ПО СЕВЕРУ
В честь Дмитрия Донского 28 мая, в день Дмитрия Угличского, епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом были освящены закладной камень и православный обетный крест нового воинского храма в в/ч 5134, расположенной в поселке Верхний Чов, недалеко от Сыктывкара. Ответственным за строительство назначен капеллан внутренних войск Северо-Западного округа, настоятель храма Александра Невского Сыктывкарского гарнизона ВВ МВД о.Дмитрий Матвеев. Строительная площадка под будущий храм выбрана рядом с колонией и старым Верхнечовским кладбищем. В колонии раньше находился пересыльный пункт для заключенных, а на кладбище в тридцатых годах расстреливали священнослужителей. Батюшка раньше неоднократно посещал эту колонию, крестил многих заключенных, служил в молитвенной комнате. Сыктывкарский храм о.Дмитрий построил за несколько месяцев. Строительство нового воинского храма он хочет начать уже этим летом по той же самой технологии – из строительного леса с последующей обкладкой его кирпичом. Новый воинский храм будет носить имя покровителя русского воинства святого благоверного князя Дмитрия Донского. Е.СУВОРОВ Питкяранта – Высокий берег Свой первый маленький юбилей отметила православная община в Питкяранте, небольшом карельском городе. Десять лет назад она была зарегистрирована, а в прошлом году тут был построен и освящен свой Вознесенский храм. Его настоятель о.Олег Вилко награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Есть своя библиотека, работает воскресная школа, где занимается два десятка ребятишек. Иногда даже само место проживания людей может быть словно доказательством благодати Божией. Название города переводится с финского как высокий берег. И, действительно, расположена Питкяранта на высоком живописном берегу Ладожского озера, и в хорошую, ясную погоду, забравшись повыше, можно, например, легко увидеть Валаамский монастырь. В.ЦИВУНИН На пути к прославлению Во вторник, 12 июня, из Москвы вернулся игумен Филипп (Филиппов), секретарь Сыктывкарской епархии. Он сообщил, что передал в Патриархию первую часть материалов по мученикам коми земли. «Мы подготовили документы на 14 священников и мирянку Марию Шаламову, муж которой – отец Прокопий Шаламов – также был казнен за веру», – сказал о.Филипп, добавив, что к июлю епархия надеется закончить сбор материалов еще о 34 мучениках. Всего на эту работу ушло несколько лет. Большая часть поисков была проделана краеведом Анной Георгиевной Малыхиной, которая еще недавно, до пенсии, работала в «Вере». Среди материалов, переданных в Комиссию по канонизации, есть немало публикаций нашей газеты. Помогли епархии также сотрудники архива ФСБ, передав недавно копии многих протоколов допросов. Среди них есть уникальные сведения о группе «Священная дружина» – 13-ти мучениках, расстрелянных в сентябре 1937-го года. Это несколько мирян, священников и два архиерея – епископы Герман (Ряшенцев) и Серапион (Шеваляевский). Что касается Ульяновской обители, то закончен сбор материалов лишь о последнем настоятеле монастыря – игумене Амвросии (Морозове). Поиски сведений об отцах – строителях обители – Матфее, Паисии, Феофилакте, Амвросии идут медленнее. Все архивы находятся в Вологде, а свидетельства о чудотворениях у мощей нуждаются в подтверждении врачей. «Это дело находится пока на полпути, – говорит о.Филипп, – но в течение года, быть может, удастся его завершить». В.Г. Время собирать камни В городе на Неве открылся очередной археологический сезон. Один из летних проектов археологов носит название «Поиск первоначальных храмов Петербурга начала XVIII века». В первую очередь важно найти точное местоположение храмов и обеспечить их государственную охрану. Планируется создание мемориала на месте руин старого храма Казанской иконы Божией Матери, найденных в сквере у Казанского собора. Памятным знаком будет отмечено и все, что осталось от Свято-Троицкой церкви, находящейся около здания Ленпроекта. И.ВЯЗОВСКИЙ, Покровителю мореходов Из Мурманска нам сообщили, что на прошлой неделе в городе Кола, под самым Мурманском, прошло освящение новопостроенного храма в честь преп.Варлаама Керетского. Четыреста лет назад жил этот местночтимый святой на мурманской земле. Будучи еще священником в г.Кола, он совершил злодеяние, убив матушку – собственную жену. Содрогнувшись от содеянного, он, в наказание себе, сел в лодку с трупом убиенной и много лет скитался в таком соседстве по морю, пока труп совсем не разложился. Однажды довелось ему приближаться к месту, которое имело дурную славу оттого, что все суда там губил червь-древоточец. И вот Варлаам обратился с молитвой ко Господу: дескать, если Ты простил меня, Господи, то избавь от этой напасти. И лодка его осталась нетронутой. После того случая и стали считать его покровителем северных мореходов. Остаток жизни он провел в иночестве в пустыни возле Керети. Насколько нам известно, новоосвященный храм – первый во имя преподобного. До этого в его честь освящались только приделы в церквях Поморья. Храм этот каменный, и построен он был всего за год на пожертвования мурманских предпринимателей. Освящал его епископ Мурманский и Мончегорский Симон. Соб. инф. Вернисаж Вологодского епископа Наша газета уже упоминала, что в прошлом году в разных городах Вологодской области экспонировалась выставка фотографий, связанных с духовной жизнью епархии. Большая часть фоторабот принадлежала самому епископу Вологодскому и Великоустюжскому Максимилиану. Позднее она имела успех и в Москве. Как нам рассказали в информационно-издательской комиссии при епархии, едва ли не случайно на фотоэкспозицию попали представители австрийского посольства в Москве. И тут же пригласили ее к себе в Австрию. Так этой весной фотоработы православного епископа оказались представленными в Европе. Сам владыка Максимилиан – автор работ – даже после настоятельных приглашений туда не поехал. Дела епархиальные важнее. Соб. инф. Религиоведы рассорились Общественная организация «Санкт-Петербургская ассоциация религиоведов» объявила о самороспуске. В качестве причин, приведших к этому, один из учредителей ее, доктор философии А.Швечиков, указал на деятельность профессора кафедры религиоведения педуниверситета им.Герцена Николая Гордиенко, который «стал поддерживать секты», а сотрудники кафедры «остались на атеистической позиции». Кроме того, религиоведы «оказались с разными взглядами» – от атеистов до православных. Благовест-инфо Пермь-Екатеринбург: шаги к покаянию В эти дни по благословению епископа Пермского и Соликамского Афанасия, а также архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия движется покаянный крестный ход по территориям обеих епархий. Он посвящен всем невинноубиенным мученикам, принадлежащим к последней царской фамилии. Начался крестный ход 28 мая в Ныробе. Там 400 лет назад принял мученическую смерть боярин Михаил Никитич Романов, дядя первого русского монарха династии Романовых. Следующим важным пунктом крестного хода стала Пермь, куда он пришел 12 июня, как раз во время празднования Дня города. Первое богослужение в городе было проведено в строящейся часовне Михаила Черниговского, на предполагаемом месте убиения в 1918 году Михаила Романова, брата Николая II, последнего русского правящего монарха. Через два дня богомольцы двинулись дальше – на Екатеринбург. Паломники движутся с большой иконой Царской Семьи, написанной в Свято-Трифоновой Казанской женской пустыни в Верхнечусовских городках. Эту икону специально для покаянного крестного хода написала инокиня Эмилия, трудясь над ней в Великий пост. Распорядок крестного хода таков: пять дней богомольцы идут, а на субботу-воскресенье останавливаются в каком-нибудь приходе. Окормляет паломников пермский священник Александр Петропавловский, известный своим духовничеством. Из Ныроба тронулось человек семьдесят. Вместе с мирянами идут насельники мужского и женского монастырей. Завершится крестный ход на Ганиной яме, куда паломники должны прийти 17 июля, в день убийства царственных страстотерпцев. Соб. инф. Под звон великорецкий А 8 июня завершился другой продолжительный крестный ход – Великорецкий. Как рассказал секретарь Вятской епархии о.Александр Балыбердин, в этом году он набрал самое большое количество пеших паломников: приблизительно до трех тысяч человек. 6 июня, день празднования в Великорецком, нынче совпал с рабочим днем, поэтому собравшихся (вместе с приехавшими) было не так много – тысяч шесть-семь. На литургии владыке Хрисанфу сослужил епископ Костромской и Галичский Александр. Специально приезжал и Сергей Кириенко, полномочный представитель Президента России. Он осмотрел комплекс в Великорецком и перед тем, как уехать, тоже искупался в купели. А накануне крестного хода трудами губернатора области и благотворителей (первый – завод «ОЦМ» г.Кирова) для великорецкой колокольни были отлиты семь колоколов. Один из них – аж на восемьдесят с лишком пудов. Записал В.ЦИВУНИН Монастырь запечатленный В этом году тиражом 5 тысяч экземпляров вышел в свет цветной альбом «Соловецкий монастырь». Представлены в нем и художественные фотографии, и снимки музейных экспонатов и облачений. Альбом получился всесторонним: в нем показана и архитектура, и жизнь монастыря. Все, что можно вложить в книгу, создатели вложили в нее максимально. Из фотохудожников на самом острове живет Наталья Твердохлебова, остальные – москвичи. Некоторые, как Виктор Лагута и Валерий Близнюк, люди воцерковленные, некоторые же – просто неравнодушные к красоте северной обители. Об истории создания этой книги нам рассказал ее наместник о.Иосиф: – Идея была давно. Сначала хотели переиздать труд архимандрита Мелетия, но человек, который этим занимался, ушел, не завершив работу над комментариями. А издавать без комментариев – значит, многие имена, названия, события, там описанные, оставить непонятыми для читателя. После этого мы стали выпускать настольный календарь. Но осталось желание сделать какой-то фундаментальный труд. То одно мешало, то другое. А с 1998 года прибавилась самая острая проблема – финансовая. Потом Господь послал человека, через которого мы познакомились с руководством профсоюзов в стольном граде Москве, и московский Профбанк пошел нам навстречу. Мы получили кредит для этого издания. Предполагалось выпустить его в 2000 году, но работы было очень много: отснято множество слайдов, фотографий, все это нужно было обработать. Многие тексты к нему поначалу готовили музейные работники, хранители музея-кремля. Это люди светские, и нужно было как-то «воцерковить» эти комментарии, чтобы они не оставались только научными. Их приходилось неоднократно редактировать, поэтому выход альбома в виде серьезного издания затянулся более чем на год. Но по милости Божией в январе этого года альбом вышел. И в двадцатых числах июня мы предполагаем провести в Москве его презентацию. 70 руб. за вход? Книги, конечно, хорошо, но не заменят они настоящего, «живого» знакомства с обителью. Между тем из-за повышения цен на транспорт паломникам добираться сюда все труднее. А тут еще одна новость. Оказывается, с 1 июня вход на территорию монастыря – платный. Самое грустное, что монастырь здесь и ни при чем. Новшество введено директором Соловецкого музея-заповедника Михаилом Васильевичем Лопаткиным. «Дань» эта взимается с приезжающих вроде бы на организацию охраны территории. По словам архим. Иосифа, он и сам, еще с 1992 года, поднимал вопрос об охране, и сейчас служба безопасности музея налажена: – Есть специальные сотрудники, которые прохаживаются по территории монастыря. Это хорошо. Но содержать охрану за счет входной платы – это, я думаю, не совсем правильно. И со стороны верующих, приезжающих сюда, приходится слышать негативные отзывы о том, что вход платный. А когда они еще узнают, что деньги идут не на монастырь, что это сбор музейный, то реакция людей очень отрицательная. Я пытался поговорить с директором музея, но он всячески против того, чтобы входную плату отменить. Вообще-то за вход брались деньги и раньше. Но это было не так заметно, потому что цена была достаточно символическая: 10 рублей в прошлом году. Теперь же – сразу – каждый приезжающий должен выложить 70 рублей. В.ЦИВУНИН Пермская регентская школа: первый выпуск Открылась эта школа в Перми четыре года назад в Духовно-просветительском центре при часовне святителя Стефана Великопермского, что в ведении Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря. А нынче, 29 и 31 мая, прошли первые концерты-экзамены. Выпускники продемонстрировали искусство управления хором, в исполнении духовного свода школы прозвучали песнопения на музыку Чеснокова, Бортнянского, Архангельского. Школа эта – детище нынешнего ее директора о.Игоря Ануфриева и его супруги м.Ольги. Оба они в недалеком прошлом выпускники Российской Академии музыки им.Гнесиных.Тогда светская карьера Игоря Ануфриева складывалась очень счастливо. У него, единственного из композиторов Перми, выходили сборники произведений. Он основал здесь первую в России школу юных композиторов. Все шло удачно. Имея известность, он не сходил с экрана телевизора. Но вдруг принял сан и был рукоположен во священники. Срок его духовничества невелик, но те, чьим наставником он является, признают его человеком духовной жизни. В отличие от Троице-Сергиевой лавры, где платят стипендию, выдают форму, в пермскую регентскую школу юноши и девушки приезжают из разных мест, из других городов, но не имеют ни общежития, ни стипендии. Трудно они существуют, но держатся благодаря таким наставникам. При этом некоторые специалисты церковной музыки признают, что по мастерству, которое показал хор, пермская школа не уступает такой же школе Троице-Сергиевой лавры. Несмотря ни на какие трудности. Может быть, неслучайным покажется здесь и такой факт, что бывший преподаватель Игоря Ануфриева в Гнесинке теперь тоже священник – протоиерей Вадим Махновский, служащий в Тверской епархии. Соб.инф. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив. Почта |