АЗ ВЕДИ
Почему православные и католики празднуют Пасху в разное время Прошедший день праздника Пасхи нашел необычайно широкий отклик в светских средствах массовой информации. Повышенный интерес был вызван тем, что в этом году Пасха Христова празднуется всеми христианами мира в один день. Немало было сказано о символичности этого совпадения, происшедшего в первый год нового тысячелетия. Так почему же все-таки Пасха у западных и восточных христиан отмечается практически всегда в разное время, несмотря на то, что принцип расчета вроде бы одинаков? Ситуация, когда христиане разных стран праздновали Пасху в разное время, уже была в истории христианства. В первые столетия от Рождества Христова в различных странах день празднования Пасхи определялся по-разному. Одни совмещали Пасху с днем Благовещения, другие, приноравливаясь к расчетам иудеев, отмечали праздник вместе с ними, третьи использовали свои оригинальные методики расчетов. А поскольку методик было несколько, то и рассчитанные дни Пасхи были разными. Все это вносило нестроения в церковную жизнь: в одних странах христиане радостно встречали великий праздник, а ближайшие соседи продолжали строго поститься. Ликвидировал эти нестроения Первый Вселенский Собор в 325 году. Вселенский Собор постановил «совершать Святую Пасху всем христианам в один день». Основные принципы, определявшие день празднования Пасхи, были следующими: праздновать Пасху после весеннего равноденствия, в воскресенье, наступающее после первого полнолуния. В качестве расчетов дня Пасхи было принято решение использовать пасхалию, разработанную александрийскими учеными. Основным достоинством юлианского календаря была его цикличность, которая гармонично сочеталась с формулами Александрийской пасхалии. В качестве отправной точки в расчетные формулы пасхалии было заложено число 21 марта – день весеннего равноденствия. * * * После Первого Вселенского Собора наконец-то появилось единство среди христианских Церквей, и праздник Пасхи стали отмечать везде в один и тот же день. Однако это единство было разрушено в одностороннем порядке Римским Папой Григорием XIII, утвердившим в 1582 году новый календарь, в котором, в отличие от юлианского, нарушалась цикличность – в григорианском календаре не каждый год, делящийся на четыре, является високосным. Поскольку использовать Александрийскую пасхалию в новом календаре стало невозможно, вместе с календарной реформой католики провели и реформу пасхалическую. * * * Ситуация, когда Пасха западная и восточная совпадают, возникает лишь в том случае, когда расчетное и астрономическое полнолуния происходят в одну неделю. Что и случилось в этом году. Совпадение празднования Пасхи восточными и западными Церквами происходит шесть раз в 19 лет – период лунного календаря, после которого все фазы луны повторяются в прежние дни года. Помимо этого года, в 19-летнем цикле с 1998 по 2016 годы совместная Пасха будет отмечаться также в 2004, 2007, 2010, 2011 и 2014 годах. На следующий год астрономическое полнолуние случится 28 марта по новому стилю или 15 марта по старому. Получается, что попадает оно между равноденствиями по новому и старому стилю. Естественно, это новолуние в православной пасхалии не считается первым после весеннего равноденствия, и католики в следующем году отпразднуют свою Пасху раньше православных на целый месяц. Это происходит 5 раз в 19 лет, причем три раза из этих случаев католическая Пасха опережает Пасху не только православную, но и иудейскую. А это уже искажение последовательности евангельских событий. Впору собирать новый Вселенский Собор. Впрочем, если верить сообщениям некоторых СМИ, то Папа Римский Иоанн Павел II вроде бы изъявил желание в последующие годы сдвигать католическую Пасху и отмечать ее вместе с православными. Что ж, если сообщение это соответствует действительности, то ничего, кроме радости, оно вызвать не может. А желание римского понтифика восстановить в Католической Церкви исполнение решения Первого Вселенского Собора достойно похвалы. В. МЕЛЬНИКОВ
На глав. страницу.Оглавление выпуска .О свт.Стефане. О редакции.Архив.Почта |