СОБЫТИЕ


РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2001

Пять дней «малый собор» Церкви обсуждал главные вопросы
православной жизни

В нынешнем году на Московские Рождественские чтения, уже 9-е по счету, наша редакция направила двух корреспондентов. Этот самый большой всероссийский церковный форум полезен не только тем, что здесь можно получить ответы на множество вопросов, узнать, чем дышит православная общественность, или просто осознать себя частицей огромного, живого, постоянно меняющегося мира. Но также и тем, что здесь сразу в одном месте можно встретить разных замечательных людей. И наши корреспонденты, памятуя о своих читателях, постарались не теряться в гуще съезда – так что в будущем вас ждут интересные публикации. Пока же познакомим с впечатлениями от самих Рождественских чтений.

Человечек на ладони

cht.jpg (7196 bytes)Если кратко, то, что сразу же впечатлило. Во-первых, торжественное открытие чтений. Это и общее богослужение в Храме Христа Спасителя, и официальная часть в Большом Кремлевском Дворце. Во-вторых, поразила многочисленность участников. Все мы едва поместились в Храме Христа Спасителя – самом большом храме России. Причем попасть в него удалось далеко не всем приехавшим на чтения. А в зале церковных Соборов, где проходило первое пленарное заседание, вообще многим не досталось места – стояли в проходах.

Об этом зале можно сказать особо. Находится он в цокольном этаже, которого в прежнем, дореволюционном, Храме не было. Поэтому все здесь сделано по-современному, но с учетом древних традиций. Высокие его колонны, расписанные фресками, будто перенесены из Успенского собора Кремля. А мозаика на стенах напоминает украшения домонгольских владимиро-суздальских храмов. Все это далеко не пустяк, ведь в этом зале будут приниматься важнейшие решения во время Соборов. И что будет стоять перед глазами, что будет создавать атмосферу? С интересом исследовал я «красную» стену, к которой обращены ряды кресел и где устроен президиум. Из кусков разноцветного мрамора сложена на ней огромная картина. Слева в верхнем углу – Бог Творец, держащий на ладони человечка. Ниже изображен рай, а также змий-искуситель и ангел, огненным мечом изгоняющий людей из рая. Справа – икона Божией Матери и преподобный Сергий Радонежский. Эти две композиции, не считая колонн, с которых смотрят русские святые, и стали как бы богословским оформлением зала Соборов.

С биркой на шее

Обычно пленарные заседания проходят скучно: где-то там из президиума читают доклад за докладом, а все остальные или слушают, или чем-то своим занимаются. Но Соборный зал устроен амфитеатром, так что все на виду, сидят как бы глаза в глаза, и реплики, сказанные вполголоса, слышны всему залу. Особенно заметно это было после выступления митрополита Кирилла. Буквально град вопросов посыпался на него, среди которых доминировал один – отношение Церкви к проблеме ИНН.

Владыка Кирилл ответил следующее: «Да, такая проблема существует. Впервые за всю историю России нам собираются присвоить номер, который в будущем может заслонить имя. Причем делается это без желания людей и без законодательного оформления, а на основе какого-то указа, принятого в 93-м году. Поэтому понятны опасения людей. Но у меня большая просьба: надо внести спокойствие в нашу церковную жизнь, ведь есть и такие люди, которые стараются раскачивать лодку. И не надо поддаваться запугиванию. Разве цифра может погубить человека против его воли? Никого не спасет цифра 777, почему же 666 обязательно погубит? Магизм какой-то получается, от которого один шаг до колдовства. Я думаю, всю эту дискуссию надо перевести с цифр на другую тему: что сейчас происходит, может ли кто меня принудить к действиям, которые против моей совести? Никто не может загонять людей в подполье...»

Вопросы продолжались, и владыка сказал: «Я не могу сейчас давать ответ. В феврале будет специальное заседание богословской комиссии, на которое приглашены духовники и старцы из монастырей. Они примут решение, которое потом утвердит Собор».

В перерыве я подошел к одному из участников этой комиссии, ректору Свято-Тихоновского богословского института прот. Владимиру Воробьеву, расспросить о предстоящем событии. Он признал, что это действительно событие в нашей Церкви – в новейшей ее истории еще никогда богословы не собирались для обсуждения конкретных практических реалий. В будущем это может стать нормой, если будут новые «вызовы времени».

Из всего услышанного я сделал следующий вывод. Бороться с поголовной нумерацией, наверное, нужно. Но делать это надо не в ограде Церкви, а в миру. И для этого нужно найти соответствующие аргументы, понятные и госчиновнику, и юристу, и простому обывателю. Впрочем, чего их искать – они ж очевидны!

О чем, собственно, речь? О наступлении технократической эры обезличивания человека. И если мы не можем ее остановить, как не смогли остановить безумное промышленное развитие, приведшее к экологической катастрофе, то мы все – и верующие, и неверующие – вправе требовать от компьютерной технократии определенных ограничений их деятельности. Ведь существуют такие ограничения при строительстве вредных производств, да и вообще любых фабрик. Экологи следят за этим строго. Или, например, действует же закон культурной застройки в исторической части города, «экология архитектуры» у нас в порядке вещей. Почему же в будущем, в веке глобальной информации и учета, мы не имеем права на «информационную экологию»? И разве не естественно, что первый закон его должен гласить: да, пусть все будет пронумеровано, все хромосомы в теле человека сосчитаны – но никакого номера самому человеку!

Наши дедушки еще помнят, как гордилась страна дымящими трубами, – их рисовали на плакатах как символ могущества государства. Если бы в ту пору кто-то сказал, что от этих труб воняет, его бы засмеяли: «Ну и чистюля, как с таким коммунизм построишь?» Сейчас с таким же благоговением относятся к компьютерам, магнитным карточкам, системам космического слежения. А тех, кто выказывает опасения, сразу причисляют к мракобесам или, в лучшем случае, к фантазерам. А потом опять хватимся...

Так что аргументы есть, и серьезные. И с ними надо идти к законодателям, выступать в светских СМИ. А не сеять панику и раскол внутри Церкви.

Во сне

Справедливости ради стоит заметить, что сейчас многим людям не до грядущих катастроф – из нынешней-то выкарабкаться не можем. Это и низкий уровень жизни, и общая ослабленность нации. Прот. Дмитрий Смирнов привел статистические расчеты, которые, по его словам, похожи на «дурной сон». В нынешнем году в России должен родиться примерно 1 миллион младенцев. Из них довольно большая часть – это хронически больные. Еще одна часть – будущие наркоманы (ожидается рост наркомании). Еще одна часть – потенциальные преступники (в нынешнем году было совершено 2 миллиона преступлений). Кто же остается для нормального созидательного труда? Буквально единицы. Это при том, что смертность у нас намного опережает рождаемость.

В чем же главная причина такого упадка? Оказывается, в той самой «информационной экологии», о которой говорилось выше. Точнее, в ее отсутствии.

По мнению о.Дмитрия, экономические причины падения рождаемости – это миф. После войны жили не лучше, даже голодали, ходили в обносках, а рожали много. Сейчас молодые семьи, особенно кто работает, живут сравнительно неплохо. Причина не в квартире, не в зарплате, а в навязанном людям убеждении, что рожать «невыгодно». На Западе ведь схожая ситуация, хотя уровень жизни высок. Даже в Италии с ее твердыми католическими устоями лишь чуть получше с рождаемостью, чем у нас. В Германии – хуже. В Голландии – еще хуже... Голландия еще как-нибудь проживет, а вот для России с ее просторами это действительно катастрофично.

«Я являюсь настоятелем двух больших приходов, – рассказывает священник, – и мы смогли позволить себе такой, несколько затратный, эксперимент. Наши прихожанки дежурили в абортариях и пытались переубедить женщин. Удалось отговорить от аборта каждую десятую. Всем мы предлагали материальную помощь, обещали улучшить жилищное положение. Но – представьте себе! – ни одна из рожениц не приняла экономическую помощь, по их словам, для них это не главное».

Наша страна скатывается в пропасть небытия. И не надо никаких денег от правительства (которые на самом-то деле есть), никаких затратных программ – нужно лишь остановить растление молодежи «идеалами» красивой жизни, ввести в стране умную информационную политику, нацеленную на благо. Нужно разбудить людей, пока «дурной сон» в их головах не стал реальностью.

Мы – богатые

Говорили на чтениях и об экономики. По заведенной уже традиции обзор делал С.Ю.Глазьев, председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству.

«Особенность современной экономики в том, что если раньше она развивалась за счет освоения природных ресурсов, физического труда, то теперь главную роль в ней играет человеческий интеллект, – так начал он выступление. – Трудно поверить, но в США, например, более 90% произведенного товара – интеллектуальная продукция. По расчетам, эта цифра скоро достигнет 99%. Сейчас экономика развивается за счет интеллекта, а значит, и духа человека. Так что такие, казалось бы, нематериальные ценности, как религиозность, добродетель, становятся становым хребтом государств...»

Впрочем, это было сказано о «развитых» странах, а не о России, которая по-прежнему живет за счет природных ресурсов и дешевого физического труда. В предпринимательстве же царит не соревнование интеллектов, а бесчестность и жажда голой наживы.

Глава думского комитета назвал три основные причины нашего экономического краха. Во-первых, грабительская приватизация, при которой новоявленный «собственник» выкачивает оборотные средства из производства и вывозит их за границу. Второе – прямое казнокрадство. После 93-го года некая организация «Спорт» вдруг получила льгот на 40 триллионов рублей. Для сравнения, этих средств хватило бы на три года системе образования РФ. Третья причина – создание финансовых пирамид, апофеозом которых стали государственные облигации. Кстати сказать, прием с ГКО широко известен в мировой практике, его называют «асфальтированием стран». Вначале в государство вкачивают средства и втягивают его в финансовую пирамиду, затем выходят из пирамиды, выводят средства – и страна остается с пустыми бумажками на руках. Повторяется это 2-3 раза, пока государство не теряет самостоятельность.

Есть ли какой-нибудь выход? Глазьев утверждает, что правительство в силах обуздать хищническую спекуляцию. Например, ограничить кредитные ставки. В истории уже было такое. Великий князь Ярослав Мудрый в свое время установил максимум для ростовщиков – не брать более 20% за кредит. Наполеон под страхом смертной казни ограничивал ставку до 5%. В Японии после войны ставка составляла 2%. По такому же пути идет сейчас и Китай. Это делается для того, чтобы предприниматели не пускали деньги на «продажу», а оставляли «крутиться» в производстве.

«Наша страна далеко не бедная, как это кажется порой, – считает Глазьев. – Разве бедное государство откажется от нормальной ренты за использование природных ресурсов? А ведь в сумме эта рента, полученная с нефтяных и газовых магнатов, может трижды перекрыть весь госбюджет.

Юридический всеобуч

Более предметным, практическим был доклад заслуженного юриста России В.Н.Калинина. Он взял один из документов Московской Патриархии, касающихся образования в школах, и устроил детальный «разбор»:

– Вот вам пример того, как мы знаем законы и пользуемся своими правами. Цитирую по документу. Составитель его предостерегает священников и учителей, пришедших в класс, говорить о православии: «...использование крестов, лампад и икон на уроках в светских школах не урегулировано законом». Как же так? Зачем это «регулировать», скажите на милость? Представьте, учительница химии приносит на урок таблицу Менделеева – и никого не спрашивает, можно или нет. Это ее наглядное пособие, необходимое для занятий. А что же крест, икона – разве они не нужны на уроках по православию?

Или еще фраза: «...поскольку государство отделено от Церкви». Да кто ж вам это сказал? Я сам участвовал в создании ныне действующей Конституции (она принята в 93-м году) и компетентно заявляю: там нигде, ни в одной строчке об отделении государства от Церкви не говорится. Написано только о светском характере государства, а это большая разница. Вообще в законе много нестыковок, и толковать их надо в свою, повторяю, – в свою пользу.

Коснулся заслуженный юрист и недавно принятых законов:

– С 1 января вступила в действие вторая часть Налогового кодекса. Наконец-то четко сформулировано: сами обряды Церкви и ее услуги освобождены от налогов. Прежде была чересполосица, каждый субъект федерации толковал по-своему. Например, Москва вообще не взимала налог, в других областях брали 5% и так далее.

О кассовых аппаратах.Постановлением правительства РФ № 917 от 2 декабря 2000 года решено: «Религиозные организации в зданиях и киосках, относящихся к Церкви, освобождаются от применения контрольно-кассовых аппаратов». Золотые крестики. По новому закону драгоценности также не облагаются, если они имеют богослужебное значение. Но при условии, если они прошли Пробирную палату РФ, имеются документы об их происхождении.

Сейчас готовится постановление правительства, в котором будут оговорены три пункта, касающиеся возврата церковной собственности. Обязательно должны передаваться в собственность Церкви имущество, уже используемое по религиозному назначению. Делаться это должно по упрощенной процедуре. Предметы музыкальных коллекций и архивных фондов передаются в собственность на условиях совместного пользования. И еще. Если прежний указ распространялся на имущество, находящееся в федеральном ведении, то теперь те же условия передачи рекомендуются и для регионов.

Вспомнил Виктор Николаевич и о нашумевшем в свое время законе свободы совести. Интересна судьба тех, кто выступал тогда за права нетрадиционных религий против «излишних льгот» Русской Православной Церкви. Лев Семенович Ливенсон, с пеной у рта защищавший сектантов, из помощников Борщова (известного противника РПЦ) перешел в помощники к правозащитнику Ковалеву. Причем стал атеистом, вступив в недавно созданный Союз атеистов. Возглавил этот союз Петр Горный, известный маг и «чародей».

* * *

На чтениях было много интересных выступлений, в том числе министров образования, культуры, юстиции, труда и социального обеспечения. Они также говорили о том, какое место в современной России должно занять православие.

М.СИЗОВ

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru