ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ОН ВСЕХ ОБНИМАЛ СВОЕЙ ЛЮБОВЬЮ В Яренске (Архангельская обл.) скончался единственный в Сыктывкарской епархии схииеромонах – о.Феогност. Он не дожил до своего 83-летия всего несколько дней. Родился о.Феогност в Великий христианский праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы, 7 апреля 1918 года. Перед смертью батюшка четыре года тяжело болел. В марте, когда после гриппа с ним случился второй инфаркт, его положили в больницу. Но в больнице находиться он не захотел, вернулся в свою намоленную келью – и прожил там еще пять дней, прикованный к кровати. 31 марта, с пятницы на субботу, о.Феогност вдруг встал с постели, будто и не болел, и стал торопить монахиню Серафиму (Зубову), которая за ним ухаживала: «Скорей, скорей неси святую воду, просфору давай». Взяв из рук матушки просфору, лег обратно – и сразу отошел ко Господу. За день до смерти о.Феогност исповедовался и причастился у яренского священника о.Вадима. Гроб и крест были заранее заготовлены и стояли в доме. Все было готово... Едва схимник умер, его тут же помазали маслом (умерших монахов не омывают) и перенесли в церковь, где и читалось над ним Евангелие до самого погребения. Место захоронения было обговорено заранее. Накануне кончины м.Серафима спросила о.Феогноста: «Где тебя похоронить?» Он ответил: «Это дело не мое, а епархии. Если в Сыктывкаре похоронят, сопротивляться не буду. Можно и здесь, в Яренске. Сколько лет здесь прожил, как родина теперь». После этого из Сыктывкарской епархии к нему приехал настоятель Усть-Вымского Михайло-Архангельского монастыря о.Симеон (к этому монастырю старец был приписан) и, посовещавшись с о.Вадимом (Архангельская епархия), решил оставить старца в Яренске, где он прожил большую часть своей жизни и где восстановил храм Всех Святых, в земле Российской просиявших. Могилу выкопали за алтарем храма, как он и просил. 2 апреля о.Феогноста соборно отпели и похоронили по схимонашескому чину. Схиеромонах Феогност (в миру Василий Францевич Яцкевич) родился в самые неспокойные революционные дни на Украине в г.Житомире, от матери Марии, – немки, и отца Франца – поляка. В дни революционной смуты мать рожала его в подвале своего дома, где затем вскармливала молоком. Он был седьмым ребенком в семье. Оба родителя умерли от голода в 1933 году: мать на первый день Пасхи, а отец в Троицу. Сразу после рождения мальчик был крещен в православной вере матерью, которая смогла привить всем детям веру в Бога. Войну встретил в Польше, где служил на границе с Германией, и всю ее прошел до победного конца. Был ординарцем командира роты, в бой брал молитву о спасении, почему Господь и сохранил его среди ужасов войны, хотя три командира роты погибли рядом с ним. Награжден орденами и медалями. В 1961 году, спасаясь от преследования властей, которые за веру в Бога хотели посадить его в тюрьму, он приехал на Север и устроился в Яренский леспромхоз. Здесь нашел спутницу жизни, такого же верующего человека, как он сам, и с ней стал вместе жить и славить Бога. Однако полная лишений жизнь сказалась тяжелыми болезнями: у него открылась незаживающая язва, началось кровотечение изо рта. Как рассказал потом о.Феогност, он так изнемог, что даже составил завещание, уверенный в скорой смерти. Однако Господь судил иначе. Ночью во сне к нему явилась Пресвятая Богородица и Сама исцелила его в один миг, оставив в память о Своем посещении небольшие ножницы, которым Она сделала «операцию». Эти чудесные ножницы старец хранил как самую дорогую святыню. А затем ему в сонном видении явился Спаситель и грозно приказал «дать обет». Очнувшись от забытья, Василий Францевич сказал вслух: «Господи! Даю Тебе обет. Буду трудиться во славу Тебе, пока буду ходить своими ногами, а если не смогу ходить, уйду на молитвенное служение». По взаимному согласию после этого видения они вместе с женой приняли тайный постриг. Все свое состояние Василий Францевич отдал церкви, вещи раздал нищим, дом продал, а сам уехал на границу с Китаем в Сибирь, в Тянь-Шаньские горы, чтобы там предаваться пустынническим подвигам. Но из-за гонений властей вынужден был переехать на свою родину в Житомир. Постриг с именем Филарета принял в Белоруссии в Жировицком монастыре. Девять лет служил пономарем при кладбищенском храме Николая Чудотворца в Заречанах возле Житомира. Там он тоже предавался пустынническим подвигам, построив в лесу по примеру Серафима Саровского пустыньку. Он ежедневно приходил туда на молитву и в числе прочего молитвенно благодарил батюшку Серафима за чудесное обретение покровца с мощей Серафима Саровского, которое ему досталось от двух престарелых монахинь. Затем вернулся в Яренск для восстановления Всесвятского храма. В 1994 году Архангельский владыка Пантелеимон постриг его в мантию, с этого времени он стал спасаться при Спасо-Преображенском храме с.Айкино в Республике Коми. А в начале 1996 года Сыктывкарский владыка Питирим постриг его в великую схиму. В этом году образовался Михайло-Архангельский монастырь в Усть-Выми, и схимонах Феогност стал его первым насельником. За старцем было закреплено послушание – оказывать духовное окормление всем монашествующим, священнослужителям и мирянам, ездить по всем монастырям и приходам Сыктывкарской епархии. И он нес это тяжелое служение, покуда у него хватало на это сил. После инфаркта и частичного паралича его перевезли в Яренск, где за ним до самой смерти ухаживала его бывшая супруга – монахиня Серафима. В своей мирской жизни Господь не дал Василию Францевичу своих детей, зато духовных чад у схимонаха Феогноста было великое множество – и не только в Белоруссии, на Украине или в Сыктывкарской и Архангельской епархиях. К нему, даже когда он находился на смертном одре, постоянно ехали люди из Москвы, других городов России, приходили письма с просьбой помолиться или разрешить какую-то важную духовную проблему. И старец молился за всех, ежедневно поминая тысячи человек. По его молитвам очень многие люди избавлялись от болезней, чему свидетелями были мы – журналисты газеты «Вера», поскольку тоже поддерживали с о.Феогностом связь, ездили к нему в Айкино, Усть-Вымь, в Яренск. Однажды в нашем присутствии он получил письмо из Вологды от одной верующей, которая благодарила его за исцеление от болезни, прислала в посылочке теплые шерстяные вещи. Старец долго вспоминал эту женщину и так и не вспомнил, но Господь по его молитвам ее исцелил. О.Феогност очень любил животных, разговаривал с ними, как с людьми, на него не набрасывались даже самые злые собаки. Очень любил детей, вообще он всех обнимал своей совершенной отеческой любовью. Упокой его Господи в райских обителях! Прости нас, батюшка, и молись за нас, грешных. Редакция «ДУМАЮ, ЧТО РУССКИЕ ЛЮДИ БУДУТ Так сказал, завершая интервью нашей газете год назад, выдающийся российский ученый академик Борис Раушенбах. Лютеранин по рождению (родился 18 января 1915 г. в Петербурге в семье поволжских немцев), он всю жизнь оставался христианином по мировоззрению, а в 1997 году сознательно перешел в православие. 27 марта в возрасте 86 лет Борис Викторович Раушенбах скончался в Москве. Накануне кончины к нему приехал настоятель Николо-Кузнецкого храма прот. Владимир Воробьев, который исповедал и причастил его. 30 марта в столице состоялось отпевание новопреставленного. Искренние соболезнования в связи с кончиной Бориса Раушенбаха выразил 27 марта Патриарх Алексий в телеграмме, направленной Его Святейшеством в Российскую академию наук. «Для многих Россиян почивший являл образ ученого, беззаветно преданного науке, положившего немало усилий для развития отечественного научно-технического потенциала и российской культуры, –сказано в соболезновании. –Круг его научных интересов поражал своей широтой, затрагивал многие мировоззренческие и философские темы. В тяжелые для Русской Православной Церкви времена Борис Викторович оказывал ей весьма значимую моральную поддержку. В период же церковного возрождения он стал одним из активных созидателей диалога веры и знания, Церкви и ученого мира... Да упокоит Господь его душу в Селениях Праведных. Вечная ему память». Академик Борис Раушенбах прожил Большую жизнь. Сподвижник Королева, он был одним из родоначальников отечественной космонавтики. Созданные им системы управления и ориентации космических аппаратов используются до сих пор. В 70-е годы он написал книгу «Пространственные построения в древнерусской живописи», которая обозначила его обращение к поискам в области богословия иконы. Смерть застала его над книгой «Праздные мысли», над которой он работал несмотря на болезнь. С нами не стало еще одного Человека, на котором держалась в безвременье российская культура. Мир праху его. Редакция
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |