ПАЛОМНИЧЕСТВО


ЧЕТВЁРТЫЙ УДЕЛ

В начале августа мы отметили 10-летие нового обретения и перенесения в Дивеево мощей прп. Серафима Саровского.
     Особо празднично юбилей отмечался в самом Дивеево, начавшись 31 июля в Сарове – в месте подвигов прп. Серафима. Там состоялось торжественное заседание Попечительского совета по подготовке к празднованию 100-летия канонизации святого Серафима. Предполагается, что к 2003 году (100-летие канонизации) на его территории вновь начнет действовать Саровский монастырь, и речь шла о его восстановлении. На заседание были приглашены епископ Тамбовский Евгений, временно исполняющий обязанности главы Нижегородской епархии. На празднование приглашался и Патриарх, но он, по церковным правилам, отказался приехать во вдовствующую епархию, так как кафедра митрополита после смерти владыки Николая пустует.
     На монастырской площади возле памятного креста, установленного 31 июля на месте снесенных в советское время храмов, была отслужена торжественная лития.
     На следующий день началась основная часть празднований – с литургии в Преображенском и Троицком соборах обители, после чего был многолюдный крестный ход. И немудрено – ведь не только по праздникам, но и по будням сюда приезжают тысячи паломников со всей России и всего мира. Накануне юбилея отправился в «четвертый удел Богородицы» и наш корреспондент. Путь его лежал через среднерусские города, как раз там, где десять лет назад путешествовали через пол-России мощи прп. Серафима...

В путь!

Когда едешь поездом, трудно ощутить во всей полноте громадность просторов России. Железнодорожная насыпь существует сама по себе и не является частью той природы, которая мелькает за окном. Путешествуя по дороге, пускай даже и на автобусе, все воспринимаешь ближе и реальнее.

Поля, перелески, холмы... Все ближе мы к «четвертому уделу Божией Матери». И словно сама Русь распахивает навстречу нам свои гостеприимные объятия. Необозримые дали, однообразные поселки, заброшенные деревушки. Как изменилось все с тех пор, когда в 80-х я впервые посетил эти края! Избы, тогда только начинавшие кособочиться, ныне уже совсем развалились от ветхости, зато по околицам белеется свежий тес новых домов. Вместо храмов тогда виднелись руины со сбитыми куполами – груды кирпича среди зарослей полыни, – сейчас же храмы Божии встречают нас все чаще. Одна церковь, другая. Эта восстановлена, та – только строится. Наверное, только здесь, на необъятных просторах среднерусской равнины, можно по-настоящему почувствовать мощь православия.

Владимир

Так, с чтением канонов, с молитвами, изредка прерываемые рассказами-проповедями отца Киприяна, который духовно окормлял нас в этой паломнической поездке, мы незаметно подъехали ко Владимиру.

Успенский собор, где покоятся нетленные мощи благоверного князя Андрея Боголюбского – первого носителя идеи самодержавия на Руси, объединившего разрозненные княжества в единое православное государство. После совместного молебна в Успенском соборе автобус доставляет нас в Свято-Успенский женский монастырь. Именно здесь хранится древняя чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. Эта икона была написана в XII веке по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского после того, как он удостоился видеть явившуюся ему во время молитвы в Божественном лучезарном сиянии Царицу Небесную.

– Хотите я вам расскажу, какое чудо произошло со мною во Владимире много лет тому назад? – обратилась ко мне моя попутчица. – Жила я тогда в Ярославле. Работала в церкви, и вместе с другими прихожанами посещали мы Дом престарелых и инвалидов. Он от нашего храма недалеко был. Вначале администрация дома сопротивлялась этому, но, видя наше усердие и реальную помощь, махнула рукой – пусть ходят, денег не просят. Как-то, посовещавшись с нашим батюшкой, решили мы выделить из церковных доходов деньги на покупку трех инвалидных колясок. Получив благословение, отправились в путь во Владимир, на завод, где производились эти коляски. Были мы вместе с председателем городского общества инвалидов. О чудотворной Боголюбской иконе Божией Матери я тогда уже слышала и весь путь читала Ей акафист. Приехали. На заводе нам сразу же отказали: мол, по разнарядке на пять лет вперед эти коляски расписаны. Собрались мы было уже уходить, а секретарь директора посоветовала заехать в магазин: «Наш завод месяц назад сдал пять невостребованных колясок, может быть, на ваше счастье, хоть одна осталась? Хотя вряд ли. Дефицит это...»

Поехали мы. И что же?! В магазине остались три коляски! А тут у нас другая беда: у председателя общества инвалидов нет с собой наличных денег. Мы же по безналичке думали получить. Но батюшка, словно чувствуя, дал мне кое-какие деньги с собой. Сосчитала я их – не хватает всего 50 рублей! Эту сумму мы смогли сообща наскрести – привезли мы коляски! Не зря я читала акафист Боголюбской иконе!

В основании Отчизны

Крестное знамение, последний поклон – и пора опять в дорогу.

div3.jpg (10715 bytes)

div4.jpg (3810 bytes)
Часовня для освящения
воды. На ее месте князю
Андрею было явление
Божией Матери

Впереди показался Боголюбов монастырь, воздвигнутый на месте явления великому князю Божией Матери. Ему более восьми веков. После революции здесь был расквартирован кавалерийский полк войск ГПУ, потом разместилась детская колония. Лишь в 1991 году часть монастырских зданий вернули Церкви, в них был восстановлен мужской монастырь. А в январе 1997 года в Боголюбскую обитель перевели 60 сестер из Задонского Преображенского женского монастыря. Так что в одной обители разместились сразу два монастыря: уже существовавший мужской и женский. Той же зимой в обители замироточили иконы.

«Для постройки дворца и храма князь пригласил мастеров из разных стран, – рассказывает нам монахиня-гид. – Современники по праву сравнивали этот храм по красоте с постройками царя Соломона. Белокаменные кружевные колонны отражались, как в зеркале, в полу, покрытом позолоченной медью. Сквозь узкие щелевидные окна падали лучи света, переливались блеском драгоценных камней на дорогих окладах иконостаса. По храму струился благоуханный кадильный дым византийского ладана...»

div5.jpg (9367 bytes)
Св. блгв. вел. князь Андрей был убит в своих покоях
в ночь с 29 на 30 июня 1174 года
противниками объединения Руси
(фото с фрески в монастыре)

В конце XVII века, когда был изобретен дешевый способ производства стекла, игумен Ипполит решил растесать узкие щелевидные окна храма «для большей светлости». В таком виде собор простоял только 28 лет. А в 1722 году – рухнул. Словно не выдержав стремительного вторжения синодальной, имперской России, силы, принесшей не только возвышение и объединение государства, но и разрушение традиционных устоев, древнего благочестия.

Храм на том же самом месте был возведен вновь – в 1756 году. Мастера старались сохранить все, что осталось от древнего храма, «измечтаного всею хытростию». Но не смогли – не нашлось уже на Руси прежних умельцев.

Из княжеских покоев через великолепное тройное окно с резными капителями виднеется знаменитая церковь Покрова-на-Нерли. Князь Андрей Боголюбский учредил праздник, дотоле не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку: праздник Покрова Божией Матери, воплотивший веру святого князя и всего русского народа в приятие Богородицей Святой Руси под свой омофор. И первым храмом, посвященным этому празднику, была церковь Покрова-на-Нерли.

div2.jpg (12205 bytes)
Монастырский трудник

Удел Богородицы

Еще в начале нашего паломничества о.Киприан предупредил, что на пути в Дивеевский монастырь непременно посетят нас искушения. Так оно и случилось. Попав в Нижний Новгород, мы заблудились. Несколько раз проезжали мост через Оку. В этом не было никакой разумной логики, так как путь через Арзамас в Дивеево лежит к югу от Нижнего. Нас обгоняют два автобуса: один из Белоруссии, другой – с Западной Украины. На лобовом стекле у них большие православные кресты. Наконец-то мы нашли дорогу на Арзамас. Но на всенощную в монастырь уже не успеваем.

Трудно сдержать духовную радость от предстоящей встречи с Дивеево, и все паломники нараспев читают акафист Серафиму Саровскому. А за окнами автобуса среди редких перелесков синеют удивительные цветы с нежным названием – люпины. Синее поле под синим летним небом. Это так необычно для наших северных широт. Стало темнеть...

Дивеевская гостиница переполнена паломниками, которые прибывают и прибывают. В больших комнатах на двухъярусных железных кроватях размещаются до 50 человек. Завтра в Троицком соборе чтение акафиста батюшке Серафиму, литургия, знакомство с обителью... Едва добравшись до койки, тут же проваливаюсь в сон.

Свет и тьма

В монастыре встают рано. Четыре часа сна, умывание, и вся наша группа собирается у входа в гостиницу. Через незнакомый овражек, по мосточку через ручей идем в обитель. Там и тут встречаются сильно подвыпившие местные жители, для которых вчерашний день еще не закончился. Таким диссонансом с тишиной летнего утра звучит доносящаяся брань. Дух противления святости здесь, может быть, особенно чувствуется. Проходим сквозь строй нищих с опухшими от перепоя лицами. Вослед звучат проклятия в адрес тех, кто не подал этой братии. Тяжело это видеть, тем более описывать. И не надо бы, если бы не наглядность столкновения света с тьмою. Как на острие ножа, по разделительной грани... Господи, помоги им! Твоим именем грешат и поносят тех, кто молчаливо восстает против греха пьянства. Помоги, они тоже русские.

div1.jpg (6835 bytes)В спешных сборах забыл захватить с собой пузырьки под масло, которое наливают из лампадок, горящих у мощей батюшки. И пока не известно, как решить эту проблему. Идя по поселку, спросил у пожилой женщины, где здесь аптека. «Да вот, недалеко. Только сегодня она закрыта». Рассказал ей о своей нужде. Женщина встрепенулась: «Ну, как же, как же! У меня есть. Погодите, я вам сейчас принесу». Она пошла в дом и через несколько минут вынесла два пустых пузырька: «Бог в помощь. У батюшки Серафима все есть».

И вот мы в ограде монастыря. Быстро, не глядя по сторонам, проходят насельницы. Как чисты и лучезарны их лица. И снова, как вчера, охватывает чувство собственного недостоинства.

Входим под своды Троицкого собора. Площадь собора 1000 кв.м, он может вместить около 5 тысяч человек. Великий прозорливый старец Серафим, утешая сестер, бедствовавших в Мельничной обители, предсказывал, что в будущем у них появится прекрасный собор. «При этом, бывало, поднимет ручки да и скажет: «Во-во, матушка, чудный собор! – вспоминала его слова одна из сестер Мельничной обители. – Вельми, матушка, чудный!» И сделается при этом личико у него необыкновенно светлое, благодатное, и станет он такой веселый и радостный, точно весь уйдет в небеса!»

Искушение

Приложившись к раке преподобного и иконе Божией Матери «Умиление», отправился на исповедь. Уже после окончания литургии одна паломница поделилась со мной маленьким чудом, которое произошло с ней у иконы «Утоли моя печали»:

– Я приехала сюда с большим желанием серьезно исповедоваться в своих грехах в храме, где покоятся мощи батюшки Серафима. Еще по дороге о.Киприан предупредил нас, что исповедовать будет строго, не всех допустит ко причастию: «Не обессудьте». А мне именно это-то и было нужно. Грех-то мой тяжел больно, и связан он был с моим неверием в великую прозорливость отца Серафима. Приложилась я к мощам преподобного и пошла на исповедь. А отца Киприана нигде не видно. Встала в очередь к местному иеромонаху. Стою, а сердце не на месте. Кажется, что ведет он исповедь небрежно и слишком торопливо. Ради этого ли я, в мои-то годы, такой путь проделала! Все во мне возмутилось. Потом думаю: «Видно, так Богу угодно для моего смирения». И стала я себя смирять. Да не вдруг это у меня получилось: все кругом оглядывалась да о.Киприана взглядом искала. Наконец успокоилась по молитве моя мятежная душенька. Пришло смирение. Стала я молиться да о своих грехах думать. И тут из алтаря выходит о.Киприан и направляется прямо к середине нашей очереди, где я и стояла. Так я и попала к нему на исповедь.

После литургии, приложившись еще раз к мощам батюшки Серафима, наша группа попала на трапезу, которую монастырь устраивал для паломников. Постный суп с репчатым луком вприкуску и простая каша показались вкуснее любого изысканного блюда.

Канавка

Среди Дивеевских святынь особое место занимает святая канавка Царицы Небесной. Внутри ее находилась Мельничная община Матери Божией и батюшки Серафима. Посетили и мы это святое место. У начала канавки стоит крест, откуда монахини и паломники, задержавшись на несколько минут, отрешившись от мирских дел и забот, вступают на землю, по которой прошли святые стопы Богоматери. Приложившись ко кресту, читая кто вслух, кто про себя «Богородица, Дево, радуйся...», мы пошли по святой Канавке.

Это место о.Серафиму указала Сама Богородица и повелела ему там начать строить обитель, «Ея Четвертый удел во вселенной». И еще повелела обнести это место канавою и валом, но чтобы сделано это было трудами сестер общины. Весной 1829 года, когда земля была отмежевана, батюшка Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, а когда земля высохла, приказал обрыть ее канавою в три аршина глубиной и в три аршина шириной, а вынимаемую землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал шириною также в три аршина. Но сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И однажды ночью одна из сестер увидела, что батюшка Серафим в белом балахончике сам копает канавку. Бросились сестры к батюшке, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед ними, и канавка была выкопана с аршин. Пораженные таким чудом, сестры со всем старанием принялись копать заповеданную канавку.

Много чудного батюшка Серафим говорил о ней: «Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее и обошла Сама Пречистая Царица Небесная! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать, а канавка-то и станет от земли до неба, ему (антихристу) и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет!» Но после кончины батюшки его завет был нарушен. Много невзгод и лихолетий испытала эта земля. Когда делами обители стал управлять «чуждопосетитель» саровский послушник Иван Толстошеев, уход за святой канавкой совершенно прекратился: она стала быстро заплывать грунтом и засыпаться мусором. Когда канавку засыпали мусором, то по образовавшемуся валу стали ездить на лошадях и в экипажах, потом канавку вообще засыпали землей, а вал сровняли... В советское время после войны канавку перерезали различные коммуникации, а вдоль всей южной части ее была вырыта канализационная (!) труба. Много было глумления над этой святой землей. И сейчас, когда мы проходили по ней, больно было слышать пьяные речи местных жителей, видеть их бытовые разборки, а дровяники и сараи со скотиной находятся почти на самой канавке...

«Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» – говаривал батюшка Серафим. Вот и мы сподобились духовно побывать, по словам дивного старца, на Афоне, в Иерусалиме, в Киеве. В разрешенном месте набрали для себя святой землицы и с чтением Богородицы продолжили обход.

div6.jpg (12813 bytes)Большая часть территории, по которой проходит св. канавка, еще не передана в ведение монастыря. Но сестры, помня слова батюшки Серафима, копают ее в надежде, что Матерь Божия устранит все препятствия и приведет дело к благополучному завершению. Много желающих помогать сестрам в этом деле, но мирским нет на это благословения от батюшки Серафима, только приезжие священники могут приложить свои силы в этом богоугодном деле Дивеевской обители (на снимке).

В Троицком соборе после того, как наша группа приложилась к мощам батюшки Серафима, я как-то сразу обратил внимание на двух монахов. Старший из них был очень преклонного возраста, по своей немощи большей частью сидевший во время службы на складном стульчике. Некогда седые волосы его от времени стали желтые, узловатые руки сжимали деревянную палку, морщинистые губы непрерывно шептали Иисусову молитву. Рядом стоял другой монах. Жизненная сила еще не ушла из его членов, но и он, видно, достаточно пожил на этом свете. После службы я решился подойти к нему. Звали его отец Иосиф. Два брата, родом из Симферополя. И первые слова отца Иосифа были о земельке с канавки:

– Земелька эта дороже золота. Потому что лечит она от всех болезней, бандитов, колдунов и нечистых. Надо только знать, как ей пользоваться. У нас тут много паломников приезжает, а по вере их и исцеления бывают. Живет под Москвой одна женщина. Заболела тяжко. Лечили, лечили ее врачи, а потом выписывают домой, как безнадежную. У нее был нарушен позвоночник, и сделать операцию было невозможно. Была она в то время неверующей, но кто-то из православных дал ей этой земельки и посоветовал делать компрессы. А что ей оставалось – пришлось делать. И вылечилась! Врачи – и те удивляются: как вылечилась, это невозможно. Мол, чудес не бывает!

А другая женщина торговала в Москве крестиками, и ее постоянно обкрадывали, обижали лихие люди. Подруга ей и советует: «Ты съезди в Дивеево, привези земельки и обсыпь вокруг своего ларечка». Сделала. И все как рукой сняло. Ведь по этой земельке Богородица каждый день проходит. И Она эту землю насытила Своею благодатью, так что, где находится эта земля, вся нечисть отскакивает от того места.

Пользоваться этой земелькой надо так: высыпать ее в емкость, ну, например, в баллон стеклянный, и налить воды. Когда она отстоится, перелить в другое место и пользоваться. А в этот баллон можно еще воды налить. Даже из крана можно. И если что-то болит, то налей эту воду в железную мисочку, нагрей и сделай на ночь компресс. И так несколько раз. Уйдет вся твоя хворобушка...

На следующее утро мы должны уезжать из Дивеево. В соборе приложились к мощам батюшки Серафима. Затем спустились под своды церкви Рождества Божией Матери, где покоятся св. мощи схимонахинь Александры и Марфы, монахини Елены.

Теперь можно и обратно.

Очи Божией Матери

Снова в путь. Снова Арзамас, Нижний, Владимир... В Арзамасе сделали краткую остановку для трапезы. На это время нас приютил Никольский женский монастырь. По благословению игуменьи монастыря матушки Николаи мы увидели и смогли приложиться к одной из святынь монастыря. Эту икону принес в монастырь человек, который был сектантом. Когда-то эта Богородичная икона была нарисована на трех досках, скрепленных между собой. Как она попала в дом сектанта – об этом неведомо. Но однажды, по наущению нечистого, решил он уничтожить этот образ. Взял в руки топор и принялся рубить икону. И не просто рубил, а непременно хотел попасть топором по лику Богоматери, по Ее Пречистым очам. Но как ни старался этот супостат, не мог достичь своей цели. Богоматерь отворачивала Свой лик! Сломав две доски, он пришел в монастырь и со злобою швырнул центральную доску иконы матушкам.

Приложившись к иконе, я попытался понять, какой образ Богоматери висел передо мною, но это было невозможно сделать. С первого взгляда трудно было даже разглядеть лицо Богоматери. Чем дальше я вглядывался, тем яснее видел, что вижу перед собой явленное нам свыше чудо. Вот видно, как топор оставил следы на краю доски, затем один из ударов пришелся по лицу Пречистой Девы и – чудо! – глаза Богоматери оказались вне Ее лика. Они так и остались там. Затем еще один такой же удар – и словно невидимая рука переместила часть лика по диагонали. После того, как икона попала в монастырь, на ней стало проявляться еще одно чудо: на том месте, где когда-то иконописец нарисовал глаза Богоматери, они стали видны снова! И теперь на иконе можно различить те глаза, по которым старался попасть сектант, – они вне лика, и те, которые проявились на прежнем месте. Воистину Бог поругаем не бывает!

Наша паломническая поездка подходила к концу. Уже подъезжая к Москве, мы попали в полосу дождя. Успев омыть природу, а заодно и наш автобус, дождь быстро закончился. На посветлевшем небе мы снова увидели двойную радугу! Как в светлые ладони заключила она наше паломничество. Сохранить бы, сберечь, не замутить все, что даровал нам батюшка Серафим.

И.ВЯЗОВСКИЙ
Фото автора и их архива
Дивеево – Санкт-Петербург.

Благодарим паломническую службу «Общества православных врачей Санкт-Петербурга» за предоставленную возможность посетить Серафимо-Дивеевский монастырь. Телефон общества 8-812-554-87-51.

 

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru