РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Избрание двенадцати апостолов является одним из важнейших событий в истории Церкви. Оно полагает начало новому христианскому священству, пришедшему на смену иудейскому. Вот что пишет святой евангелист Лука о том, как готовился к этому событию Спаситель. В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Молитве, надо полагать, не только о святых апостолах, но и о всех последующих поколениях священнослужителей. Тысячи лиц проходили перед взором Спасителя – эти сонмы тружеников и мучеников от первого из них до последнего. По мнению исследователей, Сын Божий взошел в ту ночь на гору Курн-Гаттин (Рога Гаттина). Ее вершина похожа на седло с двумя высокими луками, с которых можно любоваться парящими орлами, но можно броситься вниз и разбиться насмерть. Господь сознательно привел сюда наверх учеников. Свою Нагорную проповедь, обращенную ко всякому человеку, Он прочтет, спустившись с Курн-Гаттин, – быть может, указав этим, что одни искушения и одна честь пастырям, другая – пастве. Вспомним, как диавол на подобной же возвышенности искушал Христа, предлагая власть над всеми царствами мира в обмен на то, что Он откажется от крестного пути. И вот теперь Спаситель готовится к тому, чтобы обратиться к первым христианам, предложить им нечто обратное – царствие не от мира сего в обмен на страдания и смерть. Накануне иудеи объявили начало своей охоты на Христа, сговариваясь убить. А значит, настало время для учеников самим стать учителями. * * * Не сомкнув глаз, Господь молился всю ночь о том, чтобы ученики устояли во дни испытаний. Наутро, когда солнце всходило над землей, все двенадцать подошли к Нему, чтобы принять посвящение в апостолы, стать воинами Христовыми. Слово «апостол» звучит здесь у Матфея впервые. Двенадцати же апостолов имена суть... Списки апостолов мы встречаем в трех первых Евангелиях и Деяниях апостолов. Принцип перечисления учеников не вполне понятен. Очевидно лишь то, что они делятся на три четверицы, первыми в которых значатся во всех списках апостолы Петр, Филипп и Иаков Алфеев. Внутри же четвериц имена апостолов называются в разном порядке. Например, евангелист Матфей свое имя ставит ниже св.Фомы, хотя, по мнению св.Иоанна, это было сделано исключительно из скромности. И призвав Своих двенадцать учеников, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Сначала Спаситель вручает ученикам на Курн-Гаттин средства, подтверждающие власть апостольскую. Возможно, и сегодня этими дарами обладают все священнослужители, но не всякий решается их использовать. Потом Господь говорит об ответственности перед паствой: Даром получили, даром давайте. И вообще об опасности для Церкви, связанной с богатствами: Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. Естественно, апостолы этого правила строго придерживались, и с этим, возможно, был связан громадный успех их миссии. Человек, который вынужден ежеминутно полагаться на Бога, живет в буквальном смысле Им одним. Зато в XIX веке, когда русские миссии довольно хорошо финансировались, их успех был ничтожен, все начинания шли прахом. Исключения лишь подтверждали правило. Такие качества святого Николая Японского, как добродушие и горячая вера, не стоили казне ни гроша, но имели, между тем, решающее значение. Тогда же на Курн-Гаттин Спаситель произнес слова, которые многим покажутся потом искусительными: На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израиля. Исходя из этого, иные делают вывод, что есть достойные – иудеи, и есть те, кто не стоит внимания верных. Между тем Спаситель вкладывал в Свои слова прямо противоположный смысл. Достаточно обратить внимание на слово «погибшим». Самаряне и язычники намного легче обращались ко Христу, чем иудеи. И Господь убеждает учеников не идти до времени этим сравнительно легким путем. Он призывает их броситься в гущу битвы, пока есть возможность для этого, пока пастырь рядом, а вожди израильские стараются скрывать свои волчьи наклонности. После Воскресения запрет на миссию среди иноверных будет снят, а проповедь среди евреев быстро заглохнет. Спаситель, конечно же, предугадывал это. * * * Непреходящее значение имеют практические рекомендации Спасителя, как заниматься обращением иноверных. Он советует начинать с достойных, останавливаясь у них на ночлег. Ведь в здоровом, патриархальном месте достаточно обратить лучших, чтобы остальные за ними последовали. Далее Господь говорит о тех местах, где христиан не примут или откажутся им внимать: Выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших... истинно говорю вам, отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда. Не слишком ли это жестоко? Но есть местности, где нечестие настолько укоренилось, что проповедь там бывает почти лишена смысла. Если в таком селении и родится порядочный человек, он сам оттуда сбежит, как это сделал китайский мудрец Лао-Цзы. Заметим, что проповедь апостола Фомы в Китае также оказалась неудачной. За объяснениями далеко ходить не нужно. Достаточно сказать, что главная идеология Поднебесной – конфуцианство – в принципе отрицает бытие Божье. Во имя, разумеется, человека. И, разумеется, после того, как гуманизм овладел умами, китайцы стали гибнуть в количествах, характерных для мира насекомых. Раз за разом Поднебесная обращалась в ад. Даже для нашего времени цифры жертв выглядят ужасающими. Из 100 миллионов погибало 80-90, из 50 млн. – свыше 40. Причем это лишь два эпизода из истории гражданских войн в древнем Китае. Счет идет на сотни и сотни миллионов жертв. Вот я послал вас, как овец среди волков. У апостолов еще есть возможность отказаться. Но никто не отказывается, даже Иуда. У каждого бывает в жизни время порыва, когда вера несет человека вперед подобно потоку. А потом порыв сменяют бессилие и скорбь, и только тогда обнаруживается, кто чего стоит. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Здесь «мудры» правильнее читать, как благоразумны, осторожны, а «просты» – чисты сердцем. Это более точный перевод с греческого. То есть не следует специально искать опасностей, пререкаться с теми, кто вас все равно не услышит. Славянский переводчик справедливо счел, что это и есть мудрость. В.Г. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |