МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ

У САМОГО БЕЛОГО МОРЯ

Только что наш корреспондент вернулся из Архангельской области. И вот первые его отчеты. Репортаж из музея, где собраны под открытым небом чудные, благолепные храмы. И репортаж с... городского пустыря. На нем лишь обетный крест и маленькая, неприметная часовенка – внешне по великолепию не сравнимая с музейными храмами. Но она, в отличие от них, живая. В ней совершается молитва. С нее и начнем путешествие по старинному русскому городу...

more.jpg (9290 bytes)Впервые оказавшись в Архангельске, я сразу отправился на поиски Антониево-Сийского подворья, к игумену Трифону – единственному близкому мне здесь человеку. Можно сказать, благодаря ему наша газета и была создана. В путь я взял с собой образ святого Антония Сийского, благословленного нам о.Трифоном. С автобусной остановки ноги сами привели на набережную Северной Двины, к часовне преподобного Антония (на снимке – рядом с ней в центре о.Трифон). Это высокое место, расположенное у самого Белого моря, как-то невольно притягивает к себе. С него открывается прекрасный вид на портовый город Архангельск и бескрайние водные просторы, которые бороздят морские корабли. Внутри уютной часовенки церковная лавка, много икон и церковной литературы, горят свечи, лампады. Плеск воды и крик чаек настраивают на мирный лад. То и дело сюда заходят посетители, ставят свечи, заказывают требы, спрашивают советов.

Само монастырское подворье находится недалеко от часовенки, на первом этаже в трехкомнатной квартире обыкновенного жилого дома по улице Садовой-5. Там и застал я о.Трифона, который занимался редактированием очередного номера «Духовного Сеятеля» – газеты, выпускаемой Антониево-Сийским монастырем. Сам настоятель является редактором и автором многих публикаций. Помимо газеты, архимандрит Трифон выполняет еще массу всевозможных должностей и обязанностей; диву даешься, как только он все успевает. Квартира подворья представляет из себя какой-то муравейник, жизнь бурлит и днем, и ночью. Постоянно снуют какие-то люди, идут к о.Трифону за советом, решают свои дела и проблемы, звонят по телефону. Батюшка откликается на каждое горе, на любой звонок. Вообще он необыкновенно простой и доступный, напрочь лишен всякой сановитости и показного благочестия. Нет у него и заумного назидательного учительства, которое так часто встречается. Благодаря этим его человеческим качествам, а также неукротимой энергии и деловой хватке, Антониево-Сийский монастырь по праву можно назвать одним из центров православия на Русском Севере. Да и монастырское хозяйство почти за десять лет его возрождения становится все больше и больше. Конечно, это еще далеко не то, что было до революции, и все же: свой парк сельскохозяйственной техники, своя скотина, лошадки. У обители четыре подворья в разных местах. Монахи много служат, ездят по епархии в миссионерские поездки.

Как мне объяснили, монастырское подворье в жилом доме расположилось временно. В будущем оно разместится на месте разрушенного Успенского храма, рядом с часовней Антония Сийского. Этот крохотный пятачок земли, также у самого Белого моря, находится в конце улицы Логинова на набережной Северной Двины. В Архангельске он считается святым местом. В 1626 году, почти одновременно с основанием города, здесь, на высоком полукруглом холме, была построена деревянная Успенская церковь, которая по прилегающему к ней сосновому бору называлась еще Успения-на-Бору. С 1640 года с севера к ней был пристроен придел в честь Симеона Столпника, а в 1672 году рядом поставили Воздвиженскую церковь, перенесенную из немецкой слободы. В 1742 году на месте этих двух храмов и был заложен каменный трехпрестольный храм во имя Успения Божией Матери, в 1753 году он был полностью освящен.

По архитектуре этот храм – один из наиболее ярких образцов «архангельского барокко» петровского времени. Он возвышался над всеми окружающими постройками и, как корабль в бушующем море, вел архангелогородцев к спасению. Главной святыней храма была местночтимая икона Успения Пресвятой Богородицы, украшенная богатой сребропозлащенной ризой и почитаемая за чудотворную после удивительного случая. В 1631 году один ярославский крестьянин, захотевший обокрасть церковь, ночью пролез в нее через окно, выбросил за окно Евангелие, крест и uspen.jpg (4098 bytes)другие вещи и хотел сам тем же путем вылезти обратно. Но какая-то неведомая сила удержала его в храме, намертво прикрепив к каменным плитам обоконья. Это чудо напоминает знаменитое «стояние Зои» в Самаре. Пришедший к утрене священник о.Ксенофонт Кузьмин, увидев застывшего грабителя, поспешил донести о нем воеводе, который прислал в храм воинов. Но воины при всех их усилиях никак не могли оторвать вора от обоконья. В присутствии князя, при многочисленном стечении народа в храме перед возвращенными на свое место святынями был отслужен молебен, и только после этого преступник сам собою сдвинулся с места. Это событие современники приписали заступлению Божией Матери, которой посвящен храм, и храмовую икону с того времени стали почитать чудотворной. К ней стали приходить на поклонение, а в престольный праздник, 28 августа, в Успенскую церковь стекалось большое количество богомольцев. Самые богатые люди города, именитые купцы считали за честь оказать свое попечительство храму. Среди благотворителей был и о.Иоанн Кронштадтский, на средства которого был выстроен дом для причта, в котором располагалась квартира настоятеля и флигель со службами.

В начале XX века колокольня церкви из-за просевшего грунта наклонилась на юго-запад, за что получила название «падающей». Так Архангельск неожиданно приобрел архитектурную достопримечательность – «падающую колокольню», которая не хуже пизанской башни привлекала внимание туристов. Общественность города забила тревогу, создали специальную комиссию. Отклонение 32-метровой колокольни было устранено в 1912 году заменой деревянного свайного фундамента на каменный.

Без величественного здания Успенской церкви невозможно было представить Архангельска. Ее вид запечатлен для потомков на голландской гравюре середины XVIII века и фотографиях начала XX века. К сожалению, безбожная советская власть не посчиталась ни с красотой храма, ни с его исторической значимостью. В 1920 году Успенская церковь была упразднена, а в тридцатые годы полностью разрушена. На ее фундаменте был построен деревянный Дом специалиста, где проживали строители нового коммунистического будущего. По воспоминаниям старожилов, дом этот постоянно преследовали аварии, дерево гнило. В 80-х годах это обветшавшее здание снесли, и здесь образовался пустырь.

Лишь три года назад на святом месте возобновилась молитва. Монахи Антониево-Сийского монастыря установили на нем обетный крест, а год назад рядом построена часовня. Сейчас иноками постоянно служатся в ней молебны, панихиды, читаются акафисты. Уже подготовлен проект Успенского храма, и с июня этого года начались работы по его восстановлению. Свято место пусто не бывает. Даст Бог, в скором времени прославленная обитель Архангельска снова встанет во всей своей красе и славе.

А в том, что Архангельская земля издавна славилась красою храмов, я вскоре еще раз убедился, отправившись в Малые Корелы (на следующей странице)...

Е.СУВОРОВ

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта

eskom@vera.komi.ru