МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ

КРЕЩЕНИЕ В ПРИЛУКАХ

Великий праздник наш корреспондент встретил
в стенах древней обители

У Иордани

Господь сподобил меня незабываемой радости встретить Крещение нынче в святой обители преподобного Димитрия Прилуцкого на Вологодчине. Почти четыре года прошло с тех пор, как я весной 97-го года посещал этот монастырь. Тогда все мои дни в монастыре были заполнены теплом и радостью: светило яркое солнце, шли посадки на огородах, расположенных прямо в стенах обители...

Несмотря на крещенские морозы, святая обитель встретила меня так же тепло и празднично. Сразу же при входе в монастырь построена большая рождественская пещера из снега, внутри – ясли с Богомладенцем, горят свечи. Вокруг стоят пушистые рождественские елочки. А вверху над пещерой, на высоком шесте, горит золотая рождественская звезда. Группа детей с интересом слушает рассказ своей учительницы о монастыре, о храмах, о святых иконах. Вместе с детьми захожу в храм Димитрия Прилуцкого. Дети вдруг замирают перед святыми образами от необычной тишины, благоухания и какой-то сумрачной таинственности. Вместе с ними я прикладываюсь к ракам основателя обители и князей страстотерпцев, прошу их благословения...

И в этот раз на Крещение в монастырь приехало очень много верующих из соседних городов и поселков. Благо, сейчас есть возможность принимать их. Уже более трех лет, как при монастыре открыт странноприимный дом. Все желающие остаться в монастыре на несколько дней, поучаствовать в праздничных богослужениях, пожить монастырской жизнью размещаются в нем.

Праздничные крещенские службы с великим водосвятием шли 18 и 19 января. Я с радостью отметил, что службы ведутся теперь знаменным распевом, что придает богослужению еще большую полноту и значимость. После служб люди вставали в очередь к огромным бакам за крещенской водой. А 19-го после Божественной литургии из монастыря отправился традиционный крестный ход на речку к заблаговременно вырубленной иорданской проруби.

priluc1.jpg (9543 bytes)

День выдался по-настоящему морозным, с пронизывающим ветерком. Монахи и послушники со знаменами, хоругвями, святыми иконами с песнопениями обходили стены древней обители, которые помнят еще набеги татар и нашествие польско-литовских захватчиков. Литовцы убили и сожгли в стенах обители в 1618 году двести человек, из них 59 монахов. Крестный ход, обогнув крепостную стену, вышел на излуку реки Вологды. По этой излуке и назван Прилуцкий монастырь. Прорубь, сделанная на середине реки заранее, по краям уже схватилась ледком. Монахи с хоругвями встали вокруг нее, и начался длительный водосвятный молебен. Несмотря на ветер и мороз, настоятель и братия стояли с непокрытыми головами и долго молились о снисхождении Святого Духа и освящении крещенской воды. Заснять праздничное богослужение специально приехали трое журналистов из немецкого журнала «Шпигель». Глядя, как работает немецкий фотограф, увешанный суперсовременными фотоаппаратами, я поразился его профессиональной хватке и беспримерной наглости. Чтобы заснять погружение креста, он плюхнулся прямо в холодную воду возле самой проруби и, чуть ли не расталкивая батюшек, наклонился к самой проруби. А на одного молодого послушника наставил свой фотоаппарат и держал его перед ним добрых десять минут, смущая его своим поведением и ловя непонятно какой момент.

Великая агиасма – святыня на весь год

priluc2.jpg (8962 bytes)Сразу после великого водосвятия к проруби ринулась со своими бутылками, банками и бидонами толпа верующих. Набирали ведрами, впрок, ведь храниться она может целый год. После водосвятия я подошел к благочинному монастыря о.Игнатию (Молчанову), такому же молодому человеку, как наместник обители и остальные монахи. В прошлое пребывание в Спасо-Прилуцком монастыре встречаться с ним не доводилось, по-видимому, он приехал сюда недавно, и поэтому первым делом я спросил, откуда он.

– Я с Украины, – ответил о.Игнатий. – В крещении меня назвали в честь Димитрия Прилуцкого, поэтому, наверное, этот святой меня сюда и привел. Я даже и не думал сюда ехать, а три года назад пришла мне мысль съездить посмотреть этот монастырь. А увидев его, остался навсегда.

– Вас не затронуло разделение Православной Церкви на Украине?

– Я поэтому оттуда и уехал, – отвечает благочинный. – С этим разделением там вообще ничего не поймешь. Сейчас там четыре Церкви, все называют себя Православными. Простые люди не понимают, где какая Церковь, путаются. Бывают и курьезные случаи. Я с родителями жил в Черкассах. Это большой город. Как-то раз в Крещение я и мамины сослуживцы пошли крестным ходом на прорубь: кто с филаретовцами, кто с верующими Московского Патриархата. Просто на улице примкнули к православному крестному ходу, не особо заботясь о том, кто они. Православные и есть православные. На проруби и наши православные освящали воду, и филаретовцы. Потом те, кто ходил с филаретовцами, смотрят – у них крещенская вода испортилась, как-то очень быстро вся протухла и заплесневела. А у тех, кто ходил с нашими, – вода не испортилась. Потом из-за этой испорченной воды они уже и стали выяснять, с кем ходили, – оказалось, что с филаретовцами...

Св.Димитрия встречали за стенами обители...

Широко почитаемый на Руси святой, близкий друг Сергия Радонежского Димитрий Прилуцкий является не только покровителем Вологды, но и покровителем всего русского воинства. Такое его почитание началось после того, как в 1503 году с помощью чудотворной иконы св.Димитрия Прилуцкого царь Иван III разбил казанских татар. Самому царю во время боя было видение, как преподобный встал на сторону православного воинства. После победы святой образ с почестями был возвращен в монастырь. На месте его встречи на берегу Вологды, недалеко от монастыря, была выстроена каменная церковь, названная в честь преподобного.

С расспросов о судьбе этого вологодского храма на Наволоке, в позапрошлом году переданного под подворье Спасо-Прилуцкому монастырю, я и начал интересоваться у о.Игнатия о жизни обители.

– Там два великолепных храма, – рассказывает отец благочинный, – сохранились достаточно хорошо, в том числе даже роспись на стенах. Один храм – зимний, там пока разруха, другой – летний. В летнем храме настоятель обещал отопление сделать, и там тоже будем служить. Пока же в нем только по вторникам совершаем молебны. Музей нам обещал вернуть иконостас из этого храма, который полностью сохранился.

– В прошлом году 16 июня, на сретение образа Димитрия Прилуцкого, – дальше рассказывает благочинный, – наместник договорился, и нам в первый раз за все время привезли из музея этот чудотворный образ. Для нас это было великое событие. Сутки чудотворная икона находилась в монастыре.

Мы бы, возможно, еще очень долго ждали этого события, но все получилось чудесным образом. Прежде мы сколько ни просили икону, нам отвечали, что дать ее не могут, поскольку она находится в основной экспозиции. До этого настоятель договорился с руководством музея, что мы будем приезжать в музей по выходным и служить молебен Димитрию Прилуцкому. Целый год мы служили около иконы молебны, а в мае на чердаке музея случился пожар, и музей поставили на целый месяц на ремонт. А как раз в это время у нас праздник – сретение иконы. Наместник попросил икону, они уже отказать не могли. Таким вот образом чудотворная икона впервые попала к нам в монастырь.

Второе монастырское подворье у нас в Павло-Обнорском монастыре. Там разрушены все церкви и колокольни, кроме одного домового храма в настоятельском корпусе. Всего сохранилось три корпуса. Сейчас там подвизаются один иеродьякон и трое послушников, постоянно службы идут на праздники и по воскресеньям. Служить приезжают наши иеромонахи.

В стенах обители

– А вообще сейчас в монастыре 17 человек братии, – продолжает о.Игнатий, – в постриге пятеро монахов. Службы в монастыре идут ежедневно. Но мы их тоже к уставу приблизили. Где-то с месяц назад утреню стали служить утром, а не вечером. Если раньше подъем был в пять часов, теперь сделали в четыре. После утрени читаем полунощницу, часы и служим литургию. Вечером – только вечерние молитвы и молебен преподобному Димитрию Прилуцкому. В воскресенье вечером – акафист, а в пятницу – молебен Богородице.

Скотный двор, который у нас был в монастыре, мы закрыли. Со скотиной у нас ничего не получилось. Раньше Прилуки были окраиной Вологды, здесь можно было скотину держать. А сейчас монастырь находится в черте города, а в городе ни выпасать, ни сено заготавливать нельзя. Сейчас без скотины даже легче стало, больше внимания уделяем молитвенной жизни.

– Почему мы утреню стали служить утром? – разъяснял мне наместник обители о.Дионисий Воздвиженский. – Потому что так было всегда. Многие сейчас читают молитвы и не понимают их смысла. Если взять светильничные молитвы на утрене, то там во многих молитвах говорится, что мы встали от сна, приносим благодарение Богу в наступающий день. И даже на великом славословии священник произносит: «Слава Тебе, показавшему свет!» Это не что иное, как свет восходящего солнца. А у нас это читается вечером, когда давно уже ночь наступила.

Переход на такой распорядок богослужений связан с трудным для Церкви послевоенным временем. Так было удобнее служить. Я сторонник уставного распорядка. Народ надо приучать молиться, как положено по уставу, чтобы не только продолжительность богослужений была такой, как необходимо, то есть не только вычитывать все молитвы, какие есть, но чтобы и по смыслу все соответствовало действительности. Служба должна быть осмысленной.

Знаменный распев

Минувшим летом в монастырь из московского храма бывшего Андроникова монастыря приезжал Борис Павлович Кутузов – известный регент, он там уже десять лет знаменное пение развивает. Он и братии Спасо-Прилуцкого монастыря помог его разучить. Пели знаменным распевом здесь и прежде, но от случая к случаю, и навыка не было. Теперь так здесь поют постоянно.

Настоятель обители о.Дионисий переход монастырского служения на знаменное пение объяснил тем, что хотя многоголосное партесное внешне более привлекательно, но духовно оно менее богато.

– За многоголосьем теряется смысл слов, слова богослужебных текстов часто не доходят до людей. И так-то в них трудно вникнуть, если даже они четко прочитаны или спеты, и не каждый сразу способен уловить смысл и почувствовать всю глубину богословия, которое в них заложено. Даже чисто из практического опыта я могу сказать, что текст богослужений легче донести именно знаменным распевом. Он яснее и быстрее улавливается, чем в партесе.

Знаменный распев и в плане молитвы, и духовной пользы гораздо ближе к Богу, чем партесное пение. Партесное пение несет в себе более чувственное начало, душевное, а знаменный распев – это соборное творчество Церкви, его не композиторы придумали, это сама Церковь на протяжении своей истории создала эти молитвенные распевы. Знаменным распевом молились наши великие предки: Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Димитрий Прилуцкий. А партесному пению только два века. Оно появилось у нас при засилье западного искусства, когда и древнерусскую икону вытеснила реалистическая западная живопись, когда икона превратилась в картину. Когда мы потеряли свою икону, тогда мы и знаменный распев забыли. Древний иконописный образ, выполненный в древнерусской традиции, перенятой от Византии, он как раз соответствует знаменному распеву, который передает все богатство и глубину православия. И чем больше люди будут воцерковляться, тем больше будут обращаться к знаменному распеву. Я понимаю, что этот процесс очень длительный, но нам необходимо возвращаться к своим корням.

Е.СУВОРОВ
Фото автора.

Адрес монастыря: 161030, Вологодская обл., г.Вологда, с.Прилуки, Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь. Игумен Дионисий Воздвиженский.


sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru