ВРЕМЕНА
ПО БУКВЕ И ПО ДУХУ 14 февраля Святейший Патриарх Алексий в беседе с журналистами в Берне заявил, что воссоединение с Русской Зарубежной Церковью не за горами: «Думаю, что время лечит все недуги и
расколы. Оно вылечит и этот раскол, потому что Русская Зарубежная Церковь и Церковь Московского Патриархата – это плоть от плоти и кровь от крови своего народа». На сегодняшний день, сказал Патриарх, отпали все причины, которые раньше оправдывали
разделение.
Раскол Что предшествовало этим словам?
Вспоминаю 80-е годы, когда почти вся православная литература поступала к нам из эмиграции. Эти книги, размноженные на ксероксах, формировали тогда мировоззрение тысяч мирян, в том числе будущих священников, монахов... Именно в силу этого влияния были
прославлены в России св. княгиня Елисавета, Царственные мученики, выработано неприятие экуменизма и т.д., и т.п. Одновременно наши отношения с Зарубежной Церковью становились все хуже. Почему? В конце 80-х
выяснилось, что РПЦЗ в принципе не желает признавать Московскую Патриархию. Собственно говоря, и раньше не признавала, но была надежда, что когда мы освободимся от большевистского ига, все уладится само собой. Не уладилось. На территории СССР начали открываться приходы Зарубежной Церкви, что было воспринято как объявление войны. Помню, как мы с друзьями собирались, с горечью обсуждали этот вопрос. Ведь с православным русским зарубежьем нас связывало
слишком многое. Там жили наши учителя, поводыри. При этом вопрос об уходе из Московской Патриархии нами даже не ставился. Потому что в нас самих никакого разделения не было. И там наши, и здесь наши. Это все
равно, что ребенка во время развода спрашивать – с кем ты, с папой или с мамой. С обоими! * * * Но разногласия оказались более серьезными, чем мы тогда предполагали.
Дело, возможно, в том, что эмиграция почти ничего не знала и не знает о России. Прежде там бытовали мифы о мощном катакомбном движении в СССР и страшные рассказки о том, что почти все священство Московской
Патриархии завербовано КГБ. Потом появились новые рабочие гипотезы. До сих пор, например, существует убеждение, что наши священники переходят в РПЦЗ из-за неприятия сергианства и экуменизма. Я знал многих
батюшек, которые ушли, среди них был мой духовник, и могу твердо сказать: возможно, -измы и -анство играли в случившемся какую-то роль, но мне о ней ничего не известно. Причина, как правило, гораздо
серьезнее. Кадры священнослужителей черпаются у нас из немногих источников. Назову несколько из них. Это творческая интеллигенция, руководители среднего звена, идеалистически настроенная молодежь. Человек
берется за Евангелие, читает святых отцов, общается с лучшими мирянами, священниками (худшие с ним просто не станут разговаривать). Возгораясь духом, он сам становится пастырем, и тут выясняется, что в
Церкви имеется множество нерешенных проблем. Например, некоторые старшие много говорят о послушании, но сами при этом, как бы это выразиться, не торопятся омывать ноги младшим. То есть обязанностей у священника много, а прав почти никаких.
Встреча с реальностью бывает для энергичных пастырей иногда крайне болезненной. Большинство смиряется, оказавшись иной раз в отдаленном приходе с двумя-тремя древними и немощными прихожанками. Другие дают бой и
попадают либо за штат, либо в Зарубежную Церковь. Не мне их судить. Столкновение идеалов и реальности – это всегда очень болезненно. Есть много возможностей избежать этого, но не у священника. Расскажу, как
и почему ушел мой духовник. Архиерей (не буду называть епархию) попытался отнять у него приход, который бережно, с любовью создавался в течение многих лет. Это делалось не в наказание. Просто начался
эксперимент по устроению в центре города монастыря, и понадобились монахи. Батюшку моего туда вытребовали как священноинока. И он не трудностей, собственно, испугался. Тяжелее той жизни, которую он вел на приходе, могло быть разве что столпничество.
Батюшка испугался за духовных чад, что они рассеются без него, будут звероуловлены... И потерял большинство из них. А те монахи, которые согласились поступить в
обитель, вскоре вернулись обратно на приходы. Не заладился у владыки эксперимент. * * * Могло ли подобное произойти в Зарубежной Церкви? Могло и происходило
неоднократно. Есть Церковь Небесная, и есть поместные, где временами человеческие слабости берут верх. Это общеизвестно и не дает права на раскол. Именно поэтому Синод РПЦЗ предпочитает думать, что наши
батюшки переходят под его омофор из-за сергианства и экуменизма. Впрочем, я вспомнил сейчас одного священника, который действительно перешел из-за идейных разногласий. Это отец Лев Лебедев из Курска. Я не
знаю, каким он был человеком, но труды его читать не могу. Все надумано, искажено и идеологизировано до предела. После обращения о.Льва в РПЦЗ и уверовали, что нам, в России, от полумифических сергианства и
экуменизма житья нет, только о них мы все время и думаем. Лично я не могу говорить об этом всерьез, потому что за все время пребывания в Церкви видел вживую не более двух-трех экуменистов. * * * С другой стороны, мы в России плохо представляем себе планы РПЦЗ относительно Московской Патриархии. Бытует подозрение, будто зарубежники спят и видят, как бы всех нас
обратить под свой омофор. Но это совсем не так. Русский человек, даже если он всю жизнь прожил за границей, как правило, ужасно стесняется миссионерствовать, разве что образом жизни. Могу несколько слов сказать о подобной форме проповеди. Приехал недавно в Петербург епископ из Северной Америки. Жить поселился у перешедшего в РПЦЗ российского священника. Когда тот вернулся однажды домой, то увидел, как
архиерей драит его уборную. Подобное впечатляет и в то же время рождает сомнения – способны ли подобные люди быть для нас противниками? Не основаны ли наши разногласия на каком-то недоразумении? С конца 80-х в Синод Русской Церкви Заграницей начали обращаться священники из СССР, которые называли себя гонимыми, и, как правило, действительно находились в сложном положении. Возник вопрос – что с ними делать?
Решили принимать. Вдруг этих несчастных гонят кагэбэшники в рясах, злобные экуменисты и сергиане. В ответ некоторые российские архиереи обратились за помощью к властям,
к омоновцам с дубинками, – чтобы вернуть епархиальные храмы. То есть самые худшие опасения Русской Церкви Заграницей вроде бы начали подтверждаться. И мы, казалось бы, разошлись с ней окончательно. Но тут
произошло нечто удивительное... Надежда Архиерейский Собор 2000 года в Москве, его решения стали для РПЦЗ
полной неожиданностью. Наша газета не раз писала, что прославление Царственных мучеников положит начало объединению русского народа. И вот зримое тому свидетельство. Случилось то, чего иные из нас ждали много лет, скорбя о разделении. Епископат РПЦЗ начал резко менять свою политику по отгораживанию от Московской Патриархии и от всего мирового православия.
Приведу посвященную России выдержку из послания недавнего Архиерейского Собора РПЦЗ к сербскому патриарху Павлу: «...Теперь мы с радостью и надеждой наблюдаем, как предсказанный нашими святыми процесс
духовного возрождения начался, а параллельно с ним и постепенное оздоровление церковного управления в России. Процесс этот – трудный и продвигается не без сопротивления. Тем не менее, светлым показателем его является недавнее прославление новомучеников
Российских во главе с убиенной Царской Семьей и осуждение политики сотрудничества с безбожными властями, состоявшееся на последнем Соборе Русской Церкви в Москве...» Далее, к патриарху Павлу обращена просьба
содействовать сближению между двумя расторгнутыми частями Русской Церкви – находящейся на Родине и попавшей за границу. Чтобы понять всю меру примирительности этих слов, следует напомнить, что, по крайней
мере год назад в РПЦЗ нас частью Русской Церкви вообще не считали, предав какой-то своей анафеме. Более того, и с Сербской Церковью отношения были разорваны как с экуменической, а ныне пишется в адрес патриарха Павла: «Мы просим, Ваше Святейшество, не отстранять нас от литургического общения с Вами, ибо мы все желаем вместе с Вами едиными усты и единым сердцем вечно славить Спасителя нашего – Христа Бога». * *
* 15 лет назад в своем Рождественском послании Глава РПЦЗ митрополит Виталий во всеуслышание заявил, что «анафема на экуменизм, провозглашенная в 1983 г., не распространяется на глаголемые церкви «мирового
православия». С тех пор в эмиграции непрестанно разбирался вопрос, что такое «глаголемые церкви»? Собор 1994 г. специально заявил, что РПЦЗ не имеет евхаристического общения ни с одной из юрисдикций
официального православия. И вот начался мощный откат. В число «глаголемых» вновь попала Сербская Церковь, а Русская Православная Церковь (МП) и Грузинская Церковь, как однозначно следует из всего контекста документов Собора, признаны благодатными.
Непримиримые Происходящее неминуемо приведет к кризису в РПЦЗ, собственно говоря, он
уже начался. Крупнейшее информационное агентство Русской Церкви Заграницей «Вертоград» встретило инициативу своих архиереев в штыки, и, судя по всему, за этим агентством стоит немало «непримиримых». Вот что
они заявляют: «Произойдет ли... объединение между РПЦЗ и МП, или не произойдет, но... На простой вопрос «Како веруете?» – после десятилетий уклончивых и часто противоречащих друг другу речей – епископы дали,
наконец, прямой и ясный ответ: «Тако веруем, яко и Сербская Патриархия, яко и вси, сообщающиеся с ней...» Вердикт «ревнителей» недвусмысленен. Они заявляют, что иерархи РПЦЗ, вступив в общение с экуменистами,
сами стали экуменистами. В этом же духе был выдержан доклад мирянина В.П.Будзиловича на Архиерейском Соборе РПЦЗ. Довольно долго он ругал Русскую Церковь (МП), перечислив весь джентльментский набор обвинений
– от торговли табаком и алмазами до участия в экуменических конференциях. Что интересно, этот список уже лет пять почти не обновляется. Следом за Будзиловичем выступил протоиерей о.Виктор Потапов из
Вашингтона. Он сказал, что Собор Русской Церкви в Москве вызвал много вопросов у верующих РПЦЗ. Стало ясно, что в России существует мощное антиэкуменистическое движение, что там любят и почитают Царя и новомучеников и не слишком жалуют сергианство. Что
же нам, собственно, делить? «Непримиримость углубляет нашу изоляцию и ослабляет голос здорового православия в мире», – заявил о.Виктор. Эти слова кое-что
объясняют. Епископату Русской Церкви Заграницей, похоже, приходится сейчас выбирать между Будзиловичем и значительной частью остальной паствы, которая усомнилась в миссии РПЦЗ быть не то последним оплотом, не то рудиментом православия. Доклад епископа Евтихия Центральным событием Архиерейского Собора РПЦЗ стал, возможно, доклад епископа Ишимского и
Сибирского Евтихия о Юбилейном Архиерейском Соборе в Москве. Речь епископа Евтихия некоторое время ходила по рукам среди архиереев, и наконец решено было выслушать ее всем вместе. Епископ Сибирский разделил решения Архиерейского Собора в Москве на положительные, сомнительные и отрицательные. Положительные: –
«Прославление всего сонма новомучеников и исповедников Российских с явственным возглавлением его святым Царским Семейством... эпохальный знак оздоровления умов, помраченных бесноватой социалистической идеологией... Мы должны приветствовать этот акт,
совершенный Патриархией...» Далее владыка сказал: «К положительным решениям нужно отнести – однозначно – принятие новой социальной концепции, которую можно смело
противопоставить декларации митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года... – можно сделать вывод, что с порочной политикой митрополита Сергия в настоящее, то есть в нынешнее, время и в будущем, пока будет действительным этот руководственный документ
Патриархии, покончено». Речь идет о том, что Московский Собор постановил: что если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, Церковь должна отказать государству в
повиновении. Сомнения у епископа Евтихия вызвали следующие моменты: – Зачем было заново канонизировать новомучеников, если можно было подтвердить прославление,
сделанное РПЦЗ? – Не дано оценки «сергианству», хотя и выбита из-под него почва. – Все положительные решения были сделаны с одобрения властей. «Выходит, что само
принятие документа, полагающего конец сергианству, произошло именно по традиционному сергианскому методу». Отрицательными владыка Евтихий назвал решения, касающиеся экуменизма. При этом он пребывал в
определенной растерянности. Ведь решения Московского Собора ясно говорят о том, что другой истинной Церкви, кроме Православной, не существует, и «Подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные модели
единства неприемлемы... Догматические расхождения должны быть преодолены, а не обойдены. К единству путь – покаяние, обращение и обновление». Более твердо высказаться было просто невозможно. Что не нравится
епископу Евтихию? То, что Собор РПЦ допускает общение с инославными? Но разве не то же самое делали все миссионеры, все апостолы, наконец. Когда св.Петр ел новую для себя пищу – свинину, с язычниками, он
заблуждался? По мнению иудеохристиан, да, а апостол Павел, наоборот, жестко осудил то, что св.Петр несколько стеснялся и скрывал, насколько он дружен с язычниками. Как можно миссионерствовать и не общаться?
Все остальные возражения владыки Евтихия так же трудно принять, за исключением, наверное, двух. Недопустимо участие наших представителей в экуменических сборищах,
где совершаются языческие ритуалы. Это производит крайне болезненное впечатление на большую часть православных. И едва ли допустимы совместные с инославными программы по религиозному воспитанию и катехизации,
это идет вразрез с преданием и учением Православной Церкви. Но это частности, которые устранимы. Главное, заложена прочная православная основа для отношений с иноверными. * * * В целом доклад епископа Евтихия оставляет сложное впечатление. Любовь к России и трезвый консерватизм здесь каким-то печальным образом переплетаются с крайними воззрениями, которых старались
избегать и св.Патриарх Тихон, и родоначальник РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). Если формулировать жестко – два момента мешают нашему воссоединению. Некоторая расхлябанность, либеральность, которые
достались Московской Патриархии от советских времен. Именно некоторая, то есть поразительно малая – с учетом того, через что нам пришлось пройти за последние 83 года. Второй момент: радикальные круги в
эмиграции, которые даже Ивана Ильина травили, считая недостаточно правым, продолжают влиять на РПЦЗ. Договориться с ними не удастся никогда, эти люди психологически находятся намного ближе к иудаизму, чем к
христианству. При этом практически по всем существенным позициям взгляды обеих ветвей Русской Церкви совпадают по букве и по духу. Тысячи мирян, священников, архиереев с обеих сторон годами трудились, чтобы
это произошло. Слава Богу, чувство нашего родства, любовь продолжают расти. Это значит, Христос посреди нас. Г.ДОНАРОВ
eskom@vera.komi.ru
|