СТЕЗЯ
Недавно зашла вот так же наша будущая читательница Надежда Дмитриевна Рояк из Сыктывкара. Принесла плач по умершей подруге (приводим его в конце этой публикации). Очень трогательный. Потом еще раз заглянула и разговорилась. – Можно мне записать, – спросил я ее, зная, что в первый приход она решительно этому воспротивилась. – Я вашу газету почитала, она мне понравилась, решила подписаться. Поэтому делай, как знаешь. Родом она из села Семеновское, что в Порецком районе Чувашии. Есть там такой угол между чувашскими и мордовскими поселениями, который издавна был населен русскими людьми. Давно замечено, что на стыке нескольких народов люди бывают более живыми, энергичными. Может быть, боятся в грязь лицом перед соседями ударить? Вот рассказ Надежды Дмитриевны о родных местах. Когда обработал его, подумал: ведь это готовый сценарий для фильма. «Ничего не бойтесь» Когда начали колокола снимать с церквей, наша церковь стала бороться за колокола, чтобы не сняли. Один наш, деревенский, был тогда партийным начальником – Серебряков Николай. Предупредил, что завтра явятся из района по нашу звонницу. «Собирайтесь, – говорил он, беритесь за вилы. Вы, женщины, ничего не бойтесь, золу в глаза приезжим бросайте. Но только взаправду никого не поколите». Мужики с вечера собрались, вместе переночевали, а утром, когда начальники приехали, то видят – все семеновские жители с вилами стоят на дороге, кричат: «Не дадим снимать, вы нашу смерть получите, а не колокола». Начальники испугались, что их покалечат, и уехали несолоно хлебавши. Несколько раз возвращались, но одолеть не смогли. Тогда нечистый взялся с другой стороны к селу подобраться. Один коммунист, Денисов, тоже из начальников, проштрафился где-то у себя в колхозе. Из партии его выгнали, и он к религии прибился, стал церковным старостой в Семеновском. А коммунист, он и есть коммунист, хоть и бывший. В церковь войдет, бывало, и начнет нехорошими словами выражаться. Тогда решила наша церковная двадцатка его выгнать. А староста пугать стал: «Если прогоните – отдам ключи властям». И отдал, когда проезжали начальники через Семеновское. Народ как узнал, возмутился духом. На обратном пути коммунистов перехватили. Сказали – пока не вернете, что взяли, не отпустим. Те со страху-то ключи и вернули. Знали наше село. Жук-жук Порядки у нас, в Семеновском, были строгие. В субботу грехом считалось песни петь или плясать. Однажды отправилась я в этот день в гости к подруге. Ее мать, тетя Настя, ушла в храм на вечернюю службу, а из взрослых в доме оставалась только учительница-квартирантка. Хотела она нас приветить, говорит: «Давайте я вас чаем напою с печеньем и конфетами». Мы обрадовались, конечно, набросились на угощение. Потом учительница завела патефон и стала учить танцевать. Мы сцепились, пляшем и песенку припеваем:
Лет по десять нам в ту пору было. И не услышали, как тетя Настя из церкви вернулась. Схватила она ремень да как начала нас стегать. Стегала и приговаривала: «Вот вам и проворный, вот вам и проворный». Учительница было попыталась вступиться, вину на себя взять, но тетя Настя ее будто и не замечала. Одно нас только и спасло – на полати спрятались. У нас в селе горшки делали, крынки. А перед тем, как обжигать, ставили на полати под потолком – просохнуть. Там мы вместо горшков и уселись, ревем. А тетя Настя снизу кричит: – Ты, Надежда, матери-то скажи, как от меня досталось. Да разве я совсем глупая, ведь от мамы еще перепадет, если узнает. Пешком через Урал Папу на войну не взяли, у него одного легкого не было. 22 июня 1941 года застало нас в Челябинске. Помню, как зарыдали женщины, а мужчины стали собираться в военкомат. Папа тогда работал на заводе, где снаряды делали, танки. Помню большое озеро, в котором эти танки испытывали, смотрели, как они плавают. Танки очень быстро ездят, не то что трактора. Завидишь, как он вдалеке несется, только успевай соскочить с дороги. Жили голодно, ездили по деревням, меняли вещи на продукты. Нас, пятерых девчонок, родители собирали в дорогу. Кофточки, отрезы, юбчонку какую укладывали в котомки. Как-то застали нас сумерки в пути. Попросились мы ночевать к одним в баню. Хозяева захотели вещи посмотреть, мол, что понравится, обменяют. Поглядели, сказали, что ничего им не подходит. Но нас что-то напугало в их поведении. Ночь мы с девчонками не спали, боялись, смотрели в окно. И вдруг смотрим: идет хозяин с женой, топор в руках несет. Попросили нас открыть. Хозяйка говорит: – Я вам супу принесла, остатки с ужина. А мы видели, что она с пустыми руками пришла. Говорим: – Спасибо, не хотим кушать. Потом хозяин сказал: – Мне нужно ключи взять от рельсов, скоро поезд пойдет. Мы отвечаем: – Хоть вы и хозяева, но мы ночью дверь не откроем. Тогда они стали ломиться в дверь, девчонки к окну бросились, чтобы попрыгать в случае чего, а я на лавочку села и молюсь. Одну молитву прочту, другую начинаю. Наконец хозяева утомились, ушли, и все успокоилось. В окно было видно, что поезд прошел благополучно, ничего с ним не случилось. И мы убедились, что нам угрожала опасность. Как рассвело, открыли дверь и бегом бежать. * * * Когда папе стало похуже, отпустили его с завода. И он нам сказал: «Я хочу на родине умереть». Пассажирских гражданских поездов тогда не было, одни военные. Поэтому пошли мы из Челябинска пешком домой. Шли лесом, шли по шпалам. Два месяца были в дороге, а я голодна не была. Так дружно люди жили в те времена. Зайдем в село, нас спросят, куда путь держим. Мы отвечали. Народ хоть и бедный был, но последним делился: кто хлебом мякинным, а у кого хлеба нет, тот картошки даст. В лесу мы грибы, ягоды собирали. Когда встречали дезертиров в лесу, они спрашивали, нет ли у нас хлебца немножко покушать. Когда было – мы делились. Встречных они не обижали. Мне 16 лет было – девушка молоденькая, но все обошлось. Поговорят с папой и мамой и дальше в лес уйдут. Много их было, повсюду скрывались. Иные во ржи прятались, на иного посмотришь – вроде женщина в платочке белом, а ближе подойдет, из-под платка борода торчит. Дошли мы до Уральских гор. Там туннель, солдаты стоят, не пускают. Да и без солдат не сунешься, как там, в горе, с поездом разминуться? И решили мы через Уральские горы идти. Они не очень крутые, перебраться можно. Так вот и дошли до дому, до своего Семеновского. На станции Из Челябинска вернулись, стали в колхозе работать. Но в те времена приезжали с милицией, хватали девушек на работы – кого на торфоразработки, кого на железную дорогу. Мы прятались, чтобы не угнали. Но милиционеры, бывало, ночью придут, возьмут нас, сонных, запрут в сельсовете и за новыми девушками отправляются. А как попала на работу – за побег 5 лет дают, за опоздание – 15 суток. Я оказалась на железнодорожной станции. Мы, девушки, снабжали паровозы дровами. Вручную пилили. Двое поднимут, одна несет. Худо было, все время хотелось есть. * * * Однажды меня отпустили домой на побывку. Легла я на русскую печку, уснула. И увидела наш святой домик. Рядом с селом забил когда-то родник, старики помнили, как это произошло. На этом месте иконку нашли и построили часовню – не часовню, а дом большой. Крыша с крестом, а посреди колодец в полу – воду черпать. Стены были обвешаны иконами. Перед образом Параскевы-мученицы лампадка теплилась. Кто мог, хлеб здесь оставлял для бедных. На Крещение службу там совершали, батюшка приходил воду освящать. Со всех окрестных деревень собирались люди, снимали лапти, одежды, обливались и даже детей купали. Как-то раз председатель сельсовета Мишутин, коммунист, вредный такой, все его не любили, взял и снес наш домик – по бревнышку раскатал. Тогда жители написали жалобу в Москву, и пришел ответ – все отстроить заново. И как ни унизительно это было Мишутину делать, а пришлось. До сих пор этот дом стоит, и водичка течет. Так вот, приснилось мне на побывке, что я пришла в наш святой домик. Поставила ведра и увидела, что в углу старушка в темной одежде стоит. Догадалась я во сне, что это сама Параскева-мученица. Бросилась на колени, стала молить: «Святая Параскева, Пресвятая Богородица, простите меня». А мученица меня утешает: «Не плачь, – говорит, – скоро у тебя будет хлеб-соль. Я сама тебе зачерпну воды». И наполнила мне ведра – а там вместо воды молоко. Проснулась я посреди ночи и маму разбудила, рассказала ей, что видела. – Хороший сон, – сказала мама. Когда обратно на станцию вернулась, начальник меня вызвал в кабинет и спрашивает: «Надежда Дмитриевна, вы хотите работать в столовой официанткой?» Говорю: «Конечно, хочу». Ведь в столовой иной раз и подкормят. * * * Я с детства любила дружить с бабушками, которые внушали мне любить Бога. У них много было книжек святых, они их мне доверяли. А женщины в селе узнали, что я читаю, стали приходить, просить: «Надя, ты почитай нам, мы послушаем». Одну прочитаю, мне старушки другую дают. И в Челябинске потом с одной бабушкой познакомилась. У нее все святые книги коммунисты сожгли, но она много молитв успела списать и меня им учила. Тогда не все жгли. Много прятали. У меня подруга была – партийная, с фронта вернулась, с боевыми наградами. Она в Шумерле в горисполкоме служила. Раз завела в подвал на работе. «Гляди», – сказала. В подвале было чисто, хорошо. Кругом стеллажи стояли со святыми книгами. Много ряс священников висело, кадила. Все имущество церковное там было. Я взяла посмотреть одну книгу, другую. Попросила одну на память, но подруга только руками замахала. Мол, нельзя, здесь все переписано. И домой почитать тоже не разрешила. Строго было. Все хранилось. Куда это потом дели, не знаю. А одна из тех молитв, которые я списала в Челябинске, очень потом помогла. * * * Начальник у нас на станции был партийный человек по фамилии Цепилов. Он поссорился со стрелочником Чугуновым, и тот стал ему мстить. Как-то положил на рельсу железяку, чтобы поезд сошел с рельсов (аварию сделать), и пошел к себе в будку. Сторож, когда делал обход, увидел железку и понес ее Чугунову. Спросил: – Чугунов, я вот железяку нашел. А ведь мог и поезд сойти с рельсов, кто же этого хотел? Тот и отвечает: – Сейчас начальник пробежал, я видел. А потом и свидетеля стрелочник нашел, подговорил его. Арестовали Цепилова, три месяца держали, в Казань возили допрашивать. Но Цепилов ни в чем не сознавался. «Нет на мне вины», – отвечал. В то время пришла ко мне его жена Надежда, сказала: – Сегодня ночью повезут моего мужа. Хочу собрать ему мешочек с гостинцами – рубашку да махорку положить, нет ли у тебя табака? Самосад у меня был, его в Семеновском выращивали и переправляли для продажи. Отсыпала, сколько нужно, а потом говорю: – Надя, ты не против, если я в обшлаг рубахи молитву зашью Пресвятой Богородице? – Нет, – отвечает, – делай, как считаешь нужным. Когда конвоиры стали рубаху щупать, деньги искать, то бумажка не зашуршала. А Цепилов-то ее сразу нашел. Выучил и стал повторять денно и нощно, хотя и коммунист. Рассказывал потом: «Даже когда на суд меня повезли, ничего кругом не вижу, только читаю». И вот вынесли ему приговор. Признали виновным. А на суде были Чугунов и еще один парень, который против Цепилова показания давал. И вот, как прочли приговор, этот парень молодой, Александр, вдруг поднимается с места и говорит: – Выслушайте меня. Цепилов не виноватый ни в чем. Меня подговорил стрелочник Чугунов. Дал мне костюм и две буханки хлеба, чтобы я подтвердил, что Цепилов готовил крушение. А я ничего не видел. Цепилова освободили, и он как только вернулся на станцию, первым делом зашел ко мне. – Спасибо тебе, – сказал, – ты меня спасла. Хочешь, наизусть прочту твою молитву? И заплакал. – Нет, – отвечаю, – я вам верю. Да, забыла сказать. Когда мы ему молитву передали, жена-то, Надежда, поехала к старцу в город Шумерля, рассказать о беде. Тот ее стал успокаивать, сказал: – Не расстраивайся, раба Божья, спасет твоего мужа святая бумага. Так ведь и получилось. Конец войне Когда война началась, много зерна разворовывалось. И чтобы уберечь его, договорились половину семеновского храма занять под хранилище. Когда мы из Челябинска вернулись, мой папа, Ефремов Дмитрий Иванович, стал сторожить и церковь, и зерно, и все имущество. Там одна иконка на окне стояла, круглая. Папа боялся, что ребятишки с улицы дотянутся, поломают. Переставил на стол. Утром пришел, она снова на окне, как ни в чем ни бывало. Папа удивился. Однажды, осенью 44-года это было, я проснулась. Вижу: в храме огонек, как от лампадки. У нас в церкви прежде всегда лампадка горела перед образом святой Параскевы, а в войну перестали ее зажигать. Наш дом рядом стоял, и все было видать. Бужу отца: – Папа, наверное, весовщик пришел, в окнах свет видно. Отец посмотрел в окно, и верно, горит. Пошел в храм, вернулся задумчивый. «Темно в храме», – говорит. А в окно смотрим и снова свет видим. Чудеса. Тут отец сказал маме: – Дуняша, сходила бы ты в храм, может, мне послышалось. Какое там пение идет, прямо пасхальное! И мужские голоса слыхать, и женские, очень красивые. Мама пошла, возвращается радостная: – И верно, поют, – говорит, – как хорошо. В окошко заглянешь – тихо, а на шаг-другой отойдешь, снова все слышно. Мы никому не стали об этом говорить, могли арестовать за агитацию. Но с тех пор стали ждать конца войны. Решили, что было нам знамение, что Господь благословил храму скоро открыться. Так и получилось. После войны опять стала продолжаться служба. Одно плохо – звона не разрешали. Только полночь отбивать двенадцатью ударами, да когда пожар – тоже звонили. И такая у нас церковь красивая, только в Москве, говорят, такая есть. В последний год войны стали забирать мой возраст – 25-го года рождения. Мы, девчонки, пошли провожать ребят до речки. Сказали: – Ну, ребята, мы будем вас ждать, возвращайтесь с победой. Они ответили: – Ждите нас, ждите, мы вернемся. Из десяти человек трое вернулись, один вскоре умер. Папа очень хотел дожить до победы. Говорил: – Я скоро умру, но хочу увидеть – кто победит. Верю, что наши. Русский народ – сильный. Умер он в апреле 45-го года, в самый разлив. Нескольких дней до победы не дожил. * * * Я, Рояк Надежда Дмитриевна, после смерти своей любимой подруги Пыстиной Марии Ивановны сложила прощальный стих:
Записал В.ГРИГОРЯН На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |