БЫЛОЕ И
ВЕЧНОЕ
«КАК ЛЮБИТ ВАС,
ОТЕЦ ПРОТОИЕРЕЙ, СУРА!»
Побывав на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского, совершенно иначе воспринимаешь его образ
Об этих путешествиях поведал нашему корреспонденту Виталий Бориславович Мелейко, ныне пенсионер. Одно из них – в Суру, на родину св.Иоанна Кронштадтского, – он совершил сам, а другое – это отчет о поездке туда же всероссийского Батюшки в 1903 году.
Отчет этот, а также и проповедь Батюшки в Суре в 1903 году (см. на стр.3), после революции у нас не публиковались. Текст их Виталий Бориславович нашел сравнительно недавно... Вместо предисловия Если кто-нибудь десять лет назад сказал бы этому человеку, что он целыми днями будет просиживать в архивах и библиотеках ради того, чтобы выискать
крупицу сведений о некоем русском святом, – он бы, конечно, не поверил. Прежде Виталий Бориславович был обычным инженером-строителем и ни о чем таком не помышлял. О религии, Боге не думал – правда, интересовался древнерусским искусством, иконами. Потом
вдруг оставил хорошо оплачиваемую работу, поступил простым ассистентом режиссера в Ленинградскую студию научно-популярных фильмов. Начав буквально с нуля, он сумел стать признанным режиссером и автором многих фильмов. Вера в Бога пришла к нему не
сразу. Очень помогла ему работа над документальным фильмом о строительстве Беломорско-Балтийского канала, встречи, разговоры с очевидцами. – Мне рассказывали, что достойно, по-человечески, в этих тяжелейших условиях вели себя
именно люди верующие, – вспоминает Виталий Бориславович. – Я читал личные дела этих людей. «Социально опасный элемент... Священник. Верующий». Этого было достаточно, чтобы отправить человека умирать. Невыполнимые нормы выработок, крохи на питание. И
даже в таких условиях эти люди делились своим скудным пайком. Они не боялись говорить, что не принимают богоборческую власть, не желают ей служить. Если бы весь народ так вел себя тогда... Когда фильм был закончен, в душе Виталия
Бориславовича произошел окончательный переворот – он стал христианином, пришел в храм. Познакомился я с ним на Леушинском подворье. Уже тогда он начал работать в Центральном историческом архиве Санкт-Петербурга, выискивая в дореволюционных изданиях
материалы для будущей книги о батюшке Иоанне Кронштадтском. И тогда же рассказал о своей давней поездке в Суру... Знакомый лик – В 1996 году у меня появилась возможность побывать на родине Иоанна Кронштадтского. Когда я попал в Архангельскую область и сел на поезд до поселка Карпогоры, то первое, что меня поразило, – это то, что поезд был под
номером 666. Потом меня встретила машина из Веркольского монастыря. Батюшка Иоанн Кронштадтский очень много жертвовал на этот монастырь. Нужно было проехать пятьдесят километров бездорожья. Глядел я на эту дорогу и думал о том, как отрок Ваня, будущий
всероссийский Батюшка, приезжал в Архангельск на каникулы. Он проделывал этот путь на телеге, а где-то и просто пешком: снимал сапоги, вешал их через плечо и шел босиком. Когда я приехал в село, то узнал, что в Веркольском
монастыре подвизаются только трое монахов. Представьте себе домишки, дворовые постройки, огороды и огромный собор. Контраст между прошлым и настоящим был очень велик. По второму этажу собора идет опоясывающий балкон, по нему раньше ходили крестным
ходом в день памяти св. Артемия Веркольского. Сейчас балкон очень ветхий и частью разрушен. После Верколы предстояло преодолеть еще 45 километров до Суры. Оказавшись на родине о.Иоанна, я постоял около храма, построенного
Батюшкой. Верх разобран, видно небо – одни стены остались. Стоял и думал о том, сколько Батюшка сделал для своих односельчан и как потом, в советское время, эти же односельчане разбирали храм на кирпичи. Строили из них печки, клали в фундаменты
домов. В Суре на средства о.Иоанна были построены лавка, школа, при ней общежитие, ремесленные, швейные мастерские, возведен кирпичный завод, куплен небольшой пароход, который еще в 50-е годы ходил по Пинеге. Заботился Батюшка о
своих земляках. Но вот как потом получилось... Встречался я и с потомками сестер Кронштадтского пастыря Дарьи и Анны – с Любовью Алексеевной Малкиной и Иваном Васильевичем Кычовым. У него был портрет св.Иоанна на жести в красках.
Он бережет его как святыню. Когда начались тяжелые времена, зарыл портрет на чердаке своего дома. Знаете, Иван Васильевич внешне очень похож на Батюшку. Разговариваешь с ним, и как-то становится иногда немного не по себе: те же прищур глаз, борода,
черты лица. Побывав в тех краях, прикоснувшись к корням о.Иоанна, я совершенно по-другому стал воспринимать нашего Кронштадтского молитвенника. И позже, когда нашел в старых газетах описание приезда Батюшки сюда, когда стал читать
эту заметку, опять очень отчетливо увидел его лик. Словно бы снова побывал я в Суре, только в прошлом, почти сто лет назад... Называлась заметка так: «Пребывание о.Иоанна Ильича Сергиева на родине» (ниже приводим ее с небольшими сокращениями).
«На родине» «Высокочтимый Кронштадтский протоиерей И.И. Сергиев, ежегодно совершающий поездку на
свою родину, в с.Суру Пинежского уезда, и нынешним летом (1903 года – ред.), несмотря на тяжкую болезнь, переносимую им минувшею зимою, осчастливил ее своим посещением. Благодаря предшествующей его приезду жаркой погоде и быстрому спаду в
реке Пинеге пароход мог довести дорогого гостя только до Карповой горы, за 90 верст от с.Суры, и этот путь совершил он на лошадях. 4 июня в 6 часов вечера при колокольнем звоне, ликовании народа и монахинь Иоанно-Богословского Сурского монастыря во
главе с настоятельницею его о.протоиерей на лодочке с противоположного берега реки Пинеги подъехал к убранной кумачом и зеленью пристани. Отсюда дорогой гость при пении монахинь направился прежде всего в им созданный великолепный каменный
трехпрестольный приходской храм поклониться его святыням. Здесь местным священником о.Венедиктом Титовым он был встречен следующей речью: «...Если и всегда бывает великая радость для сурян при Вашем приезде на родину, то в настоящем году сугубо
радуемся, осчастливленные увидеть Вас выздоровевшего. О, как любит Вас, отец протоиерей, Сура!.. И что я говорю про любовь сурян-сородичей Ваших и осчастливленных Вами? Это только, так сказать, искорка от той пламенной любви к Вам, которая горит в
сердцах многих и многих в России и даже далеко за пределами ея, как к своему крепкому молитвеннику и близкому ходатаю пред Богом за всех нас, грешных». ...Поклонившись пред святыми престолами и осмотрев храм, о.протоиерей высказал
свое удовольствие по поводу чистоты и опрятности в храме и благодарил местного священника за произведенный его личным старанием и усердием внутренний ремонт храма. ...Утро следующего дня пребывания о.Иоанна в Суре ознаменовалось
исцелением мещанки г.Ростова Ярославской губернии Ольги Петровны Майеровой, 39 лет, одержимой болезнью, по словам ее, со дня крещения, совершенного над ней неполностию по вине священника, уронившего ее в купель во время погружения и на том
прекратившего совершение таинства. За все время жизни она не могла ни разу причаститься Святых Таин. Так, еще в прошлом году ходила в Соловецкий монастырь, но от шести человек, ведших ее к чаше, вырвалась. По приходе в церковь всегда обычно ругалась и
даже сквернословила, за что всегда ее и выводили из церкви. Ранее сего она была уже у о.Иоанна в Петербурге, но внутренний голос сказал последнему, что «не сейчас, но потом нас изгонишь из нея...» И это совершилось утром в Пятидесятницу, после
прочтения правила, читанного о.Иоанном сегодня, как сказал он сам, с особым одушевлением. Больная была приведена к о.Иоанну при помощи четырех мужиков и сначала страшно рвалась и металась, и всячески ругалась. На приказание
о.Иоанна именем Господа Иисуса Христа выйти нечистому духу из рабы Божии Ольги последняя долго неистовым голосом кричала: «Не выйдем, не выйдем!» Но потом постепенно становилась все спокойнее и тише и, наконец, перекрестившись несколько раз, бросилась
к ногам о.Иоанна и объявила себя перед всеми здоровою. Это совершено было в присутствии множества сестер обители и сурян, в числе их и старообрядцев, и вызвало у всех слезы умиления. Обласкав исцеленную, о.протоиерей велел ей прийти сегодня в
приходской храм причаститься Святых Христовых Таин. На литургии она без посторонней помощи подошла к Святой чаше и с глубоким умилением приняла Святые Тайны. Сейчас она чувствует себя совершенно здоровою и испросила благословения у о.Иоанна настоящий
год ходить по святым местам. ...В три часа по полудни дорогой гость на монастырских лошадях уже отправился в дарственную Государем Императором Летовскую монастырскую рощу, отстоящую в 18 верстах от монастыря, куда уже ранее и
после его отъезда поспешили и местные жители, и сестры обители, кто на лошадях, а кто пешком. Вечер этого дня проведен был о.протоиереем в мирной и благодушной беседе с сестрами обители и приехавшими сюда гостями. Здесь, сидя на маленькой скамеечке, он
переходил, а с ним и вся окружающая толпа, с места на место, любуясь открывающимися с горы видами на с.Суру и окрестности ея. Беседа сопровождалась нравственными назиданиями и сводилась к указанию на действия Святаго Духа, питающаго и оживляющаго
всякое растение, и другие вопросы, между прочим, и по поводу современных событий. Такая беседа продолжалась несколько часов, и многочисленная группа слушателей его запечатлена была дважды на фотографический снимок местным монахом, священником
о.Георгием Маккавеевым. После вечернего чая о.Иоанн в сопровождении весьма немногих и доктора удалился в окружающий лес. И здесь, в лесу, совершено им было второе исцеление больной, местной уроженки,
крестьянской девицы деревни Пахуровской Ирины Романовны Авериной. Последняя при встрече с о.Иоанном упала, как подрубленное дерево, на землю, а затем, поднявшись, долгое время металась, билась и кричала: «Не выйдем, не выйдем!», но по молитве о.Иоанна
именем Господа Иисуса Христа бесам выйти из больной укротилась и естественным взглядом стала смотреть на Батюшку; последний велел ей подготовиться к причастию Святых Христовых Таин на следующий день. На литургии в Троицком храме пред причастием больная
заскрежетала зубами, сцепила губы и вырывалась из рук, ведших ее, но по приказанию о.Иоанна, трижды обращенному именем Иисуса Христа нечистому духу выйти из больной и последней смотреть на него, больная открыла глаза и, освободившись от рук, державших
ее, высказала желание причаститься Святых Таин, каковые и приняла с глубокой радостью... Три дня, проведенные о.Иоанном в Суре, доставили многим как духовное утешение – видеть его здоровым, по-прежнему бодрым, молиться с ним в храмах и слушать его
задушевные поучения, – так и вещественное, ибо за время его пребывания сурянам было роздано более 1000 рублей. После чая и обеда в покоях настоятельницы монастыря в 2 часа по полудни Батюшка стал собираться в
обратный путь, следуя в Архангельск и Холмогоры. Пред отъездом он посетил монастырский завод, где установлен десятисильный локомобиль, от которого приводятся в движение лесопильный завод, мукомольная мельница, кирпичная машина и столярные станки;
посетил также домик свой, помещение его родителя, где и совершил сам напутственный молебен. Обратное путешествие до Карповой горы совершалось на карбасе. Провожали дорогого гостя суряне уже более
торжественно, чем встречали, так как приезд его для многих был неожиданным и неизвестным; только настроение всех провожавших его было печальное. Нельзя было без сочувствия видеть слезы монахинь, горько плакавших, разлучаясь опять на год с дорогим
Батюшкой; среди слез и рыданий слышны были со стороны многочисленных его земляков, сестер обители и искренние благожелания счастливого пути, доброго здоровья и нового свидания в следующем году». Подготовил И.ВЯЗОВСКИЙ
eskom@vera.komi.ru
|