ПРАВОСЛАВИЕ И МЕДИЦИНА
СОЕДИНИТЬСЯ ВО ХРИСТЕБеседа с православным врачом, настоятелем Свято-Казанского храма г.Сыктывкара отцом Филиппом (Филипповым) – Отец Филипп, почему, на ваш взгляд, в наши дни мужчины так мало и редко ходят в церковь? Я задаю этот вопрос в контексте нашего разговора о семье. Ведь женщины, в свою очередь, жалуются, что современные мужчины безынициативны и пр. Это одна из самых частых причин семейных ссор. – Сказать, что мужчины меньше верят в Бога, я не могу. Женщины приходят в храм так же легко, как в дом мужа после свадьбы. А мужчине в идеале нужно самому построить церковь, чтобы считать ее своей. Или трудиться в храме, быть в нем занятым. Дело здесь не столько в гордости, сколько в каких-то врожденных установках. Впрочем, это слишком большая тема. Я скажу лучше вот о чем. В последнее время так получилось, что я был свидетелем смерти нескольких 30-40 летних мужчин, воспитанных в безбожии. Нельзя сказать, что они активно до своей болезни посещали храм. При этом меня поразило то, как они уходили. Отношение к смерти у этих людей было более христианским, чем у некоторых воцерковленных. Я сам пока не могу разобраться в этом противоречии. Они надевают крестик, зовут священника, стараются исповедаться, причаститься. При невозможности причаститься – есть такие болезни, сопровождающиеся частой рвотой, – они соборуются. И вот что очень важно сказать. Я не видел в этих ребятах никакой паники, страха, отчаяния. Эти люди не спрашивают – почему так рано уходят, столько в них мужества и кротости. Я иногда рассказываю об этом пожилым людям, которых приходится напутствовать и которые боятся смерти. – Почему у нас так много детских домов? Почему количество детей, воспитывающихся вне семьи, увеличивается? – Если обратиться к истории раннего христианства, то там детских домов не было. Детей брали воспитывать родственники или знакомые. И даже сейчас в мусульманских странах эта традиция осталась. Поэтому в разговоре о брошенных детях ругать нам нужно не государство, а самих себя. Ведь даже родители часто не желают воспитывать своих детей. В последние годы за воспитание чужого ребенка государство стало выплачивать значительную сумму – сейчас это две с половиной тысячи рублей. Но люди, вроде бы порядочные, не спешат этим воспользоваться, чтобы помочь детям. Зато находятся такие, кто заинтересован не в воспитании ребенка, а в том, чтобы заработать на этом. Иные попечители возвращают ребенка обратно в приют с такой же легкостью, как меняют работу. Иные заботятся о детях до 18 лет, а как только государство перестает платить, опекуны оставляют своего воспитанника на произвол судьбы. То есть государство эту проблему с брошенными детьми решить в принципе не может. Но я как-то совершенно случайно познакомился у нас, в Сыктывкаре, с человеком, который взял на воспитание четверых детей. Причем сделал это в то время, когда за детей еще не платили. Он счастлив, и мне было радостно узнать о том, что все еще существуют в России такие вот настоящие христианские семьи. – Одна из наших читательниц спрашивает, нужно ли при лечении детей обращать их к Богу. «Я психологию плохо знаю, – пишет она, – будет ли от этого польза, или упор делать стоит на медикаменты». – Медикаменты, безусловно, нужны. Когда мы болеем, то нужно лечить душу одними средствами, а тело – другими. И все же главное лекарство при болезни ребенка – это материнская молитва. Что касается вопроса, стоит ли страдающему ребенку говорить о Боге, – то мы, взрослые, часто имеем короткую память, забываем, какие вопросы нас самих мучили в детстве. Человеку свойственно с малых лет задумываться о том, что такое смерть, есть ли загробная жизнь, что такое душа, личность. Но вот что важно сказать. Прежде чем начать разговор с ребенком о Боге, следует помолиться, сосредоточиться. Дети хорошо чувствуют, когда мы всерьез говорим, а когда излагаем «правильные мысли». О чем говорить? Рассказать ребенку о природе его болезни. О том, что Бог посылает ее как временное вразумление, испытание. После такой беседы, если вы, конечно, вложите в нее свою душу, дети поймут, зачем нужно в болезни обращение к молитве, освященному маслу, святой воде. И это, конечно, повлияет на выздоровление. – Еще один вопрос читателей «Веры» касается сериалов. Одни христиане жалуются, что теряют связь с родными, которые погружены в «мыльные оперы». Другие, наоборот, полагают, что сериалы воспитывают в них чувство сострадания. – Часто можно наблюдать, как дела в такой-то семье идут все хуже, а человек этого не замечает, потому что поселился в вымышленном мире. Там он сострадает, там он мудр и живет полнокровной жизнью. Но это чужая жизнь – не его собственная. И он может решить все проблемы Хуана, Марии и так далее. Но кто поможет ему преодолеть собственные трудности, решение которых раз за разом откладывается на потом. Ведь в семье нужно быть каждый день, каждый час, каждую минуту. Нужно сострадать прежде всего своим ближним и быть мудрым со своими родными, говорить с ними, слушать именно их. Но выключается телевизор, человек встает из кресла с чувством выполненного долга. Сегодня он свои душевные силы уже щедро потратил. И ему даже обидно, почему родные этого не заметили, не оценили глубины его чувств. Эта привязанность к сериалам может закончиться очень плачевно. Если ты выбрал брачный образ жизни – живи в своей семье, а не в чужой. Иначе ты можешь все потерять. Необязательно в результате развода. Можно остаться в одиночестве и тогда, когда сохраняется иллюзия, что у тебя дома все в порядке. – Сейчас многие жалуются на то, что их семья разрушается из-за того, что мужа или жену околдовали. Но как отличить, где имело место колдовство, а где виноваты сами супруги? – Существует покров Божий, который мы способны разрушать своими грехами, маловерием. И подпадать при этом во власть к бесам и их помощникам среди людей – колдунам. Иногда люди, которые пытаются сохранить семейный очаг, наталкиваются на невидимое, необъяснимое препятствие. Любящий муж становится мужем ненавидящим или жена вдруг бросает семью, хотя это не в ее характере. Это происходит и с теми, кто был обвенчан. И тогда оставленные супруги обращаются в Церковь с вопросом – а не было ли здесь проклятия, порчи? Конечно, такое возможно, поскольку постоянно идет борьба между Богом и диаволом. Но когда я спрашиваю: «А молитесь ли вы, причащаетесь ли?», то выясняется, что люди никак не были защищены духовно. Человеку сильному в вере, имеющему семью, по-настоящему единую во Христе, колдовство не грозит. А человека, который хотя бы помнит о Боге, это испытание не приведет к жизненному краху. Вот последний случай. В молодой семье муж стал вдруг пренебрегать женой, все больше общаться с посторонними дамами. Стали выяснять подробности. Оказалось, что его хотели женить на другой девушке и, возможно, решили отомстить, прибегнув к помощи колдуна. После беседы со священником этот молодой человек отправился в Троице-Сергиеву лавру на отчитку, потом к очень уважаемому батюшке у нас, в Коми, – отцу Феогносту, недавно скончавшемуся. Благодаря своевременно принятым мерам удалось сохранить эту семью. Недавно там родился ребенок. Есть у нас и другие монастыри, как правило, крепкие, старые, где совершаются отчитки от бесов. Но, понимаете, это проще всего – списать неблагополучие в семье на колдовство. Чаще всего люди просто не желают понимать друг друга, не делают усилий, чтобы сохранить любовь, а потом, когда приходится отвечать за это, ищут, на кого бы свалить вину: «Ведь мы жили как все». Но если посмотреть на статистику разводов, то и получили они «как все». Просто у некоторых брак быстрее разрушается и заметнее. А в целом положение очень тяжелое по всей стране. В связи с этим я расскажу еще одну историю о том, как молодым людям удалось сохранить семью. Супруги находились на грани развода, перестали уже устно общаться друг с другом, когда молодая жена решила предпринять усилие сохранить семью. Подошла ко мне, рассказала обо всем. – Если вы не можете общаться устно, – предложил я, – то напишите мужу письмо. Объяснитесь, расскажите о своих чувствах, своем видении происходящего. И вы знаете, они помирились и хорошо сейчас живут. Люди редко умеют разговаривать. Так, чтобы не перебивать друг друга, не терять нити в разговоре. Собеседник моргнул не так, взглянул мрачно, неуместно хмыкнул – и все, разговор скомкан. А если собеседник еще и возражать начал, то здесь и до скандала недалеко. Увы, сейчас утрачена традиция писать письма. А ведь когда человек сидит в уединении, думает над каждой строчкой, имеет возможность перечеркнуть случайное обидное слово и, наоборот, подобрать слово доброе, то этого не заменить ничем. Поэтому мой совет тем супругам, кто начал терять общий язык в разговоре – пишите друг другу хорошие письма. – У нас в Церкви в последние десятилетия возникла, мне кажется, довольно большая неразбериха в вопросе – что такое законный брак. Например, можно услышать, что люди, живущие в гражданском браке, пребывают в блуде. – Церковь в соответствии с древними установлениями считает законными браки между мужчиной и женщиной, заключенные гражданскими властями. Здесь можно сослаться, например, на 72 правило Трулльского Собора. Признаются подобные союзы между неверующими и между язычниками, приходящими в Церковь. Причем, согласно решениям Трулльского Собора, если один человек становится христианином, а другой нет – их брак все равно считается законным. Он не дает права оставить супруга. Главное условие – брак не должен противоречить христианской морали. То есть не имели места кровосмешение, многоженство и т.п. – А как быть с тем, что сейчас некоторые православные женятся, берут замуж иноверных. – Благословляется (хотя и не венчается) брачный союз между всеми христианами, верующими в Триединого Бога. То есть можно соединить свою судьбу с католиком или монофизитом, но только при одном условии. Дети должны воспитываться в православной вере. – Но у нас есть много семей, где один из супругов неверующий или мусульманин. – Как я уже сказал, Церковь признает законными все браки, которые заключены светскими властями и не противоречат христианской морали. Благословить женитьбу между христианином и человеком, не верующим во Христа, православный пастырь, конечно, не может. Другое дело, что он должен с любовью и вниманием относиться к подобным семьям. Я не раз сталкивался с ситуациями, когда муж мусульманин, а жена православная. У меня есть в приходе несколько таких семей. И вы знаете, я заметил, что мужья-мусльмане очень терпимо относятся к соборованию их болящих родственников, крещению своих детей, иногда сами приглашают и просят освятить квартиру. То есть постепенно обращаются ко Христу. Евангелие говорит нам, что верующая жена освящает неверующего мужа, а верующий муж – неверующую жену. И Церковь снисходит к жизненным обстоятельствам, к несовершенству мира. Кроме того, она ограждает нас от лукавства. Спаситель говорит, что нельзя разводиться, если супруг не впал в блуд. А у нас это иногда толкуется так, что нельзя разводиться только венчанным. Однако во времена Христа вообще не было венчанных православных христиан. То есть Он обращался к иудеям, язычникам, считал, что если два человека скрепили тем или иным образом узы брака, то они супруги, а не сожители. Я думаю, что мне трудно что-то добавить к вопросу, какой брак считать законным, а какой нет. Другое дело, что венчание остается наилучшей, священной завязью для семьи. Чинопоследование этого таинства окончательно сложилось лишь в IX-X веках. А прежде для венчания довольно было жениху и невесте причаститься из одной чаши во время литургии. То есть соединиться во Христе. Сегодня воспоминанием об этом является испитие из общей чаши вина, разбавленного водой, но суть осталась прежней. Христианский брак дает нам идеальные условия для соблюдения двух первых заповедей – любви к Богу и любви к ближнему. Советы православного врача Рубрику ведет отец Филипп (Филиппов) Сердечные болезни, будь то ишемическая болезнь сердца, последствия миокардита, гипертоническая болезнь, нарушение ритма Отвар плодов боярышника. Не менее четырех курсов в год по одной неделе. 15 граммов плодов (столовая ложка) на 200-250 мл воды. Отварить, настоять, принимать по 1/4 стакана 2-3 раза в день. При заболеваниях обмена веществ, например, ожирении, дистрофических заболеваниях, рекомендуется периодически принимать настой зверобоя. 15 граммов травы на 200 мл. Вскипятить, 15 минут настоять, процедить, охладить. Принимать по 1/3 стакана 3-4 раза в день не меньше месяца. Кашель у детей 100 граммов меда, 100 граммов сливочного масла, пакетик ванилина. Смешивается и принимается по 1 чайной ложке 3 раза в день до исчезновения кашля. Беспричинный зуд кожи Отвар ячменя. 100 граммов ячменя на 2 литра воды. Обливаться или протирать причиняющие беспокойство места 1 раз в день до исчезновения зуда. |
eskom@vera.komi.ru
|