ПОДВИЖНИКИ


 

НА ЗОЛОТОМ СВЕТЕ

2 мая 1934 года отошел ко Господу святитель Виктор (Островидов)


Так это было

ostrtovidov.jpg (6382 bytes)– Кто верит в случай, тот не верит в Бога, – говорит игуменья Св.-Троицкого Александро-Невского монастыря Вятской епархии София (Розанова).

– ...Иеромонах Дамаскин, известный составитель житий, работая в архивах в конце 70-х годов, ознакомился с делом епископа Виктора (Островидова). При всей абсурдности большинства процессов 20-30-х годов это дело поразило абсолютной искусственностью обвинения, а личность епископа – твердостью характера и честностью позиции. Была направлена небольшая экспедиция к месту захоронения святителя Виктора, в Коми АССР. Вывод о возможности переноса останков был неутешительным: это невозможно. Поселок Нерица – дворов двести – оказался типичнейшим «забытым Богом местом» с забывшими Бога местными жителями. Клуб на месте бывшей церкви, в основном мертвецки пьяный быт... Кладбище к тому времени оказалось в центре поселка, и было «парком культуры и отдыха», без слов преувеличения. На могилах распивали спиртное, а мальчишки играли в свои игры. О спокойности и тайности мероприятия перезахоронения не могло быть и речи. Еще раз вспомним: это были 70-е годы – «глубокого застоя».

– В конце 80-х годов, когда государством велась реабилитационная политика по политическим делам, прокурор Кировской области П.Т. Ожегин (ныне покойный) получил задание по делу Виктора (Островидова). В 1989 году епископ Виктор был реабилитирован. Но гражданская совесть Павла Тимофеевича была возмущена беззаконностью осуждения при совершенной безвинности епископа. Он взялся за описание жизни Виктора Островидова. Вскоре работа была закончена в соавторстве с о.Алексеем Сухих, председателем комиссии по канонизации Вятского епархиального управления, и В.К.Семибратовым. Материалы были направлены в Св.-Тихоновский богословский институт, в Москву. Где, казалось, пропали...

Данные материалы через какое-то время попали к иеромонаху Дамаскину, который был несказанно обрадован встречей со «старым знакомым». Отец Дамаскин заспешил в дорогу, на прием к архиепископу Вятскому Хрисанфу. Владыка благословил перенесение останков Виктора (Островидова) в Св.-Троицкий Александро-Невский женский монастырь.

Летом 1997 года иеромонах с кинооператором Борисом Криницыным и несколькими духовными чадами прибыли в далекий северный край, п. Нерицу Усть-Цилемского района. Когда-то это было староверческое поселение, но к концу ХХ века среди людей здесь господствовала уже идеология духовного ничто. На место добрались на военном ГАЗе. Остановились в доме председателя сельсовета Марьяна Марьяновича, том самом доме, где жил в ссылке Виктор (Островидов).

Событие гораздо меньшего значения вызывает всеобщий интерес на селе. Здесь же намечалось что-то совершенно необычное для бытия Нерицы.

Около замшелого, растрескавшегося деревянного креста с треугольной крышей возле старой могилы собрались все местные «разбойники» и окружили маленькую группу копателей во главе со священником. Едва ли найдется случай поднятия мощей святого, проходившего в более несоответствующей обстановке. Пьяная ругань. Сквернословие. Глумление. Хула. Угрозы: «Копайте, копайте... глубже... мы вас тут и закопаем». Восемь часов неприязненных выкриков, взглядов сверху вниз, осыпания земли обратно... Особенно старался один – главный. Подстрекал других, когда затихали. Когда дошли до гроба, о.Дамаскин обломил прогнившую доску и выбросил ее наверх – доской угодил в главного. «Все, – подумалось, – конец! Сейчас засыплют...» Но святитель Виктор явил чудо.

Главный не заорал, не взбесился, а неожиданно отошел в сторону, притих, задумался и вроде как протрезвел. Затихли и остальные «разбойники».

О.Дамаскин отслужил панихиду.

– Мощи нетленны! – объявил он.

В этот момент пришел председатель сельсовета Марьян Марьянович с вестью: «Народ желает креститься!» Крещение и поднятие мощей назначили на следующий день.

1 июля выдалось днем нежарким, всего пять градусов тепла. Но изменившаяся погода не остановила решившихся, и батюшка крестил желающих погружением в быстрые и холодные воды реки Нерицы во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И крестиков хватило на всех. Как раз столько, сколько было в горсти, которую взял с собой о. Дамаскин в дорогу. Одного крестика не хватило. Отдали свой.

Преображенный народ, получивший подарок от святителя, помогал поднимать святые мощи его и провожал владыку Виктора в далекий путь в Москву.

«Сестрам хотелось похоронить владыку на кладбище в районном селе Усть-Цильме... – писал впоследствии игумен Дамаскин (Орловский) в своей книге об исповеднике Викторе. – Село Нерица и маленькое сельское кладбище казались им настолько глухими и отдаленными, что они опасались, что могила его затеряется и станет безвестной. Им с большим трудом удалось выпросить лошадь, якобы для того, чтобы отвезти заболевшего владыку в больницу. Они скрыли, что епископ скончался, из-за боязни, что, узнав об этом, лошадь не дадут. Они положили тело епископа в сани и выехали из села... лошадь остановилась, положила голову на сугроб и не пожелала двигаться дальше.

Все их усилия не привели ни к чему, пришлось развернуться... Они долго потом горевали, что не удалось похоронить владыку на кладбище большого села, и только впоследствии выяснилось, что Господь Сам заботился, чтобы честные останки священноисповедника Виктора не были утрачены – кладбище в Усть-Цильме было со временем уничтожено, и все могилы срыты».

«Хоть бы мертвого меня пронесли мимо дорогой Вятки...» – говорил святитель Виктор при жизни.

– Возникла проблема, продолжает рассказ игуменья София. – Как перевезти мощи святителя Виктора из Москвы в Киров? На машине? Но в маленькой «Газели» не хватит места сопровождению, операторам и т.д. Не на грузовике же...

– Что же я думаю! – воскликнул один из помощников и почитателей монастыря. – У меня же есть новый автобус. Еще не зарегистрирован.

К общей радости мощи святителя Виктора были перевезены из Москвы в Киров с соответствующими почестями на новой машине, и 2 декабря 1997 года матушка София с сестрами встречали дорогую и долгожданную святыню. Рака с мощами святителя Виктора установлена в Александро-Невском храме монастыря, где мощи почивают открыто.

Декабрь 1998 года. Синодальная комиссия по прославлению новомучеников и исповедников Российских под председательством митрополита Ювеналия единогласно вынесла решение: «Причислить святителя Виктора Островидова к лику святых, в земле Российской просиявших».

Раскол

Не должно быть в единоверии инакомыслия. Но случается. Величина, степень, направление инотолкования приводят или к отступничеству, или к расколу. Внешне раскол проявляется во взаимных обвинениях, упреках, распрях, неповиновении и, в конечном счете, потере благодатного спокойствия христианской души.

Подготовленное к революции российское общество – вольнодумством, ревизией устоев, неверием, т.е. отступлением от веры, – получило достойное своим желаниям разрешение: мятежи, братоубийство, казнь представителей земной Божией власти. Православное Тело России лежало обезглавленным и кровоточило. Но дышало. Было живо. Потому что было живо сердце – православное священство, несущее духовную кровь по артериям народной души агонизирующей страны. И жало новой безбожной власти нацелилось в самое сердце: посеять раскол в церковном организме, создав так называемую «Живую церковь». Обновленческую церковь в обновленном по коммунистическим лекалам обществе.

«Братья и сестры о Господе, наши духовные чада! Храните единство Святой веры в союзе братского мира. Не поддавайтесь смущению, которое новые люди стремятся внести в ваши сердца по поводу учения нашей Православной веры; не склоняйтесь к соблазнам, которыми они хотят обольстить вас, производя изменения в Православном богослужении, действуя незаконными путями...» – призывал Патриарх Тихон. И он же говорил: «Не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем...»

Духовное завещание Патриарха Тихона во многом определило последующие решения иерархов Русской Церкви, направленные на новые отношения с властью.

Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий принципиально продолжил линию Патриарха Тихона на единение Церкви. 29 июля 1927 года Временный Патриарший Синод опубликовал обращение, так называемую «Декларацию митрополита Cepгия».

«Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной... Учреждение советской власти многим представлялось недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей для христианина нет и что в свершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели...»

Перешагнув в XXI век, мы, православные христиане Московской Патриархии, понимаем, что во многом благодаря этому документу Церковь могла легально существовать в безбожном государстве. Более того, мы в известной степени можем считаться сергианами. Более того, мы можем позволить себе осудить людей, не принявших в свое время Декларацию Сергия, посчитавших ее чересчур лояльной к властям. Но именно сейчас, по прошествии времени, вооруженные фактами, мы должны признать: оба пути были правильными. Страдание, исповедничество, мученичество соединили эти два пути в один.

Епископ Виктор был в числе тех, кто не принял декларацию, отослал ее обратно и встал в оппозицию митрополиту Сергию. Считая декларацию слишком соглашательской, владыка Виктор составил «Послание к пастырям», в котором сделал разделение лояльности к властям отдельных верующих и всей Церкви. «Иное дело – лояльность отдельных верующих по отношению к гражданской власти, а иное – внутренняя зависимость самой Церкви от гражданской власти. При первом положении Церковь сохраняет свою духовную свободу во Христе, а верующие делаются исповедниками при гонении на веру; при втором положении она (Церковь) лишь послушное орудие для осуществления политических идей гражданской власти, исповедники же веры здесь являются уже государственными преступниками...»

Этот период жизни Владыки Виктора, период противостояния с митрополитом Сергием, изобилует взаимными обвинениями и упреками. И сейчас, к сожалению, есть искушение снова начать споры о правильности тех или иных решений времени прошедшего и нынешнего. Но давайте же не станем забывать, насколько далека кабинетная теория от будней и насколько труднее, находясь в жерновах, принять груз ответственного решения.

Краткое житие с допросного листка

Ответы на вопросы следователя при допросе 22 декабря 1932 года: «Родился я в городе Саратове в семье псаломщика, образование получил в духовном училище, которое окончил в 1893 году и сразу же поступил учиться в семинарию, которую окончил в 1899 году, по окончании семинарии поступил в Казанскую академию, которую окончил в 1903 году. И сразу же принял монашество. С этого времени жил по разным монастырям. Причем два года я пробыл в городе Хвалынске, куда был командирован специально для укрепления вновь основывающегося монастыря. После этого я уехал в Палестину и прожил в Иерусалиме вплоть до 1908 года. Возвратясь обратно из Иерусалима, я в России был во многих монастырях настоятелем и на других должностях.

В 1919 году был посвящен в сан епископа и направлен в город Вятку, где и служил вплоть до 1923 года. В 1923 году был осужден органами ОГПУ. После чего систематически отбывал ссылку, как-то с 1923 по 1926 годы отбывал ссылку в Нарымском крае, после чего получил минус шесть и в 1928 году был вновь осужден в концлагерь сроком на три года; отбыв концлагерь, получил ссылку в область Коми Усть-Цилемского района, где и находился по день настоящего ареста, то есть 13 декабря 32-го года. Причину настоящего ареста ничем объяснить не могу, так как преступления за собой не чувствую».

Каковы же были мотивы арестов епископа Виктора?

1920 год – за агитацию против мер по борьбе с тифом и партии коммунистов (пробыл в заключении 5 месяцев);

25 августа 1922 год – ответ владыки на допросе: «Воззвание против ВЦУ (Высшее Церковное Управление) и группы «Живой Церкви», обнаруженное при обыске, составлено мной и разослано в количестве пяти-шести экземпляров».

Обвиняемых направили в Москву, в Бутырскую тюрьму. «Признать ВЦУ я не могу по каноническим основаниям».

23 февраля 1923 г. Епископы Павел и Виктор приговорены к трем годам ссылки.

Для владыки Виктора место ссылки – Нарымский край в Томской области.

Весна 1926 г. Епископ Виктор прибывает в Вятку.

14 мая 1926 г. Арест. Обвинения в том, что на проповеди призывал «твердо стоять за веру православную и лучше пострадать за веру, чем поклоняться сатане».

Обвиняемых епископов Павла и Виктора направляют в Москву.

20 августа 1926 г. ОСО при Коллегии ОГПУ постановило лишить их права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке.

Прикрепление на жительство в городе Глазове на 3 года.

1927 год. Период противостояния с митрополитом Сергием.

4 апреля 1928 г. Через месяц после написания «Послания к пастырям» владыка Виктор арестован и заключен в тюрьму города Вятки. Вскоре отправлен в Москву.

Май 1928 г. Предъявлено обвинение: «...занимался распространением антисоветских документов... послание к верующим с призывом не бояться власти диавола, а претерпеть от нее мученичество, подобное тому, как терпели мученичество за веру в борьбе с государственной властью митрополит Филипп или Иван, так называемый «Креститель».

Июль 1928 г. – 4 апреля 1931г. Соловки. Попов остров.

10 апреля 1931 г. Приговорен ОСО к ссылке в Северный край на три года. Деревня Караванная вблизи села Усть-Цильмы.

13 декабря 1932 г. Арест на месте ссылки. За помощь друг другу и другим ссыльным, за помощь крестьянам в составлении документов. В этом заключении владыку допрашивали 8 дней и ночей подряд беспрерывно. Следователи менялись. На одном из допросов владыка перекрестил следователя и тот впал в трясучку. Владыка молился, чтоб ничего не случилось. Следователь пришел в себя и продолжил допрос. Но протокол с «напраслиной» так и не был подписан.

10 мая 1933 г. ОСО приговорило владыку Виктора к трем годам ссылки. Село Нерица Усть-Цилемского района. Владыка просил: «Помоги, Господь, обрести мне желанный покой в непроходной глуши среди чащи лесной!..»

2 мая 1934 года владыка Виктор отошел ко Господу.

Канонизация

20 августа 2000 года Архиерейским Собором к числу новомучеников и исповедников, в земле Российской просиявших, предопределен святитель Виктор (Островидов).

В Храме Христа Спасителя близ кувуклии стоит большая икона. «Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших явленных и неявленных». На золотом фоне пятиглавый золотокупольный Храм Христа Спасителя. На фоне храма – золотой крест. В правой стороне иконы, в верхнем ряду, второй слева от креста, – священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии.

21 октября 2000 года. Свято-Троицкий Александро-Невский женский монастырь.

Плотным одеялом серо-синего ватина небо укрыло Вятскую землю. Приблизило горизонт, забросав даль такой же серой изморосью. Ко всенощной собираются немногие прихожане и паломники. Сегодня здесь проходят торжества канонизации. К раке святителя Виктора можно спокойно подойти, поклониться, постоять... Можно долго смотреть на икону Христа Вседержителя... Ее владыка Виктор нашел в мусоре на Соловках. И с тех пор до самой его смерти она была с ним. Перед ней он молился, за ней хранил антиминс. Недавно икону в монастырь привезла Анастасия Михайловна Лыткина из Глазова. Племянница монахини Ангелины, присутствовавшей на похоронах Владыки в Нерице...

На вечерне же пели первое величание святителю Виктору.

«Правды Божия поборниче и расколов обличителю, исповедниче Христов святителю Викторе... моли о нас Бога...»

Скупая на ласку вятская осень не расщедрилась и наутро. Только изморосная пыль укрупнилась и капельками глянцевала все – поникшую зелень газонов, асфальт, небольшой куполок Александро-Невского храма и длинную, длинную очередь людей, прибывших на поклон святителю Виктору...

Колокольный звон пригласил всех в Свято-Троицкий храм на праздничную литургию. Переполненный храм. Два святителя, архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф и архиепископ Верейский Евгений в золотых одеяниях возносят посеред себя вверх написанную на золотом свете икону нового святого Русской Церкви – Виктора...

Вот и все. Мы опять на тихом, располагающем к размышлению монастырском подворье.

«Кто верит в случай, тот не верит в Бога...»

Владыка Виктор при жизни служил только в Храмах во имя Святой Троицы и Александра Невского...

Н.АЛЕКСАНДРОВ
г.Вятка

 

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru