Какие службы совершаются в Церкви?Что называется службой?Церковной службой называется соединение по особому плану, в один состав, молитв, отделов из Священного Писания, песнопений и священных действий для выяснения какой-нибудь определенной идеи или мысли.Благодаря тому, что в каждой службе православного богослужения последовательно развивается определенная мысль, каждая церковная служба представляет собой стройное, законченное художественное священное произведение, рассчитанное на то, чтобы при посредстве словесных, песенных и созерцательных впечатлений создать в душе молящихся благочестивую настроенность, укрепить живую веру в Бога и подготовить православного христианина к восприятию Божественной благодати. Найти руководящую мысль каждой службы и установить связь с нею составных частей – есть один из моментов изучения богослужения. Порядок изложения той или другой службы называется в богослужебных книгах«чином» или«доследованием» службы. Происхождение повседневных службНазвания повседневных служб указывают на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них. Например,вечерня указывает на вечерний час,повечерие – на час, следующий за «вечерею» (то есть за вечернею трапезою),полунощница– на полночь,утреня– на утренний час,обедня– на обеденный, то есть полуденный,первый час – по-нашему значит 7-й час утра,третий час – наш 9-й час утра,шестой час – наш 12-й час,девятый– наш третий час пополудни.Обычай молитвенного освящения этих именно часов в Христианской Церкви очень древнего происхождения и установился под влиянием ветхозаветного правила: трижды в течение дня совершать в храме моление для принесения жертв – утренней, дневной и вечерней, а также слов Псалмопевца о прославлении Бога «в вечер, заутра и полудне». Несоответствие в счете (разница около 6 часов) объясняется тем, что счет принят восточный, а на Востоке восход и заход солнца по сравнению с нашими странами разнится на 6 часов. Следовательно, 1-й час утра Востока соответствует нашему 7 часу и так далее. Священные события, прославляемые в повседневных службахВЕЧЕРНЯ потому поставляется первою среди повседневных служб, что по изображению Церкви день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер, сумерки.На «вечерне», как в еврейском, так и в христианском богослужении, ярко выделяется изображение сотворения мира и человека. Кроме того, в Православной Церкви вечерне придано воспоминание о грехопадении людей и ожидаемом спасении через Иисуса Христа... «Повечерний» час совпадает со временем отхода ко сну, а сон напоминает о смерти, за которой последует воскресение. Поэтому в православном богослужении на ПОВЕЧЕРИИ напоминается молящимся о пробуждении от вечного сна, то есть о воскресении. «Полунощный» час издавна освящался молитвою: для христиан он памятен, потому что в этот час совершилась молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском, и еще потому, что «к полунощному часу» в притче о десяти девах Господь приурочил Свое второе пришествие. Поэтому за ПОЛУНОЩНИЦЕЙ вспоминается молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском, Его второе пришествие и Его страшный Суд. Утренний час, приносящий с собою свет, бодрость и жизнь, всегда возбуждает благодарственное чувство к Богу, Подателю жизни. Посему этот час освящался молитвою у евреев. В православном богослужении за УТРЕНЕЙ прославляется пришествие в мир Спасителя, принесшего с Собой новую жизнь людям. На «ЧАСАХ» вспоминаются следующие исключительно христианские события: на 1 часе – суд над Иисусом Христом у первосвященников, состоявшийся действительно около этого времени, то есть около 7 часов утра; на 3-м часе – сошествие Св. Духа на Апостолов, совершившееся приблизительно в 9-м часу утра; на 6-м – страдания Господа нашего Иисуса Христа на кресте, совпадавшие с 12-м часом дня; наконец на 9-м часе содержится воспоминание о Крестной смерти Иисуса Христа, происшедшей около 3-х часов пополудни. Таковы священные события, послужившие поводом для установления первых восьми повседневных служб. Что же касается обедни, то на ней содержится воспоминание о всей земной жизни Иисуса Христа и установлении Им Таинства Св. Причащения. Обедня, или ЛИТУРГИЯ в собственном смысле – христианская служба, появившаяся раньше других и с самого начала приобретшая характер службы, соединявшей воедино христианскую общину через таинство Св. Причащения. Вначале все эти службы совершались отдельно друг от друга, особенно в монастырях. С течением же времени они стали группироваться в более редкие сроки совершения, пока не выработался современный порядок – совершать по три службы в три срока, именно: вечером совершается девятый час, вечерня и повечерие, утром – полунощница, утреня и 1-й час, днем – часы: третий, шестой и литургия. По книге архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия «Катехизические беседы».
eskom@vera.komi.ru
|
|