ДОСТОЯНИЕ
«Малыми Корелами» музей назван не по карельским Кижам, а по небольшой деревне, расположенной в 25 километрах от Архангельска вверх по течению Северной Двины. Рядом с этой деревенькой на двух больших холмах, разделенных глубоким оврагом с протекающей по нему речкой, в лесном массиве на территории в 140 га размещены более 100 уникальных памятников деревянного зодчества, привезенных с берегов Пинеги, Мезени, Двины, Онеги. Среди них центральное место занимают «экспозиции» с так называемыми «культовыми сооружениями» – деревянными церквями, часовнями, колокольнями. Господи, как это все кощунственно звучит по отношению к святыням, предназначенным быть вместилищем Святого Духа! Музей создан под «а ля рус» – такое Берендеево царство из сказки про Снегурочку. Большинство храмов запрятано в лесу за большими соснами и елками на специально вырубленных для них небольших полянах. В тот день, когда я там был, все они были закрыты для посещения. Из-за того, что храмы закрыты, не служат по своему прямому назначению, выглядят они крайне сиротливо. Да и отведенные им поляны в лесу явно не соответсвуют тем высоким местам, где они ранее располагались. Музей разделен на шесть секторов: Каргопольско-Онежский, Северодвинский, Мезенский, Пинежский, Важский и Поморский. В первом секторе, который размещен сразу же за входными резными воротами музея, привлекает внимание Вознесенская церковь (1669 года) из села Кушерека Онежского района. Вытянутые вверх луковицы пяти глав и куб ее крыши, покрытые осиновым лемехом, искусно сделанные крыльцо и алтарь, а также стройный силуэт высокого сруба церкви придают ей ту красоту и изящество, которые заставляют любоваться ею, не отрывая глаз. Я, завороженный, наверное, раз пять обошел вокруг церкви, пытаясь разгадать секрет ее красоты, но, так и оставшись с этой загадкой, пошел любоваться следующими музейными реликвиями. На примыкающей к Вознесенской церкви шатровой колокольне с 1975 года возрождено древнее искусство игры на колоколах. Сюда съезжаются звонари со всей России на ежегодные фестивали, и каждый православный праздник окрестности Малых Корел оглашаются радостным колокольным звоном. Удивительный колокольный концерт был и на эту Пасху. Фольклорные и театральные коллективы на открытых площадках устраивали театрализованные представления с пасхальными обрядами, народными песнями и хороводами. С помощью массовиков-затейников архангелогородцы вспоминали, как раньше на Руси праздновалась Пасха с разными народными играми и пасхальными забавами, приняв в них посильное участие. Такие мероприятия собирают большое количество зрителей и фольклорных коллективов со всей области. Вообще же ежегодно здесь бывает свыше ста тысяч человек, и число посетителей из года в год растет. Я посетил Малые Корелы в обычный день, когда никого в музее еще не было. Около входа на поле пасся огненный рысак, который во время праздников, разукрашенный бубенцами, колокольцами и лентами, катает смельчаков, жаждущих русской экзотики. «Какой русский не любит быстрой езды?» Увидев меня, конь, действительно, как огонь, начал грациозно носиться по кругу, выделывая такие кульбиты, которых я не видел даже в цирке. Подпрыгивая на месте, он то вставал на дыбы, то становился на передние ноги, лягаясь задними высоко в небо. Я уж подумал, что он взбесился, но, окончив представление, Сивка как ни в чем не бывало подбежал ко мне, выпрашивая вознаграждение. Пришлось скормить «артисту» булку хлеба, которую припас в дорогу. А на территории музея то там, то тут, распушив яркие хвосты, по деревьям прыгают огненно-рыжие белки, радуясь долгожданному летнему солнышку, поют птицы. Курочка-тетерка в двух метрах от меня долго бежала впереди по деревянным мосткам, которые соединяют один холм с другим, а потом свернула в лес. Эти деревянные мостки с целым каскадом лестниц, ступеней и переходов, растянувшиеся на целый километр, тоже представляют из себя произведение искусства, сделанное архангельскими мастерами-умельцами. В центре второго холма стоит огромная Георгиевская церковь (1672 года) из села Вершина Верхнетоемского района, являющаяся одной из жемчужин северорусского зодчества. Эта церковь была срублена по обету всего за три месяца. Она очень сложной архитектурной постройки, представляет из себя распространенный на русском Севере тип шатровых храмов с восьмигранным срубом, который повалом расширяется от основания. К срубу-восьмиграннику примыкают прирубы алтаря и трапезной, которые вместе с резным крыльцом образуют красивейший деревянный храм Севера. Георгиевская церковь, несмотря на свои величественные размеры, также поражает своими идеальными пропорциями и завершенностью форм. Проходя по крестьянским усадьбам Северодвинского сектора, что расположены вокруг Георгиевской церкви, я вдруг увидел, как ко мне навстречу идет «Вася Рогов» вместе со всей съемочной группой популярного телесериала «Убойная сила». – Вас каким ветром сюда занесло? – спрашиваю у Васи, когда мы с ним поравнялись. – Питерским, – отвечает «Вася», (он же актер Андрей, на снимке - в центре). Как оказалось, их вместе с ансамблем «Поющие гитары» архангельские геологи пригласили на свой профессиональный праздник, а перед торжественной частью, чтобы гостям не было скучно, привезли в Малые Корелы. День выдался солнечный. Артисты вели себя непринужденно и весело, «Вася Рогов» оказался и в жизни таким же неунывающим и веселым человеком, каким мы видим его в кино, все время шутил. Впрочем, когда экскурсовод подвела актеров к пятиметровому обетному кресту, сделанному в 1899 году в деревне Козьмигородская Мезенского уезда, они посерьезнели и... прильнули ко Кресту своими головами, набираясь святости. Поражает своей стройностью и высотой колокольня из деревни Кулига-Дракованово Красногорского района, XVIII века. Она стоит на самом краю холма и хорошо видна издалека со всех мест. А вот маленькие Макарьевскую и Ильинскую часовни (XVIII век, Плесецкий район) не видно. По размерам они небольшие, видимо, за их малые размеры такие храмики раньше назывались «церковки-грезы». Размещенные на небольших вырубленных полянах в лесу, они совсем затерялись среди деревьев и смотрятся, как игрушечные. Действительно хочется плакать, глядя на эту спрятанную от глаз красоту. К уникальным реликвиям относится столб основания деревни Березник Лешуконского района. Это редкое явление – установление столба основания деревень – зарегистрировано на Севере только по реке Мезень. Столб основания д.Березник вырезан из лиственницы и был установлен в 1879 году, о чем свидетельствует надпись на нем: «Сия деревня основана в 1879 г. ФАС (Федором Антипычем Ситниковым). На боковой грани столба вырезана более поздняя надпись «СИП, СПП, СМП 24/VI-1944 рожд.1922». Предположительно, три брата Ситниковых, потомки основателя деревни, уходя на фронт на Великую Отечественную войну 24 июня 1944 года, вырезали эту надпись. На столбе вверху в углублении находятся православный восьмиконечный крест, в под ним в углублении – икона Николая Чудотворца. В 1996 году Малым Корелам был присвоен высший музейный статус «Особо ценный объект культурного наследия России». Ветряные мельницы, избы-великаны, баньки, амбары, срубленные северными мастерами из сосны и лиственницы, дают представление о жизни и быте северян-архангелогородцев – людей мужественных и добрых, гостеприимных и простых. Эта простота и вековая мудрость, яркая озорная народная выдумка и традиции отразились в культуре русского Севера. И поныне добротные крестьянские дома стоят по северным рекам, радуя глаз яркими, праздничными наличниками и приглашая в гости своими веселыми расписными ставнями-окнами, ажурными резными солнышками-«ветренницами». Побывав в древних Холмогорах, где каждый дом – как сказка, а каждый человек – как клад, я убедился, что здесь, на Севере, среди привольных просторов, еще жива душа народная. И дерево хранит ее тепло... Е.СУВОРОВ
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |