В ЗЕРКАЛЕ ЦИФР

   

ПОСЛЕ ПРАЗДНИКОВ

Почти 50 миллионов россиян «посетили»
в рождественскую ночь Храм Христа Спасителя

Завершились Рождественские торжества, первые в наступившем столетии, и социологи из Фонда «Общественное мнение» поспешили узнать у россиян, как же за последнее время изменилось их отношение к церковным и светским праздникам января.

Удивительно, какую популярность в России приобрели телетрансляции рождественских богослужений – нынче виртуально «побывали» на рождественском богослужении, которое транслировалось из Храма Христа Спасителя, 37% соотечественников, что являет собой цифру очень большую даже для стран с давней и непрерывавшейся традицией встречи этого праздника, например, стран Запада. Несомненно, что у многих телезрителей не было выбора – пойти в храм или остаться перед телеэкраном, среди людей старше 50 лет смотрел ее каждый второй (50%). Для многих слушать спокойный комментарий Николая Державина и видеть все в подробностях на экране – стало уже привычкой. И возможности такой телекатехизации нельзя недооценивать, ведь важно еще и то, с каким ощущением смотрели люди эту трансляцию. То, что это было не просто любопытство, а своеобразное приобщение к сакральному, говорит тот факт, что 4/5 россиян утверждают, что праздник этот имеет церковный характер и требует особого, по сравнению, скажем, с Новым годом, отношения.

В 2001 году Рождество отмечали 66% россиян. Три года назад таковых было 49%. При этом количество россиян, посетивших рождественское богослужение «вживую», даже снизилось нынче на 1% и составило всего 3%. Причем такое распределение ответов наблюдается во всех социальных группах: среди молодых и пожилых, мужчин и женщин, горожан и сельчан. Большинство опрошенных вообще не имеет представления о том, как следует встречать Рождество Христово. При этом 59% еще до установления Рождества как государственного праздника знали о нем и как-то отмечали. Большинство опрошенных следует своим сложившимся привычкам: из тех, кто и прежде отмечал Рождество, нынче по тем или иным причинам не стали это делать лишь 16%, а среди тех, кто и при советской власти не праздновал Рождество, и на этот раз проигнорировали его 62%. Только 13% населения считают Рождество светским праздником, абсолютное большинство – 80% – считает его праздником церковным. При этом столько же – 81% – одобряет тот факт, что Рождество теперь официально является и государственным праздником. Как минимум все это говорит о том, что признание обществом христианских ценностей в целом совершилось, эпоха «крещения» минула – и теперь предстоит многолетняя и трудная работа по воцерковлению сограждан...

В этом смысле характерно, что Новый год – праздник, приходящийся на самый разгар Рождественского поста, – остается самым популярным, который отмечают 9/10 россиян. На вопрос, какой праздник имеет для них большее значение, Новый год предпочли Рождеству 68% против 18.

Выяснили социологи также популярность среди россиян и других праздников – как церковных, так и светских. На втором месте после Нового года среди «общественных» праздников оказались вместе Женский день 8 Марта и Пасха Христова, которые отмечают стабильно в последние годы 62-65% населения. Объяснить это в общем несложно: на Руси Пасху всегда называли «праздников праздник» и ставили выше Рождества; что же до Женского дня, то, по-видимому, древнее особое отношение к Богородице, к женщине в России таким вот образом нашло свое выражение в празднике, недавно еще называвшемся Международным женским днем (хотя какой он «международный», на Западе его почти не знают). При этом православный «женский день» – память святых жен-мироносиц в третье воскресенье после Пасхи – по-прежнему пока остается в тени. Следующий после Рождества (57%) по популярности праздник – День Победы (52%), который с недавних пор, как известно, стал также и церковным Днем поминовения убиенных воинов. Святую Троицу празднуют 29% россиян (в 1998-м было 25%), и это больше, чем Первомай (24%; в 1998-м – 34%) и 7 ноября (13%; в 1998-м – 17%).

В анкету для опроса социологи включили также и вопрос о Дне святого Валентина. Выяснилось, что «валентинки» отправляют и дарят «сердечки» 12% россиян, – число это, возможно, в связи с разъяснениями Церкви о неправославном характере этого праздника, а может быть, в связи с его чисто западным коммерческим привкусом, к которому у россиян наметилась аллергия, уменьшилось за три года на 4%. Однако характерно, что по популярности День св.Валентина опережает официальные государственные праздники-выходные – День независимости (10%) и День Конституции (9%).

Подготовил И.ИВАНОВ

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991
bytes)

вперед

sr.gif
(1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru