РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ


НЕ БОЙТЕСЬ

  Сегодня мы продолжим разговор о том, как на горе Курн-Гаттин Спаситель готовил своих учеников к тому, чтобы им самим стать учителями.

Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в своих синагогах будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

Следует пояснить, что отнюдь не большевики придумали судилище, именуемое «тройкой». Подобные трибуналы, состоящие из трех человек, действовали в Иудее едва ли не при каждой синагоге.

Пройдет не так много времени, и будет забит камнями первомученик Стефан, а других христиан станут истязать бичами. В церквях иудейских молитвы гонимых праведников будут исторгаться вместе с кровью.

И вот Господь предупреждает об этом. Но обратим внимание на то, что после каждого предупреждения о будущих страданиях Спаситель указывает на их великий смысл. Так, в стихах 17-20 десятой главы у евангелиста Матфея нам открывается, что исповедничество и мученичество – это тоже форма проповеди, быть может, единственная возможность донести до преследователей благую весть.

Но как быть с теми, кто не умеет говорить? Да и кто сумеет красиво высказаться перед лицом смерти?

Не заботьтесь,

– отвечает на это Христос, –

ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего.

Речь не обязательно идет о словах. Вспомним, как обагрилось, согласно преданию, яйцо, преподнесенное св.Марией Магдалиной римскому императору. Нам известны также случаи, когда изуверы-чекисты обращались к Богу и сами становились мучениками, видя несокрушимую веру своих жертв-христиан. Так было, например, когда пытали русских стариков-монахов, схваченных в горах Кавказа.

Предаст же брат брата на смерть и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете всеми ненавидимы за имя Мое.

Но самое тяжелое испытание для верующего – не в гонениях со стороны врагов. Множество священников в России пережили нечто более страшное. От них отреклись их семьи. Некоторые из этих батюшек живы по сей день. Они лишены надежды увидеть детей и внуков.

Часть богословов толкует слова «всеми ненавидимы», как «многими». Но едва ли это полно передает мысль Христа. «Всеми», – это когда в родном селении священник не находит дома, где его согласились бы приютить. Когда церковный староста десятилетиями ходит в храм, сопровождаемый издевательским смехом соседей, а дети швыряют в него камни. Чувство горького одиночества, боль непонимания своим народом – вот что означает слово «всеми». Но

претерпевший же до конца спасется,

– заключает эту часть своего пророчества Господь.

* * *

Ученик не выше учителя,

– сказал далее Иисус, намеренно не уточняя, что под учителем подразумевает Себя.

Это удивляет, ведь часто ученики превосходят учителей. Однако при этом они опираются на их идеи, опыт и не могут приписать себе все заслуги.

Далее скажем, что у каждого достойного учителя был свой наставник и т.д. Первого же из них научил Господь. Поэтому

довольно для ученика, чтобы он был, как его учитель.

Есть у этой мысли и другая сторона. Ученик делит не только славу, но и поношения в адрес учителя:

если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более его домашних?

Считается, что Веельзевул переводится как «повелитель мух». Это не так. Действительно, был такой почитаемый язычниками бес на Востоке – Веельзебуб. Некоторые филологи высказывают догадку, что еврейские остряки переделали слово зебуб на зебель, чтобы придать имени беса новое звучание «повелитель нечистот» («зебель» по-древнееврейски означало нечистоты).

Но заметим, что Христос к числу остряков принадлежать никак не мог.

Наиболее авторитетные богословы вспоминают, что «зиббул» по-еврейски означает «идоложертвенное». А значит, Веельзевул следует переводить как «Повелитель капищ».

Это толкование объясняет, почему иудеи называли его князем бесов. Ведь Веельзевул побуждал людей становиться идолопоклонниками, отрекаться от Бога. Он был главным врагом благочестивого Израиля.

И здесь нам приоткрывается тайна ненависти, которую фарисеи и их последователи питали ко Христу. Тысячи лет благочестивый Израиль сражался с каменными, глиняными, деревянными, золотыми и т.п. идолами. Но эта борьба настолько увлекла некоторых, что вытеснила и любовь, и веру. Так что они Бога, принявшего образ человеческий – нашего Спасителя – сочли живым идолом, ужаснейшим из всех.

Вот в эту бездну злобы и позволил Христос заглянуть ученикам, дал понять, с какой силой их будут гнать.

Не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы,

– утешает Христос апостолов. Как Бог открылся людям в Сыне Человеческом, так и правда о Искупителе откроется рано или поздно всему миру. Вспомним пророчество апостола Павла о том, что в конце времен иудеи узрят, наконец, во Христе Бога Живого и уверуют в Него.

Что говорю вам в темноте, говорите при свете.

Это место очень важно для понимания одной из главных особенностей подлинного христианства.

Сатанисты, масоны, талмудисты, теософы раздуваются от гордости, утверждая, что обладают некими тайными знаниями. Последователи этих сект делятся на посвященных и профанов. Но даже профаны, подобно павлинам, бродят среди нас, простых смертных. Им тоже что-то перепало с барского стола.

В православии же нет ни одного угла, которое не было бы залито светом. Нам нечего скрывать, и единственное, что нас различает, – это сила любви к Богу.

При этом попробуем сравнить творения св.Григория Паламы и Елены Блаватской. Какой великий дар чувствуется в творениях святого. Они питают и душу, и разум.

Но вот мы берем в руки писания «посвященной». Желание рассмеяться борется с состраданием к несчастной. Она открывает нам «тайны Индии», но сами индусы относятся к этим попыткам с презрением. Она делится с нами «секретами мироздания», но при этом не способна родить ни одной свежей мысли.

Что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях,

– заключает эту часть своего обращения к апостолам Иисус.

Во времена Христа большинство иудеев не знали древнееврейского языка, на котором был написан Ветхий Завет.

Эту практику унаследовал и католический мир, где Евангелие вплоть до недавнего времени было недоступно народам, так как читалось исключительно на латыни. Большинство французов, ирландцев или поляков были незнакомы с тем учением, которое исповедовали.

Здесь мы сталкиваемся еще с одной формой ложной таинственности, попыткой создания культа «посвященных».

В конечном итоге это привело к тому, что светские, национальные начала на Западе в корне разошлись с религиозными. Заметим, что именно степень воцерковленности русской культуры больше всего поразила мир, когда он открыл для себя Достоевского, Толстого, Чехова. Это стало возможно благодаря подвигу святых Кирилла и Мефодия, создавших славянскую письменность.

В XIX веке Русская Церковь одобрила новый перевод Евангелия. Как ни тяжело было жертвовать красотой церковнославянского языка, но страх, что народ может утратить живую связь с полнотой евангельского учения, оказался сильнее. Ведь в этой связи заключена сама суть православия.

В.Г.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru