ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ


ОН ВСЕХ ОБНИМАЛ СВОЕЙ ЛЮБОВЬЮ

В Яренске (Архангельская обл.) скончался единственный в Сыктывкарской епархии схииеромонах – о.Феогност. Он не дожил до своего 83-летия всего несколько дней.

Родился о.Феогност в Великий христианский праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы, 7 апреля 1918 года.

Перед смертью батюшка четыре года тяжело болел. В марте, когда после гриппа с ним случился второй инфаркт, его положили в больницу. Но в больнице находиться он не захотел, вернулся в свою намоленную келью – и прожил там еще пять дней, прикованный к кровати. 31 марта, с пятницы на субботу, о.Феогност вдруг встал с постели, будто и не болел, и стал торопить монахиню Серафиму (Зубову), которая за ним ухаживала: «Скорей, скорей неси святую воду, просфору давай». Взяв из рук матушки просфору, лег обратно – и сразу отошел ко Господу.

За день до смерти о.Феогност исповедовался и причастился у яренского священника о.Вадима. Гроб и крест были заранее заготовлены и стояли в доме. Все было готово... Едва схимник умер, его тут же помазали маслом (умерших монахов не омывают) и перенесли в церковь, где и читалось над ним Евангелие до самого погребения. Место захоронения было обговорено заранее. Накануне кончины м.Серафима спросила о.Феогноста: «Где тебя похоронить?» Он ответил: «Это дело не мое, а епархии. Если в Сыктывкаре похоронят, сопротивляться не буду. Можно и здесь, в Яренске. Сколько лет здесь прожил, как родина теперь». После этого из Сыктывкарской епархии к нему приехал настоятель Усть-Вымского Михайло-Архангельского монастыря о.Симеон (к этому монастырю старец был приписан) и, посовещавшись с о.Вадимом (Архангельская епархия), решил оставить старца в Яренске, где он прожил большую часть своей жизни и где восстановил храм Всех Святых, в земле Российской просиявших. Могилу выкопали за алтарем храма, как он и просил.

2 апреля о.Феогноста соборно отпели и похоронили по схимонашескому чину.

Схиеромонах Феогност (в миру Василий Францевич Яцкевич) родился в самые неспокойные революционные дни на Украине в г.Житомире, от матери Марии, – немки, и отца Франца – поляка. В дни революционной смуты мать рожала его в подвале своего дома, где затем вскармливала молоком. Он был седьмым ребенком в семье. Оба родителя умерли от голода в 1933 году: мать на первый день Пасхи, а отец в Троицу. Сразу после рождения мальчик был крещен в православной вере матерью, которая смогла привить всем детям веру в Бога.

Войну встретил в Польше, где служил на границе с Германией, и всю ее прошел до победного конца. Был ординарцем командира роты, в бой брал молитву о спасении, почему Господь и сохранил его среди ужасов войны, хотя три командира роты погибли рядом с ним. Награжден орденами и медалями.

В 1961 году, спасаясь от преследования властей, которые за веру в Бога хотели посадить его в тюрьму, он приехал на Север и устроился в Яренский леспромхоз. Здесь нашел спутницу жизни, такого же верующего человека, как он сам, и с ней стал вместе жить и славить Бога.

Однако полная лишений жизнь сказалась тяжелыми болезнями: у него открылась незаживающая язва, началось кровотечение изо рта. Как рассказал потом о.Феогност, он так изнемог, что даже составил завещание, уверенный в скорой смерти. Однако Господь судил иначе. Ночью во сне к нему явилась Пресвятая Богородица и Сама исцелила его в один миг, оставив в память о Своем посещении небольшие ножницы, которым Она сделала «операцию». Эти чудесные ножницы старец хранил как самую дорогую святыню. А затем ему в сонном видении явился Спаситель и грозно приказал «дать обет». Очнувшись от забытья, Василий Францевич сказал вслух: «Господи! Даю Тебе обет. Буду трудиться во славу Тебе, пока буду ходить своими ногами, а если не смогу ходить, уйду на молитвенное служение».

По взаимному согласию после этого видения они вместе с женой приняли тайный постриг. Все свое состояние Василий Францевич отдал церкви, вещи раздал нищим, дом продал, а сам уехал на границу с Китаем в Сибирь, в Тянь-Шаньские горы, чтобы там предаваться пустынническим подвигам. Но из-за гонений властей вынужден был переехать на свою родину в Житомир. Постриг с именем Филарета принял в Белоруссии в Жировицком монастыре. Девять лет служил пономарем при кладбищенском храме Николая Чудотворца в Заречанах возле Житомира. Там он тоже предавался пустынническим подвигам, построив в лесу по примеру Серафима Саровского пустыньку. Он ежедневно приходил туда на молитву и в числе прочего молитвенно благодарил батюшку Серафима за чудесное обретение покровца с мощей Серафима Саровского, которое ему досталось от двух престарелых монахинь.

Затем вернулся в Яренск для восстановления Всесвятского храма. В 1994 году Архангельский владыка Пантелеимон постриг его в мантию, с этого времени он стал спасаться при Спасо-Преображенском храме с.Айкино в Республике Коми. А в начале 1996 года Сыктывкарский владыка Питирим постриг его в великую схиму. В этом году образовался Михайло-Архангельский монастырь в Усть-Выми, и схимонах Феогност стал его первым насельником.

За старцем было закреплено послушание – оказывать духовное окормление всем монашествующим, священнослужителям и мирянам, ездить по всем монастырям и приходам Сыктывкарской епархии. И он нес это тяжелое служение, покуда у него хватало на это сил. После инфаркта и частичного паралича его перевезли в Яренск, где за ним до самой смерти ухаживала его бывшая супруга – монахиня Серафима.

feognost.jpg (23801 bytes)В своей мирской жизни Господь не дал Василию Францевичу своих детей, зато духовных чад у схимонаха Феогноста было великое множество – и не только в Белоруссии, на Украине или в Сыктывкарской и Архангельской епархиях. К нему, даже когда он находился на смертном одре, постоянно ехали люди из Москвы, других городов России, приходили письма с просьбой помолиться или разрешить какую-то важную духовную проблему. И старец молился за всех, ежедневно поминая тысячи человек. По его молитвам очень многие люди избавлялись от болезней, чему свидетелями были мы – журналисты газеты «Вера», поскольку тоже поддерживали с о.Феогностом связь, ездили к нему в Айкино, Усть-Вымь, в Яренск. Однажды в нашем присутствии он получил письмо из Вологды от одной верующей, которая благодарила его за исцеление от болезни, прислала в посылочке теплые шерстяные вещи. Старец долго вспоминал эту женщину и так и не вспомнил, но Господь по его молитвам ее исцелил.

О.Феогност очень любил животных, разговаривал с ними, как с людьми, на него не набрасывались даже самые злые собаки. Очень любил детей, вообще он всех обнимал своей совершенной отеческой любовью.

Упокой его Господи в райских обителях! Прости нас, батюшка, и молись за нас, грешных.

Редакция

«ДУМАЮ, ЧТО РУССКИЕ ЛЮДИ БУДУТ
ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ПРАВОСЛАВИЮ»

Так сказал, завершая интервью нашей газете год назад, выдающийся российский ученый академик Борис Раушенбах. Лютеранин по рождению (родился 18 января 1915 г. в Петербурге в семье поволжских немцев), он всю жизнь оставался христианином по мировоззрению, а в 1997 году сознательно перешел в православие. 27 марта в возрасте 86 лет Борис Викторович Раушенбах скончался в Москве. Накануне кончины к нему приехал настоятель Николо-Кузнецкого храма прот. Владимир Воробьев, который исповедал и причастил его. 30 марта в столице состоялось отпевание новопреставленного.

Искренние соболезнования в связи с кончиной Бориса Раушенбаха выразил 27 марта Патриарх Алексий в телеграмме, направленной Его Святейшеством в Российскую академию наук. «Для многих Россиян почивший являл образ ученого, беззаветно преданного науке, положившего немало усилий для развития отечественного научно-технического потенциала и российской культуры, –сказано в соболезновании. –Круг его научных интересов поражал своей широтой, затрагивал многие мировоззренческие и философские темы. В тяжелые для Русской Православной Церкви времена Борис Викторович оказывал ей весьма значимую моральную поддержку. В период же церковного возрождения он стал одним из активных созидателей диалога веры и знания, Церкви и ученого мира... Да упокоит Господь его душу в Селениях Праведных. Вечная ему память».

raushen.jpg (5067 bytes)Академик Борис Раушенбах прожил Большую жизнь. Сподвижник Королева, он был одним из родоначальников отечественной космонавтики. Созданные им системы управления и ориентации космических аппаратов используются до сих пор. В 70-е годы он написал книгу «Пространственные построения в древнерусской живописи», которая обозначила его обращение к поискам в области богословия иконы. Смерть застала его над книгой «Праздные мысли», над которой он работал несмотря на болезнь.

С нами не стало еще одного Человека, на котором держалась в безвременье российская культура. Мир праху его.

Редакция

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru