ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ ...и тогда меня спросили: «Как правильно выйти замуж?» Я передам свой разговор с учениками старших классов обычной средней школы. Но для начала вместо вступления расскажу вам одну историю. Как я стал учителем Это произошло лет десять назад. Директор одной из московских школ (она была тайно верующим человеком) попросила меня прийти к ней, поговорить с детьми о нравственности и заповедях Божьих. Ее крайне тревожило то, что, как она выразилась, «мы теряем детей, перестаем понимать их». Я отказывался сколько мог, потому что, во-первых, никогда с детьми не разговаривал на такие темы, а во-вторых, был уверен в том, что они в большинстве ничего о Боге не знают, да и вряд ли хотят узнать... Однако уговорила она меня. Прихожу. В актовом зале собралось человек сто-сто двадцать, дети вместе с учителями. Начинаю говорить о заповедях... Вижу, что все идет поверх голов... Как ужасно чувствует себя учитель, когда дает неинтересный урок... Минут через двадцать дети устали от меня. А я как раз дошел до седьмой заповеди – «не прелюбодействуй». Объясняю, что нельзя людям сходиться, как собачкам, что мы – разумные свободные существа, что в мире свободных существ действуют нравственные законы, что нельзя... А меня вдруг спрашивают: «Почему нельзя?» Смотрю, кто спрашивает. На заднем ряду сидит девушка на коленях у парня. И говорит она мне далее такие слова: «Мы с моим парнем СПИДом не болеем, семьи заводить не собираемся, детей пока не хотим. Почему нельзя? Что это ваш Бог такой строгий?» Вот в этот момент у меня в голове все прояснилось... Надо признаться, что до этого я не считал, что педагогика – искусство. Архитектура, музыка, поэзия, философия – да, искусство, а педагогика – работа вроде дворника или санитара... Но когда я услышал вопрос девушки: «Что это ваш Бог такой строгий?», мгновенно понял, что у меня из этого актового зала – два пути. Или я отвечу на ее вопрос, и она пересядет с колен приятеля на стул. Или я выйду в дверь и уже никогда не буду говорить с детьми о Боге. Я ответил. И стал учителем. Душа А скоро понял, что мы, взрослые (учителя, родители), часто делаем одну ошибку. Когда мы говорим с детьми, то говорим о себе и о своем, о том, что по-нашему надо, что хорошо, что должно... Часто мы это делаем с таким нажимом и дурным вкусом, что результат бывает строго обратный тому, которого мы ожидали. А если зайти с другого конца?Поговорить с детьми об их проблемах, о том, что их волнует в это самое смутное время становления личности – переходный возраст. А теперь я снова вернусь в тот день, когда я стал учителем. * * * Я буду говорить сегодня о том, что происходит – или может происходить – с вашей душой в вашем возрасте. Ваш возраст называется переходным, поскольку вы сейчас переходите из детского состояния во взрослое. С вашими телом и душой происходят какие-то перемены. Как меняется ваше тело – вы сами видите, а что происходит в душе? Вас этому не учили? В школе не учат тому, что такое душа и как с ней обращаться?! Удивительное дело. Тогда я вам скажу. У души три части. Умная, или словесная, часть души располагается, условно говоря, в области головы и горла. Скажите, когда мы гневаемся, где у нас закипает? В груди? Совершенно верно: от горла до диафрагмы располагается «гневательная» часть души. (Это область наших чувств, мы называем ее «гневательной» частью души, поскольку гнев – самая разрушительная из эмоций). Дальше, от диафрагмы и ниже, расположена та часть души, которая «заведует» перевариванием пищи и продлением человеческого рода; она называется «вожделетельная», или волевая, часть души. Начертим эту схемку на доске. Каждая часть души болеет своей болезнью. Чем болеет «вожделетельная» часть души? Чаще всего – «похотью». Похоть – это неправильное половое влечение. Запишем. Чем болеет «гневательная» часть души, ясно: злостью, гневом, когда он направлен против человека. А чем болеет «умная» часть души? Глупостью? Понятно, что глупостью, но в чем эта глупость проявляется? Разве вы не встречали людей, совершенно необразованных или даже плохо учившихся (неспособных к учению), которые почему-то вызывают невольное уважение и симпатию, когда чувствуешь, что они по-своему мудрые люди? Так чем болеет ум? Поставлю вопрос иначе. Какой человек не может быть другом? Десять лет будете с ним дружить, а он потом предаст вас, потому что его ум был изначально болен. Такой человек не может быть другом, мужем (женой). Чем болеет его ум? – Гордостью. Запишем. Словесная часть души – ум – гордость. «Гневательная» – чувства – гнев. Вожделетельная – воля – похоть. Есть у вас вопросы? Тогда у меня есть вопрос. Три части души – какая из них находится сверху? Какая главенствует? Словесная, умная? Неправильно. «Умная» часть души должна главенствовать, голова должна быть сверху. К сожалению, это нечасто происходит. Особенно в вашем возрасте. В «переходном» возрасте (все мы через это «проходим») с нашей душой часто происходит то же, что с айсбергом. Мы и называем это «эффект айсберга». Сейчас я это нарисую. Айсберг – белая, красивая, сверкающая на солнце ледяная гора. Центр тяжести у нее находится под водой. Теплая вода постепенно размывает нижнюю часть айсберга, центр тяжести перемещается... И в какой-то момент айсберг просто переворачивается. Сразу и резко – верхняя прекрасная, белоснежная часть уходит под воду, а наверху оказывается уродливая, изъеденная водой ледяная глыба. Вот это часто и происходят с нашей душой в переходном возрасте: ум уходит в седалище (седалище – это часть тела, на которой мы сидим), а те эмоции, которым прилично располагаться в области седалища, захватывают голову. Происходит это иногда очень быстро. Я, например, прихожу в класс после каникул, смотрю на учеников... смотрю... ...Так, перевернулись. «Крокодильчик» Такое «перевернутое» состояние души – состояние ненормальное, болезненное. Можно сказать, только не обижайтесь, что мы в переходном возрасте психически больные люди. Если это заболевание, то у него должны быть симптомы. Если хотите, я опишу вам эти симптомы, чтобы вы могли поставить диагноз себе или своим товарищам. Хотите? Хорошо.Одни симптомы будут типичными для мальчиков, другие – для девочек. С мальчиком происходит то, что называется «расстроился». Это значит, что «три» части души перепутались, смешались, потеряли «строй». Человек – расстроен, расслаблен, разобран. Внешне это выглядит так. Я попрошу кого-нибудь из молодых людей, вас, например, выйти и встать перед залом. Спасибо. Прежде всего, суставы у больного юноши плохо держат нагрузку тела. Колени его полусогнуты, сделайте, пожалуйста. Голову он не держит: голова слегка набок и вперед, так. Одно плечо ниже другого. Он ищет, на что ему облокотиться, вернее, прислониться тазом: его тазобедренный сустав ищет опору. Пожалуйста, обопритесь о стол. Видите, вся фигура изломана в суставах, расслаблена. Что происходит с лицом? Поскольку ум у такого человека ушел в седалище, то у него теперь не лицо, а подобие... Правильно. Так, расслабьте лицо, полностью. Рот полуоткрыт, веки приспущены. Нижняя челюсть и губа слегка ушли вперед. Побольше тупости. Хорошо. Что происходит с голосом? Словесная часть души повреждена, голос проваливается в чрево. Человек не говорит, а, знаете, как это бывает, «шлепает через губу»: «Ващще, че надо, атва-ли.., а че двойка-та? Я уч-чил...» * * * Переходим к девочкам. У девочек мы наблюдаем другую картину. Мальчики в переходном возрасте расстроены, расслаблены, разобраны. Девочки – нет. Девочки инстинктивно знают, что им предстоит создавать семью, рожать детей, расслабляться рано. Мальчики – разобраны. Девочки – собраны... Надо только посмотреть, в каком месте их собрали. Как узнать, что у девочки начался переходный возраст? Очень просто: по тому, как она переходит порог дома. Вот ей позвонила подружка, девочка схватила шубку, прыг за порог – еще ребенок. А вот ей позвонили и пригласили выйти в «общество»... Уже и «общества», можно сказать, нет, а выйти хочется (на дискотеку, в кино...) Думаете, что, она встала и пошла? Нет, девушка сначала подготовится, проделает серьезную «работу над собой». Прежде всего, она садится, изучает себя со всем вниманием и... наносит боевую окраску. Как всякая символическая окраска, эта боевая окраска имеет смысл, который можно высказать словами. Девочки, не обижайтесь, но я произнесу эти слова, которые написаны на вашем лице, когда вы его раскрашиваете подобным образом. Кто-то ведь должен вам это сказать. Смысл этой окраски такой – «ищу...», «ищу пар-тне-ра...» Пока девочка так красится, с ее душой происходит какая-то перемена. Дело в том, что у души есть точка внимания (точка концентрации), которая может перемещаться по телу... Мы можем ее осознанно перемещать, но чаще всего она блуждает. Пока девочка готовится на «выход», эта точка концентрации постепенно из головы (если она там была) перемещается вниз... ниже... еще ниже... надо еще ниже... Меняется выражение глаз, из них выходит особое свечение (как у хищника ночью). Вот эта точка концентрации опускалась, опускалась и ушла под диафрагму. Оттуда, из глубины, выходит облачко, его называют «женское очарование». Девушка подправила это облачко... А вот теперь она встала... и пошла. Она идет – как бульдозер. А навстречу ей... расслабленный, разобранный... на полусогнутых. Что произойдет? Да, она его «сшибет»... Мальчики, имейте в виду: девочки часто «сшибают» вас не потому, что вы им нравитесь, – им просто интересно, как это делается. Видите, внешняя картина психического заболевания в переходном возрасте у мальчиков и девочек разная. Но сущность заболевания одна: страсти захватывают ум и заставляют ум себе служить. Например, человек влюбился. Я не говорю «любит», потому что любит человек всей душой. Нет, он влюблен, то есть в нем возбуждена одна (страстная) часть души, которая заставляете создать образ любимого человека. Как вы думаете, этот образ будет истинный или ложный? Да, ложный, обязательно ложный. Далее, представим, что люди сходятся, страсть удовлетворена. И ум теперь нарисует другой образ того же человека. Как вы думаете, этот второй образ будет истинный или ложный? Истинный? Нет, обязательно ложный. Маятник качнулся в другую сторону, от одной лжи к другой. Чтобы вы лучше поняли, я расскажу вам одну историю. У меня есть дальний родственник, который рано остался сиротой. Он иногда заходил ко мне, и мы с ним беседовали. Приходит однажды: – Дядя Женя, я женюсь. – Гоша, а который тебе годик? – Уже девятнадцать. – А невесте твоей сколько? – Столько же, мы в одном классе учились. (Кстати замечу, что такие браки редко бывают счастливыми. Бывают, и я тому свидетель, но очень редко). – Гоша, а зачем ты женишься? – Да ну, дядя Женя, вы что, не знаете, что ли, зачем люди женятся? – Не знаю, честное слово. – Это у всех по-разному бывает. Ты-то зачем женишься? – Ну... я ее люблю. – Очень хорошо, расскажи мне о ней. – Ну, дядь Жень, она ваще! Она кла-асс! – Нет, «вообще» я не понимаю. Ты мне о ней расскажи. – Ну, во-первых, у нее... (Тут меня кольнуло: не «она», а «у нее». Вот, девочки, почему опасно кокетничать и выставлять напоказ отдельные детали лица или фигуры: ваш избранник, которого вы «подцепили», скажет не «Катя» и не «Даша», а «у нее»). – У нее волосы... (с чего начал описывать любимую женщину!). – У нее волосы... каких нет в природе! – Как это? Я столько женщин видел, как это – «волосы, каких нет в природе»? – Дядя Жень (и мой Гоша даже пальцы собрал в щепотку от удовольствия), волосы – ярко-зеленые! – Так, а что у нее еще есть? – Ноги. И она ими так шарк-шарк. – Волочит ноги? – Не-ет, это понт такой. Она ваще все делает с понтом. Когда курит, то так сигарету держит... изящно. Дядя Женя, но как она матерится! Тут один мужик в автобусе ей что-то не то сказал, она ему так ответила, у того челюсть отпала... Рассказывает мне Гоша про этого «зеленого крокодильчика», а я думаю про себя, что же ему сказать. Ведь все ясно... Я собрался с духом и сказал ему так: – Георгий, я тебе говорю как родственник и как старший – со властью: ты с ней жить не будешь. Никакая у тебя не любовь. Мой тебе совет: подружи с ней один год. Как к женщине – не прикасайся. За год у нее волосы отрастут, отучи ее курить и материться. Через год все будет ясно. Понял меня? Как вы думаете, послушал меня Гоша? Нет. Он посмотрел на меня с сожалением: дескать, дядя Женя, ты уже старый, не можешь понимать любовь. Скоро получаю приглашение на свадьбу. Свадьба на Великий пост! Если я раньше думал, что вся эта история кончится ничем, то теперь стало очевидно, что кончится она плохо. Несчастные те люди, которые женятся на пост или зачинаются в пост. Прошло полтора года, от Гоши вестей не было. Встречаю его на улице Горького. – Здравствуй, Гоша, как дела? – Плохо. – Что такое? – Жена в больнице. Оказалось: за полтора года два аборта, второй неудачный: заражение матки. Первая чистка – неудачно, вторая – неудачно, стерилизация. Детей у женщины не будет. Я отвел Гошу в подворотню и говорю ему: – Ты теперь все свое время должен отдать ей. Она сейчас сильно переживает... – Дядя Женя, о чем вы говорите? Я развожусь. – Как? Почему? – Да ну, – сказал мне Гоша буквально следующие слова: «Волосы зеленые, куряка, матершинница, неряха и дрянь». – Это ты – дрянь. Ты девчонку взял, искалечил, сейчас бросаешь. Ты – мужчина, вся ответственность на тебе. Он тут же в подворотне и заплакал. Совесть у парня была... Вот чем кончаются эротические игры в переходном возрасте. Когда заканчивается переходный возраст? А теперь скажите, когда заканчивается переходный возраст, во сколько лет? В 25? Может быть, но почему именно в 25? После армии? Для юношей, а для девушек? После замужества?Переходный возраст может вообще не закончиться. Как перевернулся человек в юности, так вверх ногами и ходит до смерти. А после смерти, вниз головой, он куда пойдет? Такова духовная природа сексуальных отношений. О ней можно прочесть в Библии. Книги по сексологии и половой гигиене тщательно обходят этот вопрос. От вас скрывают духовную сторону сексуальных отношений. Чтобы вы лучше представляли, о чем речь, начертим такую схему. Предположим, что юноша вступил в связь с девушкой. Между ними возникли интимные отношения – отношения супругов. Об этом в Библии сказано так: прилепится человек к жене своей, и будут два – одна плоть. То есть у двух людей с этого момента становится одно тело. Например, я стою сейчас пред вами здесь, моя жена находится в другом месте, но мы оба знаем, что составляем одно тело: все, что происходит со мной, будет отражаться на ней – все, что происходит с ней, будет отражаться на мне, в моем теле. Это понятно? Так вот, юноша вступил в связь с девушкой, а у нее было до этого... десять любовников. Значит, он будет связан с ней, а через нее – с десятью незнакомыми мужчинами. Через нее каждый будет связан с каждым другим на невидимом плане. Чертим дальше. Предположим, что у каждого из этих десяти мужчин было по десять любовниц... Всех не нарисуешь, но обозначим эти связи: опять каждый будет связан с каждым другим на невидимом плане. На этом уровне рассмотрения – сколько человек находятся в связи? Один плюс один, плюс десять, плюс сто, – сто двенадцать человек. Непосредственная связь юноши и девушки (с которой для него все началось) будет более прочной, связи второго уровня – менее прочные, но более многочисленные, связи третьего уровня – еще более многочисленные. Но ведь будет еще и четвертый уровень, и пятый, и так далее, и так далее... Два символа Таким образом, перед нами общество людей, где каждый связан с каждым другим на невидимом плане. Как называется общество людей, где каждый связан с каждым другим на невидимом плане? Такое общество называется церковью. Каждая Церковь имеет свой основной символ. Христианская Церковь имеет таким символом крест. А это блудное сообщество людей – какой будет иметь символ?Вы сами можете догадаться. Что говорят о женщине, которая изменила мужу? Что она ему подарила? Рога. Чьи рога? В древности козел был символом блудного греха, поэтому козлиные рога стали символом этого греховного сообщества: проще всего приобщиться ему (стать его частью, причаститься ему) можно через блуд. Через блуд человек попадает в такую лужу, куда стекается грязь со всего мира. Причем блуд – это не обязательно физическая близость. Христос говорит, что всякий, кто посмотрел на другого человека с вожделением, прелюбодействовал с ним в сердце своем. Человек свободен решать, в каком сообществе людей он хочет состоять. В Новом Завете так сказано: «Совокупляющийся с блудницею становится одно тело с блудницею... А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6, 16,17). Итак, блуд – грех. Это понятно? Тогда пойдем дальше. За одним грехом обязательно тянется другой. Какой грех – тяжелый, самый тяжелый грех после самоубийства, – чаще всего идет за блудом? Какой грех самый тяжелый после самоубийства? Да, аборт, детоубийство. Душа человеческая сотворяется в момент зачатия. Аборт – это убийство. Девочки, послушайте меня. Если с вами случится и вы узнаете, что беременны, что нужно сделать прежде всего? Обрадоваться. Да, порадоваться тому, что зачался человек. Даже мысль об аборте повредит вашему ребенку. Со всех сторон вам будут говорить: «он на тебе не женится», «ты еще молодая», «у тебя нет квартиры и денег», «что люди скажут»... Не отвечайте, не спорьте! Пусть ваш ребенок родится желанным. Может быть, он зачался неожиданно, может быть, вне брака, но пусть он родится, пусть родится желанным. Когда он немножко подрастет, вы с ужасом будете вспоминать, что его могло бы не быть. Что мы еще скажем, почему аборт недопустим? – Нужно нести свой крест. – Верно. Только как объяснить нерелигиозному человеку, что значит – «нести свой крест»?.. Один священник объяснял это на простом примере: «Мать хочет подстричь своего ребенка. А он этого не хочет. Она его все равно подстрижет. Но если он будет мотать головой, ему будет больнее». Конечно, иметь больного ребенка – страдание. Но убить больного ребенка – преступление, за которым последует еще большее страдание. Проглотить обиду Теперь снова вернемся к рисунку греховной сетки, куда мы вовлекаемся против воли. Если у нас заболела какая-то часть души, то через это заболевание мы и попадаем в эту сеть. У души три части, соответственно в эту греховную сеть мы чаще всего попадаем– через блуд (или блудные мысли): – через злобу и гнев, – через гордыню... О блуде мы поговорили. Поговорим о гневе. Однажды я получил записку от юноши, подверженного приступам гнева: «Если в человеке много ярости и злости, как сделать, чтобы ярость и злость прошли?» Итак, человек осознал, что он подвержен приступам гнева, и хочет от них избавиться. Давайте поможем ему. Где закипает гнев? В груди, в сердце. Куда движется гнев? Иногда он движется к рукам, руки сами начинают двигаться и хотят кого-нибудь ударить. Но чаще всего куда движется гнев? Вверх. Чтобы мы оскорбили человека словесно, обругали его. Теперь посмотрите. Здесь, в груди, у человека – широко, а здесь, в горле, – узко. Гнев должен пройти через горло. Тут мы его можем остановить. Если мы останавливаем гнев в горле и заталкиваем его обратно, как это называется? «Проглотить обиду». Но часто ли мы успеваем задержать гнев в горле? Нет. Вот гнев прорвался через горло и уже булькает в гортани. Какая следующая преграда гневу? «Стиснуть зубы», то есть стерпеть. Но ведь и «сквозь зубы» мы можем «процедить» злобное слово. Так? Какая же последняя преграда гневу? Губы, уста. В последний момент мы можем спохватиться и «поджать губы». Это будет гримаса гнева, но все же гнев задержан и не приобрел словесную форму. И это хорошо, но лучше не поджимать губы, а по возможности спокойно «сомкнуть уста» и ждать, пока гнев пройдет. Святые отцы говорят, что если нам это удалось, то мы положили начало «безгневию». «Начало безгневия – молчание уст при смущении сердца», - так писал святой Иоанн Лествичник, монах и наставник монахов VII века. (Интересно, что этот византийский подвижник никакого отношения к Руси не имел, но поучения святого Иоанна были так любимы, что в его честь в Москве воздвигли самую высокую колокольню: Ивана Великого в Кремле). Итак, что посоветуем человеку, подверженному приступам гнева? Когда закипает в сердце, сомкнуть уста. * * * Теперь нам остается поговорить о заболевании верховной способности души: гордости. Гордыня – самое коварное, тонкое, многообразное заболевание души. Крайний случай гордыни, когда человек ставит себя вместо Бога или против Бога. Такие люди называются атеистами или богоборцами. Обычный случай гордыни (так сказать, бытовой), когда человек ставит себя и свой интерес выше всякого другого человека. A теперь я предлагаю вам от слов перейти к делу. Может быть, сделаем так: пусть каждый спросит себя по совести: «В каком сообществе людей я нахожусь?» В Церкви Христовой, куда человек входит сознательным усилием? Или – в этой греховной сети, куда человек попадает против воли через блуд (или блудные мысли), через гнев и злость, через гордыню? Очень хорошо, если мы это понимаем. Это очень важный шаг, чтобы понять самого себя, ответить на вопрос: «Где я нахожусь в настоящий момент?» Если я нахожусь в этой сети, естественно, возникает вопрос: что делать? Запомните, пожалуйста (может быть, это знание пригодится вам в жизни): если вы попали в эту сеть, то вы никогда из нее не сможете выбраться... своими силами. Это не удавалось никому никогда. Для того, чтобы выбраться из этой сети, нужно найти специалиста, который сможет отрезать все невидимые связи, что вас опутали. Этот специалист должен был пройти специальную подготовку, иметь инструменты, чтобы вас буквально из этой сетки вырезать. Этот специалист кто? Какая бабка?! Нет, я вам точно говорю, что бабка вам не только не поможет, а хуже сделает. Конечно, священник. Он имеет власть от Бога эти греховные связи резать. А как называется операция, когда от вас отрезаются грехи? Исповедь. Как это делается? Находите храм, в котором исповедуют, то есть священник имеет время поговорить с каждым отдельно. На исповеди держитесь двух правил. Во-первых, ничего не скрывать, во-вторых, ни в чем себя не оправдывать. Обратите внимание, что в жизни мы ведем себя строго наоборот: плохое о себе скрываем и во всем себя оправдываем. На исповеди нужно пойти против себя. Это трудно. Но чем старше человек, тем болезненнее операция. Я в первый раз исповедовался в 31 год, это было очень трудно. Не допускайте себя до такого. После исповеди священник скажет вам, что делать дальше, чтобы вы стали частью Церкви Христовой. Церковь Божия – это единое Тело Христово, вы можете причаститься, стать частью этого Тела. И еще один важный момент. Исповедоваться и причащаться может только верующий человек. Если я спрошу, кто из вас верующий, немного рук поднимется. Но, с другой стороны, я вижу, что и неверующих здесь нет. Неверующих людей вообще очень мало, я за всю жизнь встречал пять-шесть человек. А много таких, кто еще не успел задуматься о том, есть Бог или нет. А ведь это – самый важный вопрос на свете. Как к нему подступиться? Первое – это избегать блуда, гордости и злости. Второе – нужно бывать в храме. Не смущайтесь тем, что вы поначалу мало будете понимать. Наша душа – христианка, она почувствует благодать. На этой основе потом возникнет понимание. И третье: купите Новый Завет и прочтите одно из Евангелий. Евангелие читают не как роман. Читайте по одной главе в день так, как бы смотрясь в зеркало. В Евангелии вы увидите жизнь и учение Иисуса Христа. Вы почувствуете, как ваш образ не соответствует Его образу. Тогда обратитесь к Нему мысленно. Обращайтесь настойчиво. Он вам обязательно ответит. Это не я говорю. Это Он говорит, что Он обязательно вам ответит. Не знаю, как, но ответит непременно. Этот ответ может прозвучать непосредственно в душе, а может – в событиях вашей жизни. И скоро вы будете точно знать, что Бог есть. Е.А. (Окончание следует) На глав.
страницу.Оглавление
выпуска.О
свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта
|