ПОДРОБНОСТИ
19 февраля в Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре открылся VII пленум синодальной Богословской комиссии. Главной темой двухдневных заседаний стала «проблема ИНН», к которой не раз обращалась и наша газета. В предыдущем выпуске мы обещали познакомить читателей с итогами работы комиссии, что мы сегодня и делаем. Надеемся, публикуемые ниже материалы поставят, наконец, точку в долгих спорах и шатаниях вокруг ИНН. Всю стенограмму выступлений, разумеется, мы не можем здесь поместить, поэтому выбрали те фрагменты, которые не повторяются в итоговом документе. После вступительного слова митрополита Филарета, председателя комиссии, ее работа продолжилась докладами, посвященными богословскому анализу проблем, связанных с «числом зверя». АРХИМАНДРИТ ИАННУАРИЙ (ИЕВЛЕВ), доцент Санкт-Петербургской духовной академии, предложил обзор толкований стихов из Откровения Иоанна Богослова, касающихся «печати антихриста». Он подчеркнул, что без понимания тех условий, в которых жили первые читатели книги Откровения, невозможно понять и верно истолковать ее смысл. Две тысячи лет назад нанесение печатей, клейм или татуировок на тело человека было знаком лояльности враждебной языческой власти, и потому – одним из признаков конца истории. Так, во времена иудейских мучеников Маккавеев царь Птоломей IV Филопатор требовал от египетских иудеев принятия клейма со знаком Диониса. От воинов и некоторых групп служащих требовали ношения соответствующей татуировки под одеждой – на левом плече и на лбу, у начала волос. Таким образом, «печать зверя» отражает исторические реалии времен Иоанна, но также относится и к грядущим преследованиям, когда все, за исключением верных христиан, станут послушными рабами тоталитарной, якобы божественной власти «зверя». Описываемое св.Иоанном Богословом получение отступившими от христианской веры «печати антихриста» не следует понимать буквально, как некое физическое действие, – подчеркивает архимандрит. – Ведь в этом случае такие библейские выражения, как «обрезание сердца», тоже надо понимать буквально – в смысле хирургической операции. Как верные рабы Господа будут, согласно Апокалипсису, получать печать от Господа, так и верные рабы «зверя» получат печать «зверя»: «Здесь речь идет о полном согласии, добровольном и сознательном, на рабство зверю-антихристу». Принятие «печати антихриста» в этом смысле лишь фиксирует уже совершившееся отступление от Бога и поклонение антихристу. В случае же с ИНН требования отречения от Христа или какого-то побуждения к этому не существует. ИГУМЕН АНДРОНИК (ТРУБАЧЕВ)сосредоточился на анализе «числа зверя» 666. Он вспомнил свидетельство одного из святых отцов, преподобного Ефрема Сирина, считавшего, что человек, запечатленный печатью антихриста и принявший «число зверя», даже не сможет совершить крестное знамение, чего, очевидно, не наблюдается сейчас. Само число 666, по мнению о.Адроника, символизирует земное богатство и, напротив, неполноту духовных даров, оскудение духа, поскольку семь есть библейский символ полноты, а шесть – это неполнота, три шестерки – особая, подчеркнутая неполнота, безблагодатность, пустыня отдаления от Бога. ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН АСМУС, преподаватель Московской духовной академии, напомнил слова: «Будьте готовы, ибо вы не знаете часа, когда Господь ваш придет» и привел высказывание св.Ипполита Римского (III в.), что концу мировой истории будет предшествовать смешение народов, которое станет предпосылкой для воцарения антихриста. Святые отцы свидетельствуют, что антихрист будет маскироваться под истинного христианина, чтобы обмануть христиан. Это очень важное положение, это означает, что человек может быть вовлечен в служение врагу Божию обманными способами.
МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ ИВАНОВ, профессор, проректор Московской духовной академии, подчеркнул, что для библейского сознания числа относятся не только к системе счета, но также несут значительную смысловую нагрузку. В иудейской нумерологии не слишком заботились о математической точности. Зато числами часто пользовались в условно-символическом значении. Достаточно вспомнить число семь – символ полноты, сходное с ним число сорок. В этой традиции было также принято символическое изображение цифрами имен. В русле этой традиции находится и число 666 из Апокалипсиса. Числовому значению 666 соответствует, например, словосочетание «Царь Израиля». Однако Ветхий и Новый Заветы, в отличие от языческой мифологии, не признают за числами ни священного, ни ритуального значения. Корень многих недоразумений профессор Иванов усматривает в смешении понятий «символ» и «знак». Когда священник возносит хвалу «Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице», он использует число «три» как символическое священное число, несущее в себе печать Божественной благодати; когда же это число встречается на жилом доме, то это не символ, а знак, обозначающий номер дома. Подобные знаки не оказывают никакого воздействия на жизнь человека. Точно так же и число 666 может стать символом, открывающим путь антихристу, или простым знаком, обозначающим, например, 666-й километр шоссейной дороги. Символ может выполнять свое предназначение лишь при соблюдении определенных условий. «Допустим, – продолжил выступающий, – что число 666 в штрих-коде все-таки есть. Поскольку оно вызывает ассоциации с образом антихриста, для определения его функции и его влияния необходимо выяснить, с какой целью оно туда введено. Если только для сбора налогов, учета граждан, то оно остается простым числом, то есть знаком, и не приобретает свойств символа». Если же человек продолжает настаивать на символическом характере числа 666 в налоговых документах в любом случае, то это говорит о том, что он впадает в языческий магизм, то есть такое понимание чисел, которое во всем противоположно христианскому. ПРОТОИЕРЕЙ ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, отметил, что Церковь уже добилась от налоговиков, чтобы добровольные заявления о присвоении ИНН заменили анкетами. Еще более трезвое и хорошее предложение, по его мнению, связано с заменой самого названия ИНН на «номер налогового учета» (ННУ). В этом случае номер будет присваиваться не человеку, а его счету. Это в большой степени снимет остроту вопроса. Гораздо большее беспокойство вызывает проект «Карточки москвича», только при наличии которой жители Москвы смогут делать покупки, обращаться за медицинской помощью. Опасность тут в том, что условием выдачи подобной карточки может быть согласие со всем корпусом действующих законов, среди которых возможны и такие, которые противоречат христианству. АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ) напомнил, что штрих-коды – это изобретение XIX века. Изобрели этот способ записи чисел на американских железных дорогах, чтобы определять номера проходящих вагонов. Затем этим способом стали маркировать товары. Разработчики одной из маркировочной систем (EAN-13) сознательно ввели в нее три шестерки. Первыми это заметили и забили тревогу не православные, а адвентисты в середине 1980-х годов. Сейчас у части православных «появилось целое богословие, которое тиражируется и в СМИ, и в огромном количестве листовок, книг, брошюр, аудиокассет». Как сообщил о.Тихону епископ Тульский Кирилл, во все храмы Тульской епархии пришло множество бандеролей с бесплатными листовками, газетами, книгами, аудиокассетами, посвященными борьбе с ИНН. Это огромные деньги, так что кто-то явно заинтересован в организации такой борьбы и прикладывает к этому значительные финансовые усилия. С особым беспокойством о.Тихон привел многочисленные примеры того, как противники ИНН разжигают в церковном народе недоверие к священноначалию и лично к Патриарху Алексию II. Доходит до того, что некоторые священноиноки анафематствуют архимандрита Иоанна (Крестьянкина) за его суждения об ИНН, а другие всерьез утверждают, что мнение о.Иоанна было высказано под давлением или даже написано под диктовку. Сегодня, по мнению о.Тихона, водораздел в церковной жизни проходит между теми, «кому нужна Православная Церковь, кому нужно спасение, и теми, кому нужны великие потрясения». На заседании были продемонстрированы видеовыступления о.Иоанна (Крестьянкина) (текст его публиковала «Вера» в прошлом номере) и о.Николая с острова Залит. АЛЕКСАНДР ЧУЕВ, зам. председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ, особо отметил, что при подготовке Думой Налогового кодекса многое из того, о чем говорили на заседании комиссии, было упущено «в силу занятости, необразованности и маловерия», многие нюансы не были приняты во внимание. По мнению А.Чуева, безудержное развитие процессов глобализации может в итоге привести к тому, что будут ограничены основные права и свободы людей и нарушена тайна частной жизни. Сейчас в Госдуме рассматриваются два законопроекта, содержащие понятие «личного кода», что для православных неприемлемо. Это совершенно новое явление, никак не связанное с ИНН. За основу в первом чтении был принят законопроект Лукьянова – Рыбакова, позволяющий изменить данную статью, а в отвергнутом президентском законопроекте, составленном еще при Ельцине, предусматривается введение неизменного и пожизненного личного кода практически с рождения и до смерти. Главное, как заявил Александр Чуев, чтобы системы учета и сбора информации не могли быть использованы во зло. Для этого нужно, чтобы закон запрещал монополизировать информацию о частной жизни граждан в каких-то одних руках. Надо создать комиссию по вопросам, связанным с частной жизнью, считает депутат: «От регламентации форм и методов контроля над жизнью человека, от установления границ такого контроля в значительной мере зависит наша духовная свобода». Депутат Госдумы СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ в своем выступлении обратился к проблемам глобализации. Половина всего, что производится сегодня в мире, производится в транснациональных корпорациях, использующих выгоды международного разделения труда. Благодаря глобализации более развитые страны получают широкие возможности диктовать свою волю и ставить свои условия менее сильным. В этой связи Россию, по мнению Глазьева, подстерегает реальная опасность надолго закрепиться в числе последних. Дальнейшая часть заседания была посвящена пастырским аспектам проблемы, обсуждение было закрытым. МИТРОПОЛИТ МИНСКИЙ И СЛУЦКИЙ ФИЛАРЕТ в кратком выступлении признал, что священноначалие виновато в следующем: «Разъяснительная работа нами проводилась недостаточно и поэтому мнения наших авторитетов расходятся, потому что не было дискуссии». Митрополит Филарет сообщил, что он встречался и подробно говорил со старцами архимандритами Иоанном (Крестьянкиным) и Кириллом (Павловым). Архимандрит Кирилл (Павлов), по свидетельству владыки митрополита, являющегося его духовным чадом, выразил свое полное согласие с мнением о.Иоанна (Крестьянкина) по поводу ИНН, ответив: «Хорошо знаком, я читал, и я абсолютно с ним согласен». Это сообщение является чрезвычайно важным, так как до сих пор ходили упорные слухи, что два авторитетнейших старца, на мнение которых ориентируется значительная часть паствы, смотрят на проблему ИНН противоположным образом, что может привести чуть ли не расколу. Отец Кирилл призвал как священноначалие, так и государственную власть отнестись со вниманием и пониманием к немощным в вере, то есть к тем, для кого ИНН может оказаться соблазном и кому необходимо разъяснять церковную позицию. Уже после заседания владыка сказал: «Сегодня никто нас не искушает, не испытывает нашей веры: «Ты христианин или нет?» Никто этого вопроса не задает при получении того или иного документа, и зачем прежде времени сеять страх и сомнение в людях? Наше дело – противостоять всем этим страхам твердым исповеданием веры, святостью жизни, молитвой, постом. Мы должны помнить слова Св. Писания: «Блюдите, како опасно ходите». Опасность всегда есть. Но до пришествия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа мы должны быть бодрыми. «Бодрствуйте, молитеся и не внидети в напасть», – так предупреждает нас Святая Церковь. Поэтому это бодрствование должно всегда присутствовать в нас». Продолжая рассказ о заседании, митрополит Филарет сказал: «Мы просили Святейшего Патриарха обратиться к Церкви с посланием, которое успокоило бы паству, вразумило пастырей, дало руководящие указания архипастырям, как нужно поступать в этой ситуации». Владыка Филарет выразил в заключение надежду на то, что работа комиссии, в которой приняли участие не только богословы, но и представители монастырей, внесет согласие в Церковь. Кстати, буквально на днях владыка Филарет обратился к Александру Лукашенко с протестом против планов введения личных номеров в Белоруссии. * * * Поздно вечером 20 февраля работа Богословской комиссии завершилась. Состоялась серьезная дискуссия, в результате которой удалось учесть все предложения тех, кто очень настороженно отнесся к ИНН. Итоговый документ в результате подписали все присутствовавшие в зале участники заседания. По материалам агентства «Страна.ру» и официальным материалам ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ VII Пленума синодальной Богословской (Приводится в сокращении) Пленум рассмотрел проблемы, вызывающие озабоченность и смущение среди части церковного народа, вопросы, которые ставятся в многочисленных обращениях верующих и в публикациях средств массовой информации: 1. Присутствует ли апокалиптическое число 666 в ИНН и электронных документах, удостоверяющих личность? 2. Является ли ИНН печатью антихриста? 3. Утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН? 4. Существует ли духовная угроза в процессах глобализации? 5. Насколько правомерны действия отдельных священнослужителей в связи с проблемой ИНН? Всесторонне обсудив эти темы, пленум пришел к следующему заключению. 1. Согласно экспертному заключению, ИНН является последовательностью из 12 арабских цифр, в которых заключены код региона, номер местной налоговой инспекции и номер налоговой записи налогоплательщика. Наличие трех шестерок в этом наборе цифр может быть только случайным. Говорить о непременном присутствии числа 666 в ИНН нет никаких оснований. Предположение о скрытом присутствии 666 может считаться отчасти обоснованным лишь тогда, когда речь идет о кодировании информации с помощью штрих-кода, исполненного в соответствии со стандартом EAN-13/UPC, который применяется для маркировки товаров (при этом нужно заметить, что собственно компьютер не воспринимает три пары удлиненных разделительных линий в качестве шестерок; однако их графическое начертание является схожим с графическим начертанием цифры шесть в этом же стандарте кодирования). Когда же речь идет о записи иными известными нам системами, отличными от EAN-13/UPC (товарных штрих-кодов), в частности, на магнитных полосах, присутствующих в электронных документах, то эксперты не обнаруживают наличия числа 666 в этом типе записи информации. 2. Распространенное в среде некоторых православных христиан представление о том, что «антихрист еще не явился, а печати уже ставят», или что существует некая «предпечать», противоречит церковному учению о явлении антихриста в «последние времена» человеческой истории. В святоотеческом предании такая печать понималась как знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа. Вопреки этой традиции, иногда утверждают, что технологическое действие якобы может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Такое суеверие расходится с православным толкованием Откровения святого Иоанна Богослова, согласно которому «печать зверя» ставится на тех, кто сознательно уверует в него «единственно ради ложных его чудес» (святитель Иоанн Златоуст). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». 3. На вопрос о том, утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН, мы можем ответить словами архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Дорогие мои, как мы поддались панике – потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике»... Вместе с тем, учитывая смущение в церковном народе в связи с присвоением ИНН, священноначалие Русской Православной Церкви по предложению духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова) имело диалог с руководством Министерства РФ по налогам и сборам. Министерством было заявлено о готовности выйти с законодательной инициативой об изменениях в Налоговом кодексе РФ, в частности, о введении документа «лицевой счет налогоплательщика – физического лица» и понятия «номер лицевого счета налогоплательщика – физического лица» (вместо ИНН). В случае реализации этого решения опасения некоторых о «замене христианского имени на номер» утратят всякую почву (поскольку в этом случае номер присваивается документу, а не лицу). 4. Процессы глобализации, порожденные растущей взаимозависимостью государств и народов, могут быть использованы злой волей для порабощения людей и человеческих сообществ. Участники заседания Богословской комиссии высказали мнение о целесообразности создания церковно-общественного совета, который в контакте с государственными органами осуществлял бы изучение вышеуказанных процессов и тенденций, анализировал развитие соответствующих норм международного права, а также законодательные инициативы и действия исполнительной власти, представляющие опасность для свободы личности и сохранения культурно-религиозного своеобразия народов, исторически связанных с православием. Во многих странах существуют механизмы правовой защиты от попыток введения единого универсального идентификатора личности или создания единой межведомственной базы данных. Особое внимание следует уделить вопросу о введении электронных паспортов и иных новейших методов идентификации, которые будут использоваться для ведения расчетов, получения социальной и медицинской помощи. При том, что сама технология производства и применения подобных идентификаторов не может считаться предосудительной, необходимо добиваться гарантий сохранения тайны личной жизни. 5. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (III. 5) говорится, что в случае, если государство понуждает граждан ко греху, Церковь может призвать к гражданскому неповиновению. Однако эти слова говорят о Церкви, а не об отдельных священнослужителях или мирянах, самочинно дерзающих говорить от имени Церкви. Совершенно неприемлемыми являются факты передачи клириками и монашествующими своих обращений в средства массовой информации и органы государственной власти, что подчас имеет характер неприкрытого давления на священноначалие... Необходимо напомнить современным «ревнителям не по разуму», что Господь возложил на епископов особую миссию: быть строителями Таин Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания. Выводы: – Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения. – Не порицая людей, отказывающихся от принятия ИНН, следует высказать тревогу о духовном состоянии тех из них, кто превозносится своим отказом, осуждая не последовавших их примеру. – Совершенно недопустимым является наложение пастырями церковных прещений за принятие либо за непринятие налоговых номеров. – К сожалению, приходится констатировать тот факт, что верующие люди, отказавшиеся от ИНН, нередко сталкиваются с дискриминацией со стороны работодателей. Согласно официальным заявлениям руководства Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, подобные действия являются противоправными. В этих случаях необходимо обращаться в вышестоящие налоговые инстанции. – ...У Церкви есть свои средства сопротивления нарастанию греха в мире: это не митинги и листовки, а исполнение заповедей Божиих, молитва и покаяние. Противостояние злу становится подлинно христианским делом не тогда, когда христиане заражают друг друга необоснованными страхами, а тогда, когда мы живем конкретными делами, направленными на укрепление нашей веры и помощь ближнему. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |