смерти Святейшего Пимена Филарет едва не стал Патриархом Московским. Бог уберег. А мы молчали вплоть до 92-го года, когда терпение окончательно иссякло, вся Украина поднялась. Но было слишком поздно. Митрополит Филарет окончательно разорвал с Церковью и увлек за собой множество слабых, запутавшихся людей. Этот раскол, быть может, самый циничный – за ним вообще ничего не стоит, кроме властолюбия одного человека. В свое время нынешний расстрига старательно русифицировал Украинскую Церковь – так, что даже националистом его нельзя назвать. Обычный карьерист, до какого-то момента очень удачливый. Это в наши дни Филарет смешон, а ведь играл когда-то по-крупному. Но интрига не удалась – Украинская Церковь за ним не пошла. – Бежали священники-автокефалисты. Одни из корысти, чтобы отчислять меньше средств, другие из национализма. Третьи – возможно, их было большинство – из страха. Дело в том, что останься они в Русской Церкви, то могли потерять свои храмы. Униаты на рубеже 90-х выгребали все православное имущество подчистую. Настоящие пастыри Западной Украины просили тогда благословения у Патриарха переходить на катакомбное положение, служить в лесах. Но много было тех, кто решил «спасти Церковь» ценой компромисса. * * * И вот что тревожно – нет никаких оснований считать, что от подобного развития событий застрахована Россия. Особенно если вспомнить эпидемию обновленчества в начале 20-х годов. Нужно отдавать себе отчет в том, что корень разделений в Малороссии – не в национализме, а в нравственных качествах клира. Это какой-то важный, плохо пока понятый урок для нас. Когда мирянин говорит, что нельзя осуждать священника – это нормально, это правильно. Провод может быть ржавым, но ток проводит. Так и батюшка – каким бы он ни был, но через него действует Бог. Вспоминаю такой рассказ. Дело было под Ленинградом. Приехала семья крестить девочку. Обряд совершился, ребенка спросили, что ему понравилось больше всего? – Ангел, – сказала малышка. – Какой ангел? – поразились родители. – Тот, который меня крестил. – А как же священник? – Он в углу связанный лежал, – спокойно ответила девочка. Через несколько месяцев священник ушел из храма: оказалось, что он чернокнижник. Но таинства, совершенные им, действительны. Впрочем, это крайний случай. Суть дела в другом. Искушение восстать против отца – оно от Адама и Евы к нам идет, оно вековечное. Очень легко ошибиться, где пастырь прав, а где виноват, простительные слабости перепутать с серьезными провинностями. Поэтому, когда мирянин осуждает батюшку, это очень дурно. Он не ведает, что творит. Но есть у этой медали и другая сторона. Когда сами священнослужители начинают себя защищать, снисходить друг к другу – это, быть может, еще хуже. Простившись с «женой», митрополит Филарет в 90-м году поехал в Москву, надеясь стать Патриархом. И очень обиделся, не добившись искомого. Вот сюжет, из которого вырос его раскол. Киевский владыка настолько привык делать то, что считает нужным, что утратил всякое уважение к Церкви. Сговор
Когда-то мы были обязаны Царьграду своей верой. Именно греки даровали славянам встречу с православием. Общего у нас с греческими церквями и по сей день больше, чем того, что нас разделяет. Если говорить о Константинополе, то вспомним добрым словом мужественного Патриарха Григория, повешенного в XIX веке турками. Помянем и Патриарха Константинопольского Паисия, который в XVII веке пытался убедить Патриарха Никона не доводить дело до раскола. Но, увы. Периоды потеплений сменялись десятилетиями, иной раз веками, когда наши отношения с Вселенским Патриархатом были нейтрально отчужденными. Это разделение началось в XV веке, когда Константинополь уклонился в союз с Римом. Назначенный к нам Вселенским Патриархатом митрополит Исидор (он же – кардинал-пресвитер, папский легат для русских земель) попытался увлечь Русь под власть Папы. Его хотели переубедить, умоляли вновь стать православным. Но он бежал из Московского царства обратно в Рим. С этого момента можно вести отчет в истории самостоятельной Русской Церкви. Мы не искали независимости. Нам ее навязали. В ответ на упорство русских Ватикан отнял у Московской Митрополии украинские, белорусские, литовские епархии, которые вплоть до 1686 года числились за Константинополем. Вина за последующие разделения лежит не только на Вселенском престоле. В XIX веке под давлением государства ошибку совершил уже Синод Русской Церкви, признав самостоятельность Болгарской Церкви, отколовшейся от Вселенского Патриархата. Оправдывает нас лишь то, что этого хотели практически все православные болгары. В ответ Константинополь в ХХ веке начал настоящее наступление на Русь. Признав Болгарскую Церковь, мы не резали по живому. Признали де-юре то, что уже произошло в жизни. По-христиански были, возможно, даже правы. Ответный удар был страшен. Вскоре после революции Фанар (резиденция константинопольских патриархов в Стамбуле) признал обновленцев – людей, пытавшихся погубить нашу Церковь. Насилия над русскими начались в тех частях державы, которые не вошли в состав СССР. Например, жестокими методами был навязан григорианский календарь Валаамской обители (около 20 лет монастырь входил в состав новообразованной Финской Церкви, подконтрольной Фанару). Сегодня мы видим продолжение этой политики – бить в сердце, обрекать на страдания не пару митрополитов в какой-нибудь синодальной канцелярии, а сотни тысяч, миллионы православных христиан. Перейдем к последним событиям, к новым испытаниям, которые готовятся сейчас для Украины во Вселенском Патриархате. * * * 8 ноября в Константинополе автокефалисты (УАПЦ) и филаретовцы (УПЦ КП) подписали договор об организации Комиссии по созданию на Украине Единой Поместной Православной Церкви. Документ, подписанный иерархами обеих лжецерквей, предусматривает «прекращение взаимных обвинений», остановку процесса перехода из одной юрисдикции в другую приходов, общин, священнослужителей и т.д. Все действия комиссии, особенно в противоречивых случаях, будут согласовываться с Вселенским Патриархом. После окончания работы комиссия должна будет представить свои выводы Вселенской Патриархии, после чего Константинополь определит «канонические вопросы и положение архиереев и клириков» обеих лжецерквей. Удивительных гостей собрал у себя Патриарх Варфоломей, начиная с митрополита-расстриги Филарета Денисенко, преданного Русской Церковью анафеме. Недавно он вновь «отличился». Православные в Крыму установили несколько поклонных крестов. Далее события развивались так. Денисенко обвинил Русскую Церковь, назвав установку поклонных крестов в Крыму «провокационным и неуважительным по отношению к другим религиозным общинам». Перед этим он встретился с лидером крымско-татарского меджлиса Мустафой Джемилевым. Договорились о том, что татары заявят, что кресты оскорбляют их религиозные чувства, а их Духовное управление разорвет все межконфессиональные отношения с Украинской Церковью (МП).
Благодаря усилиям Филарета обстановка в Крыму накалилась до предела. Толпы фанатиков набросились на кресты. В селе Морском это едва не привело к кровавым столкновениям между православными и магометанами. И вот этот человек, спровоцировавший иноверцев поднять руку на Крест, символ той веры, к которой якобы принадлежит, принят в Фанаре, и он в «теплой дружественной обстановке» пьет кофе с Вселенским Патриархом, обсуждает план дележа Украины. Не многим лучше были и другие украинские гости Патриарха Варфоломея – представители УАПЦ. Так же, как и филаретовцы, они отторгнуты полнотой Церкви. Их архиерейство как в Москве, так и в Афинах ни во что не ставится. В Иерусалиме или Белграде их на порог патриарший не пустят как самозванцев. Причем не из-за формально юридического подхода. Есть же «иррегулярные» церкви типа Греческой Старостильной или Русской Зарубежной, которые не признаны, но уважаемы. Украинские раскольники никем не признаны и никем не уважаемы, кроме Вселенского Патриарха. И причина здесь только одна. Его заинтересованность в этих людях, как в таране, который должен разрушить Русскую Церковь – вновь разделить ее на западную и восточную части. Об этих намерениях Патриарх Варфоломей заявил еще в начале 1991 года, прислав Святейшему Алексию II свое письмо, в котором подчеркнул, что признает каноническую территорию Русской Православной Церкви (РПЦ) лишь в границах 1593 года: то есть украинское духовенство не должно подчиняться Московскому Патриарху. Варфоломей I объявил недействительным решение, принятое в 1686 году Патриархом Царьградским (Константинопольским) Дионисием, который признал главенство русских патриархов над украинскими епархиями. По словам Варфоломея, Патриарха Дионисия москвичи просто купили за 120 соболей и 200 червонцев. Но это были обычные посольские дары в те времена. Английские короли, например, получали от нас и побольше. Просто Патриарх Дионисий был, наверное, более достоин своей кафедры, чем его наследники. Бог не выдаст... Сговор, который состоялся 8 ноября в Фанаре, можно считать отправной точкой для наступления на Украину. Из стадии планов и разведдействий процесс начал переходить в стадию решений. Впрочем, Бог не выдаст, свинья не съест. Сразу после «собора» в Константинополе его участники начали делить трон будущего патриарха Единой Украинской Церкви и, естественно, передрались. Филарет заявил, что он будет биться за «патриарший» куколь до конца, что в «деле объединения украинского православия ему нет альтернативы». Автокефалисты же хотят видеть во главе «Церкви» своего – митрополита Константина, который живет сейчас в США и подчиняется Патриарху Варфоломею. Для Фанара, Ватикана, американцев эта фигура, конечно, удобнее. Возникает старый вопрос, которым совершенно разные люди, церкви и государства мучаются уже второе десятилетие, передавая его из одних рук в другие. Вопрос этот – как отделаться от Филарета? В связи с этим вспоминается одна история. На Православном молодежном конгрессе в Москве, который состоялся в 1990 году, сотрудники газеты «Вера» общались с украинцами, которые стенали и мечтали: вот избавимся от Филарета, и все у нас станет хорошо. Вскоре Филарет был смещен с Киевской кафедры, но лучше не стало. Потому что дело не в нем, точнее, не только в нем. Ситуация там очень сложная, независимо от той или иной личности. И Патриарха Варфоломея, даже если ему и удастся избавиться от Филарета, ждет на Украине еще много неприятных неожиданностей. * * * Здесь стоит упомянуть, например, русский вопрос. Как замечает крупный украинский публицист, пишущий о православии, Кирилл Фролов, «в государстве Украина проживает 11,6 млн. русских, что составляет 22% населения республики. В ряде регионов русские составляют более 50% населения. Однако это заниженные данные. Дело в том, что при проведении коммунистической властью массовых кампаний по украинизации в 20-е годы и при «паспортизации» население целых городов и сел поголовно записывалось в «украинцы». Эти кампании имели очень жесткий характер, «реакционный русский шовинизм» подавлялся беспощадно; так, например, в 20-е только за непосещение обязательных «курсов украинизации» выгоняли с работы... По культурно-языковому признаку более 70% жителей Украины неотличимы от соседей – россиян и белорусов, а что касается православия, то огромное большинство верующих, невзирая на оголтелую антирусскую и антироссийскую пропаганду, считает себя частью Русской Православной Церкви и не желает иметь ничего общего с националистическим расколом». * * * Кроме того, украинцы все отчетливее понимают, что автокефалия для них – это только приманка. Попытка сменить «влияние Кремля» на «влияние Вашингтона», связь которого с Фанаром особенно окрепла после того, как Конгресс США принял решение потребовать от турецкого правительства оказывать почести Вселенскому Патриарху и обеспечить ему безопасность. Олег Соскин – человек, близкий к премьер-министру Украины Ющенко и ранее всегда поддерживавший Филарета, – заявил недавно, что Украинская Церковь (МП) должна быть ликвидирована, а «Объединенной Церкови» нужно стать сначала экзархатом Константинопольского Патриархата, а затем получить статус автономии в составе Константинопольского Патриархата. Ни о какой автокефалии и речи не идет. По словам публициста Кирилла Фролова, «не исключено, что в проамериканских кругах, представителем которых является Ющенко, созрела идея устранить Филарета и действовать в соответствии с уже опробованным эстонским сценарием – а именно: Патриарх Варфоломей простирает свою юрисдикцию над Украиной, его поддерживает правительство, УПЦ МП объявляется вне закона, после чего начинается массовый захват храмов». День рождения митрополита Владимира Этот сценарий с каждым днем становится все более реальным. Это показали события вокруг юбилея Главы Украинской Церкви Московского Патриархата митрополита Владимира, которому исполнилось 65 лет. Премьер-министр Виктор Ющенко («рука» Вашингтона в Киеве) 22 ноября демонстративно на празднование не явился. А президент Кучма не смог лично поздравить митрополита по «объективным причинам», которые вызвали у православных оторопь и обиду. В эти дни он был в Стамбуле, где 23 ноября состоялась его встреча с Патриархом Варфоломеем. Они решали вопрос о будущем украинского православия и мере участия в них Фанара. Реакция Украинского Синода была предельно резкой. Встреча была расценена как «беспрецедентный вызов и фактическое объявление войны самой влиятельной конфессии Украины». Одновременно в УПЦ МП подчеркнули, что Украина «была, есть и будет канонической территорией Русской Церкви, ибо такова воля абсолютного большинства православных верующих этой страны». Как сообщает агентство Благовест-инфо, особое недоумение в УПЦ МП вызвало то, что переговоры Л.Кучмы с Константинопольским Патриархом произошли на следующий день после того, как «вся полнота Русской Церкви и представители других Поместных Церквей поздравили с юбилеем митрополита Киевского и всей Украины Владимира – единственного законного Главу православных верующих страны». Сопротивление Встреча с Варфоломеем уже вышла украинским властям боком. Есть основания надеяться, что она сплотит православных. В этом случае никакой Кучма с ними справиться будет не в состоянии. Ведь именно разногласия внутри Украинской Митрополии Русской Церкви позволяют нашим врагам строить какие-то планы относительно ее будущего. В этих условиях главным оплотом веры все отчетливее становится Одесская епархия. Она дает украинцам пример, как должно вести себя в условиях необъявленной войны. Минувшей зимой, за полгода до Московского Собора, прославившего Царственных мучеников, здесь состоялась канонизация Государя Николая Второго как местночтимого святого. Митрополит Одесский Агафангел – этот столп современного русского православия – дал этим понять, что единство Церкви достигается не формально бюрократическим путем. Когда в некоторых русских епархиях священники рисковали оказаться под запретом за выставление в храме мироточивой иконы Царя-мученика, в Одессе ее встретили как великую святыню. Сердцем поняли, что имя Государя стало символом единства всех православных христиан, живущих в пределах Российской империи. В ответ началась истерия в украинской прессе. Митрополита Агафангела объявили «самым главным москалем на Украине», «рукой Москвы», архиереем, отстаивающим интересы Русской Православной Церкви «в ущерб украинской державе». Клеветнические материалы в адрес владыки, требования сместить его с кафедры идут непрерывным потоком. Кстати, одним из обвинителей выступает Димитрий Корчинский, «крестный отец» УНА-УНСО, который как-то публично заявил, что на Украине «за каждое произнесенное на русском языке слово у виновного должен отрубаться палец». Митрополит Агафангел в ответ собирает тысячи чад своих на молебны перед чудотворными образами. Недавно там побывали иконы «Призри на смирение» и Божией Матери Почаевской. Владыка верит, что молитвой добьется большего, чем враги православия своими интригами. Когда вся Украинская Церковь это осознает, то из тени нависшего над ней поражения она выйдет Победительницей. Г.РЕШЕТОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |