ВРЕМЕНА



 ТРУДНЫЙ ВЫБОР

На Святой земле до сих пор не избран Патриарх

vybor.jpg (13224 bytes)

Вот уже 7 месяцев после смерти Патриарха Диодора Иерусалимская Церковь не может избрать нового Предстоятеля. 10 июля Израиль, по сути, заблокировал этот процесс.

* * *

По уставу, выборы должны были закончиться не позже, чем в начале марта.

В двенадцати епархиях, расположенных в Иордании, Израиле и на территории Палестинской автономии были проведены епархиальные собрания с участием духовенства и мирян.

Они избрали полномочных представителей для участия в первом Соборе в Иерусалиме. Помимо этих делегатов, в Соборе приняли участие 19 архиереев Церкви и два архимандрита.

8 февраля Собор Иерусалимской Православной Церкви утвердил список из 15 кандидатов на пост Предстоятеля. При голосовании митрополит Ириней, представитель Иерусалимской Церкви в Афинах, получил 8 голосов, митрополит Вострский Тимофей – 7, все другие кандидаты – по 1 голосу. Очевидно, за них голосовали лишь представители их собственных епархий.

Затем список был отправлен правительствам Иордании, Палестинской автономии и Израиля, которые должны были его утвердить. Это правило действует с IV века, когда византийский император Иустиниан устновил, что власти Святой земли имеют право одобрить или отвергнуть претендентов от Патриархии.

В этот раз ничто не предвещало проблем. Представитель Русской Миссии иеромонах Феофан (Лукьянов) даже оптимистично заметил зимой, что так как «своего» кандидата светские власти предложить не могут, то маловероятно, что кто-то станет вычеркивать кандидатов.

* * *

Тем не менее, трудности возникли, да еще какие!

Ни одно из правительств Святой земли не соизволило вовремя ответить на запросы. Приближалась Пасха, православные стали тревожиться. Ведь с незапамятных времен Благодатный огонь принимал Иерусалимский Патриарх. Масла подлил и тот факт, что православная Пасха совпадала с католической. Католики могли претендовать на служение у Гроба Господня в Великую субботу. И возникло малодушное беспокойство – а не сойдет ли к ним огонь, которым Господь до сих пор одарял только православных?

Но все обошлось. Вместо Патриарха службу провел местоблюститель – митрополит Корнилий. Хотя в тот же день у Гроба Господня служили и католики, однако, как всегда, Благодатный огонь сошел именно к православному архиерею.

* * *

Церковь продолжала ждать ответа от правительств. Вместо него появились слухи, что Ясиру Арафату не нравится митрополит Тимофей. С чем это связано, сказать трудно.

Возможно, дело в том, что владыка Тимофей окормляет православных старого города в Иерусалиме.

Здесь следует заметить, что отношения внутри палестинского общества, разделенного на мусульман и христиан, далеки от идеальных. Достаточно вспомнить столкновения в Назарете. Но и в Палестинской автономии мусульмане не слишком жалуют своих братьев по крови, но не по вере.

Поэтому практически все христиане – православные, католики, григориане – разделу Иерусалима предпочли бы передачу города под контроль ООН. Позиция митрополита Тимофея едва ли серьезно отличается от мнения его паствы. Руководство же Палестинской автономии – за раздел Иерусалима.

Если говорить о других сторонах деятельности митрополита Тимофея, то владыка известен как ближайший друг почившего Патриарха Диодора и продолжатель его дела в борьбе с экуменизмом.

За это Вселенский Патриарх Варфоломей несколько лет назад попытался запретить владыку Тимофея в служении. Но Патриарх Диодор это вмешательство в дела его Церкви проигнорировал.

* * *

Большим авторитетом пользуется в Церкви и митрополит Ириней – представитель Иерусалимской Церкви в Афинах. После того, как палестинское правительство отвергло кандидатуру митрополита Тимофея, владыка Ириней стал единственным реальным кандидатом на Патриарший престол.

Однако 10 июля разразился скандал, затмивший все предыдущие. Израиль наконец соизволил ответить на письмо Собора. При этом Тель-Авив отверг сразу пятерых кандидатов. В их числе Иринея и Тимофея (редкий случай, когда иудеи продемонстрировали согласие с мусульманами). Министр юстиции Израиля заявил, что решение исключить из числа кандидатов этих архиереев продиктовано интересами безопасности Израиля и не подлежит изменению.

В ответ один из иерусалимских архиереев – митрополит Исихий – заявил, что цели безопасности, на которые ссылается правительство в письме, фиктивны и что Израиль не называет действительных причин. «Если я сделал что-нибудь против Израиля, пусть меня арестуют», — сказал он.

Но его не арестовали. Пятеро владык были обвинены в антисемитизме. А что такое обвинение давно стало просто жупелом для гонений на неугодных, известно всем. Ни один из отвергнутых Израилем архиереев ни особой симпатии, ни особой вражды к иудеям не испытывает.

Но, возможно, Тель-Авив надеется привести к власти человека, который ратовал бы за то, чтобы Иерусалим остался в составе Израиля. В принципе, еще недавно людей, которые искренне этого желали, среди греков-священнослужителей было немало. Мусульман они опасались больше, чем евреев, и не слишком рассчитывали на ООН. Но одиозная выходка израильских властей многих, надо полагать, заставила задуматься. Ситуация накаляется.

На сегодняшний день местоблюститель Патриаршего престола митрополит Корнилий является наиболее вероятной кандидатурой на должность главы Иерусалимской Церкви. Но очевидно, что владыке Корнилию недостает сегодня авторитета в Церкви. И это может серьезно ослабить в ближайшие годы православие в Палестине.

На снимке вверху:«Новые ворота» в южной стене Иерусалима были расширены в 1887 году для лучшего доступа к христианскому кварталу старого города.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru