ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ


ВОИНЫ ЧЁРНОЙ ГОРЫ

19 марта о существовании «Освободительной армии Плава и Гусины» объявили черногорские албанцы. Они собираются устроить в Черногории – югославской республике – резню, наподобие косовской. Албанцы в последнее время регулярно заявляют, что Черногория – это часть Великой Албании. Среди геополитических мифов этот может получить первый приз в деноминации «за наглость».

В XIV веке турецкая орда, захватив Константинополь, хлынула на Балканы. Самым сильным и многолюдным царством полуострова оставалась в то время Сербия, но на поле Косовом пала и она жертвой измены.

Лишь горстка сербов, живших в княжестве Зета, не сдалась. Несколько тысяч человек покинули свои цветущие долины, где семь веков жили их предки. Под началом своего предводителя Ивана Черноевича они взошли на Черную гору, решив подороже продать жизни. Это был исход – подобный Моисееву.

Только длился он в десять раз дольше. На голых скалах между ущелий и пропастей сербы создали братство смельчаков и 400 лет противостояли Османской империи.

Раз за разом турки штурмовали эту твердыню, но разбивались о неприступные скалы и мужество сынов Черной горы. Случалось, что сербы изнемогали и платили врагам дань, чтобы дать себе передышку. Но стоило сборщику-турку зарваться, и он падал с раскроенным черепом, слыша в напутствие: «Вот тебе черногорская мера».

После смерти Ивана Черноевича двое сыновей его – Георгий и Стефан – не вынесли тягот нескончаемой войны.

Стефан предал свой народ, принял магометанство и вместе с турками пошел войной на Черную гору.

Георгий разбил врагов наголову, но уговоры жены-венецианки сделали то, чего не добилась могущественная армия иноверцев. Он оставил родину.

* * *

И тогда в 1516 году черногорский народ возглавили иные вожди. Их дала Церковь. Следует сказать, что с самого начала исхода столицей, сердцем черногорского братства стал Цетинский монастырь. Лишь православная вера могла дать сербам силы вести борьбу. Все остальные резоны блекли перед немыслимой по трудности задачей.

После того как иссякло мужество князей светских, во главе черногорцев встали князья-митрополиты. И 336 лет вели свою паству в бой. Так, в 1712 году при владыке Даниле против Черногории выступили около 100 тысяч турок. Для сравнения скажем, что в это время все население Черной горы вместе с женщинами и детьми составляло 40 тысяч человек. А в 1714 году при самом страшном набеге Нуман-паши Чуприлича (по фамилии видно, что это серб-потурченец) турков участвовало около 120 тысяч. Эти два похода были карательными в отместку за поддержку Черногорией России в войне 1711 года. Надо отметить, это узловой момент в истории русско-черногорских отношений, определивший их характер на 200 лет вперёд.

Но вернемся в 1712 год. Турки требовали денег, а сербы сказали: «Пошлем им камни вместо дани».

Перед рассветом митрополит Данила с духовными чадами атаковал вражеский лагерь. На поле боя остались 318 черногорцев и 20 тысяч турок. Три дня сербы гнали магометан, а потом сложили об этом песню.

А вот еще одно имя. В 1784 году на престол взошел владыка Петр, которого сербы прозвали Петр Святой. Он был канонизирован, и доныне поклоняются нетленным мощам этого первосвященника и военачальника. «Пятьдесят лет он нами правил, – говорили черногорцы, – бился за нас в бою, вел переговоры и ходил перед нами в простоте и чистоте душевной каждый Божий день».

Владыка Петр поставил перед Черногорией новые задачи – превращение войска, охранявшего свою цитадель, в просвещенное православное государство.

Это не было данью времени, а, скорее, исполнением давней мечты. Здесь стоит вспомнить об одной замечательной странице черногорской истории. В 1490 году на Черной горе была создана между сражениями первая славянская типография. Она снабжала не только Сербию, Болгарию, но и Русь богослужебными книгами, пока не погибла от рук турок. Другая типография была привезена из России, но уже спустя много лет после упокоения свт. Петра - в 1833 году. Привез ее знаменитый поэт митрополит Петр II Негош. Судьба ее была необычна: однажды у черногорцев, стесненных турками, закончились пули, и они вынуждены были отлить их из типографских шрифтов, которые делаются, как известно, из свинца.

Священникам приходилось часто браться за оружие. Обычной была такая картина: во время праздника по улицам Цетины идет всеобщий любимец – протоиерей столицы Стево Капицин. Вся грудь его украшена боевыми орденами. Ведь он не раз бросался в бой в первых рядах черногорцев, в одной руке держа знамя, в другой – кинжал. И без оружия его было видеть крайне непривычно. В Черногории носили пистолеты за поясом практически все, даже аптекари. Только в 1860-х гг. митрополит заставил священников носить бороды (!). В то время (да и после) не то что священники, игумены монастырей были предводителями партизанских отрядов, а самый известный из них - Моисей Зечевич по ночам ходил на охоту на турок. Достаточно посмотреть на списки героев сражений. Все они начинаются словами "поп...." Как при свт. Петре, так и после над Цетиньским монастырём была башня, на которой складывали черепа убитых турок, чему очень удивлялись приезжие иностранцы. Примечательно, что впоследствии рака святителя Петра была увешанной ружьями, револьверами и ятаганами. Таков был настрой непокорных православных черногорцев.

Однако это было уже данью уходящему средневековью. В 1851 году новый князь Даниил Петрович не пожелал принять монашеского сана и получил на это согласие народного веча. Так пресекся род воинов-владык черногорских. Они исполнили свое призвание, совершив для веры и свободы своей страны великое дело.

* * *

Вступая в новые времена, черногорцы, однако, не растеряли боевого духа.

В 1835 году десять воинов захватили у турок крепость на острове Жабляк, старинную столицу Зеты, и три дня держали оборону против трех тысяч турок. Они оставили позицию лишь по просьбе владыки Петра II, на которого давила русская дипломатия в лице Несельроде.

В 1857 году брат князя Даниила Петровича Мирко Петрович с сотней бойцов выдержал осаду турецкой армии в Острожском монастыре. Когда подошёл ещё один отряд турок, то черногорцы под покровом ночи, взяв мощи Свт. Василия Острожского, покинули монастырь.

Мировая закулиса (выражение Ивана Ильина) пообещала Черногории дать выход к морю, если она формально признает верховную власть турок. Черногорцы, естественно, отказались, и к морю пробились впоследствии без посторонней помощи.

* * *nikolay.jpg (8077 bytes)

Освобождение Сербии от турецкого ига подходило к концу. Но османы вовсе не желали с этим мириться.

Недолго правил князь Даниил - его убили из-за угла. Даниилу наследовал его плямянник Николай (на рисунке). Во время его правления в годы русско-турецкой войны черногорцы выступили передовыми бойцами за свободу славянства. За это и многое другое князь Николай получил имя лучшего друга России. Правда, после капитуляции Черногории в 1916 году королю Николая (русскому генерал-фельдмаршалу, кавалеру орденов Св. Андрея и Св. Георгия!) отказали во въезде в Россию, как предавшему общее дело. Известны очень нелестные слова по этому поводу Св. мч. Царицы Александры Фёдоровны.

Так закончилась смертельная схватка воинов Черной горы с Османской империей. Наши братья-черногорцы строго, даже истово постились и храбро воевали, но земных богатств не сумели приобрести. Жили бы Родина и Церковь.

По материалам сербских историков, собранных А.ЛОПУХИНЫМ.
Редакция благодарит О.КУЗЕВАНОВА за поправки и дополнения.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru