ОТЧИНА
ПЕШКОМ
В ХОЛМОГОРЫ
(Окончание.
Начало в 392)
Морской порт... в лесу
...Из села
Матигоры уже хорошо просматриваются Холмогорфы
с огромным полуразрушенным собором. Храм, как
обезглавленный чудо-богатырь (купола у него
снесены), стоит на самом въезде в Холмогоры. Я
спустился с горы, перешел по мосту через речку
Оногру и по дороге, идущей вдоль еще одного
рукава Северной Двины – Быстрокурки, направился
к храму. Перед самым моим носом дорогу перебежал
длинноухий заяц и спрятался в придорожных
кустах. «Чего испугался, косой, я ж тебе не волк,
чтоб за тобой по кустам гоняться?» На речке,
берега которой заросли ивами, пацаны ловят на
удочку рыбу. Чайки с криками пикируют на воду и
взмывают вверх с пойманной в клюве рыбкой.
Перед самыми Холмогорами кладбище,
зажатое с одной стороны асфальтовой дорогой, с
другой – рекой, а с третьей – хозяйственными
постройками расположенных поблизости домов.
Могилки жмутся одна к другой. Как я потом узнал,
на нем похоронены и монахини из холмогорского
Успенского монастыря.
Всемирную известность Холмогоры
получили не только благодаря Михаилу
Васильевичу Ломоносову и знаменитым
«холмогоркам» – высокоудойной коровьей породе.
Сейчас совсем незаслуженно забыто, что Холмогоры
были первым российским международным морским
портом.
В XV веке при московском правлении,
когда другой связи с морем у русского
государства не имелось, из Холмогор выходили
русские суда в страны Европы, а сюда прибывали
английские и голландские торговые корабли.
Только по причине мелководного рейда в
XVI веке в семидесяти верстах от Холмогор, в устье
Северной Двины, был основан другой морской порт
– Ново-Холмогоры, впоследствии получивший
название Архангельск.
С 1923 года город Холмогоры был снова
переименован в село. Сейчас это районный центр с
пятитысячным населением, вторая кафедра
епископа Архангельского и Холмогорского Тихона,
уникальный памятник истории.
Монастырь, обсерватория,
тюрьма
Центром обширной Холмогорской и Важской
епархии Холмогоры стали с 1682 года. Первым
владыкой был поставлен архиепископ Афанасий
(Любимов), один из образованнейших людей своего
времени, знавший 24 языка. Им в Холмогорах была
собрана большая библиотека на немецком,
греческом, латинском и других языках – в
большинстве из рукописных книг по самым
различным областям знаний. Преосвященный
Афанасий не только собирал и обменивался
книгами, но и сам писал их. Еще у владыки была своя
астрономическая обсерватория, он вел ежедневные
наблюдения за погодой, которые записывались в
журнал. Был он к тому же выдающимся общественным
деятелем и строителем. В его архиерейство в
Холмогорах построены почти все каменные храмы,
архиерейские палаты и другие подсобные
сооружения, а также кафедральный
Спасо-Преображенский собор с колокольней,
который и поныне является одним из самых больших
храмов на Русском Севере. Сам владыка был и
архитектором большинства сооружений. В 1687 году
он основал в Холмогорах Успенский женский
монастырь, первой игуменьей которого стала мать
архиепископа.
Активный
сподвижник Петра I, владыка Афанасий во все три
приезда царя в Холмогоры и Архангельск с
почестями встречал молодого монарха и оставлял
ночевать в своих архиерейских палатах (на снимке
слева). По иронии судьбы всего через 16 лет после
смерти Петра архиерейский дом стал тюрьмой для
его правнучатых племянников: полуторагодовалого
императора Иоанна Антоновича и его
четырехлетней сестры Екатерины вместе с их
свергнутыми с престола родителями –
принцессой-правительницей Анной Леопольдовной,
внучкой Петра, и ее супругом генералиссимусом
Антоном-Ульрихом Брауншвейгским. Почти сорок лет
царское семейство содержалось в полной изоляции
и великой тайне. Даже тюремщики, охранявшие
царских узников, не знали, кого они стерегут. Под
страхом истязаний никто к ним не допускался.
Печальна участь всего семейства. Принцесса Анна
скончалась в тюрьме в 1746 году во время родов. Прах
ее впоследствии был перевезен в Петербург и
захоронен в усыпальнице Романовых.
Генералиссимус Антон-Ульрих после своей смерти
был тайно похоронен ночью на территории
Успенского монастыря, в нескольких метрах от
своей «тюрьмы». А Ивана Антоновича с сестрой
Екатериной выслали и заточили в Шлиссельбурскую
крепость. При попытке освобождения в 1764 году он
был убит.
В Спасо-Преображенском соборе, ставшем
усыпальницей холмогорских архиепископов, были
захоронены владыка Афанасий и еще девять
архиепископов, где они до сих пор и почивают под
спудом. После закрытия в 1920 году Успенского
монастыря собор подвергся разорению, места
упокоения владык были осквернены, надгробные
плиты растащены, пол разобран, так что сейчас
невозможно определить, где находились их
захоронения.
Возрождение
о.Леонтий за таинством
крещения
|
Три года назад в
Холмогорах было открыто подворье
Антониево-Сийского монастыря и началось
возрождение старинных монастырских храмов.
Первая Божественная литургия состоялась 7 апреля
1998 года на Благовещение Пресвятой Богородицы в
храме Святого Духа, восстановленном на третьем
этаже бывшего надвратного монастырского храма.
Сейчас в Холмогорах зарегистрирован свой приход.
В монашеской общине вместе с настоятелем
иеромонахом Леонтием (Эйзенманом) спасаются пять
человек.
Когда я пришел в Холмогоры, настоятеля
не было (он гостил у своих родителей в Германии),
но братия тепло встретила меня и поселила в том
самом архиерейском доме, где томились царские
узники. Это здание, наверное, единственное из
всех монастырских сооружений сохранилось в
хорошем состоянии. С дороги братия пригласила
меня в трапезную, которая расположена на первом
этаже надвратного храма. А на втором этаже уже
два года как восстановлен храм Святого Духа. На
третьем – сейчас воскресная школа, которая
работает также два года. Преподаватель
воскресной школы Елена Николаевна Калинина
ввела меня в курс дела.
– Учатся у нас и взрослые, и дети, –
рассказывает она. – Детскую школу ведет Елена
Леонидовна Павлова, я ей помогаю, а о.Леонтий
ведет для взрослых – по вечерам. Детей ходит от
десяти до двадцати человек, взрослых поменьше.
Ребят постоянно возим на экскурсии в Сийский
монастырь и Архангельск. К нам сюда из
Архангельска, Новодвинска и Северодвинска тоже
много школьников на экскурсии приезжает.
Достопримечательность – вот этот храм Святого
Духа, восстановленный благодаря энтузиазму и
неутомимости о.Леонтия. До этого в нем был жилой
дом, а потом контора электросетей. К нынешнему
Рождеству за полтора месяца восстановили и
зимний храм Двенадцати апостолов, ему в этом году
исполняется 240 лет. 13 июля, на Собор апостолов,
приезжал владыка, освятил его.
– Как строился здесь владычный
городок? – продолжает рассказ Елена Леонидовна.
– Вначале архиепископ Афанасий построил
соборную колокольню, затем Преображенский собор.
Причем возводили их на насыпном холме. Землю
брали рядом, за архиерейскими палатами, которые
строились одновременно с собором. Сейчас на этом
месте пруд. А под собором и всем владычным
городком была проложена дренажная система. По
трубам из лиственницы, обложенными берестой,
вода текла в Холмогорку. Село Холмогоры
расположены на острове, и когда весной на
Курополке встают ледяные заторы, вода
поднимается на десять метров. При больших
разливах все Холмогоры плавают в воде. Где-то в
начале шестидесятых по улицам на лодках плавали.
В гражданскую войну на холме
расстреливали людей. Потом всю территорию
монастыря застроили сараями. В войну в подвалах
под собором жили пленные, потом эти подвалы были
засыпаны и вход в них забетонирован. В советское
время здесь все перерыли: дети искали клады.
В конце шестидесятых в соборе они
раскопали убранство одного из архиепископов, но
чье именно, никто не знает. Была комиссия, но где
ее результаты, мы тоже не знаем. Сейчас в каком
точно месте были захоронения архиепископов,
никто не знает.
Преображенский собор
Потом братия показала мне
храм Двенадцати апостолов. Он очень низкий и
длинный. Один из послушников заканчивает
обустраивать притвор вместе с церковной лавкой.
Затем вместе с двоими послушниками я обследовал
огромное здание Преображенского собора. Его
толстые стены на всю высоту – с крыши до
основания – дали широкие трещины. Уникальный
исторический храм сейчас практически не
подлежит восстановлению. Безуспешно его
пытались отремонтировать еще в советское время.
Тогда, в 60-е годы, удалось восстановить
колокольню, а собор лишь законсервировать до
лучших времен.
Когда через большие железные боковые
двери, куда свободно можно въехать на грузовой
машине, мы вошли внутрь собора, у меня дух
перехватило от его огромных размеров. Внутри его,
пожалуй, уместится футбольное поле. До самого
купола на высоту не менее пятидесяти метров
установлены леса. Огромный алтарь сравним разве
что с алтарем Богоявленского патриаршего собора.
Вся земля на месте пола перекопана. На северной и
южной стенах, вдоль которых были захоронены
архиепископы, расположены высокие, в несколько
метров, ниши, в которых, очевидно, помещались их
изображения. В северо-западном углу, где
предположительно было одно из захоронений, в
земле мы нашли часть черепа. Что это за череп,
кому он принадлежит?
С левой стороны от алтаря в стене
собора находится потайная лестница, которая
ведет на крышу. Где-то на середине лестницы
находится небольшой храмик, в котором хранились
все самые главные святыни. В алтарной части, в
восточной стороне, – глубокие ниши. Какие
святыни здесь лежали и где сейчас они находятся
– тоже остается загадкой. С соборной крыши
открывается потрясающий вид на всю округу.
Господи, какая красота! Я осторожно ступаю по
ветхой деревянной крыше-времянке и фотографирую
открывшуюся панораму. Отсюда хорошо видно, что
Холмогоры находятся на острове. Пятиэтажные
жилые дома, словно муравьи, расползлись под
ногами в разные стороны. Даже матигорский
Воскресенский храм, который виднеется вдали за
полем, несмотря на то, что находится на горе,
кажется значительно ниже Преображенского
собора. И трехэтажный храм Святого Духа тоже
смотрится как игрушечный. А высокая водонапорная
башня, построенная на месте Успенского храма,
сверху напоминает небольшую красную свечу,
возжженную в память всех почивших и
расстрелянных. И только соборная колокольня
поднимается еще выше в голубое небо. Какая
высокая красота, какая силища! А ведь раньше на
соборе были пять огромных куполов. Зачем все это
было рушить?
Ночью я не мог уснуть, переживал
увиденное. Кельи в архиерейском доме просторные
и уютные. Поселили меня вместе с послушником
Владимиром. Он, как и я, бывший геолог, поэтому,
почувствовав друг в дружке родственную душу, мы
быстро нашли общий язык.
«Очарованный странник»
Владимир где только не
работал – исходил Сибирь, Дальний Восток, Алтай.
– Однажды в Сибири заблудился в тайге
в тридцатиградусный мороз, – стал рассказывать
он об удивительном случае, благодаря которому
Господь и привел его в монастырь. – Никаких
припасов у меня с собой не было, только ружье и
пять патронов. Одежды на мне тоже никакой, а ветер
сильный, пронизывает до костей. Плутал я, плутал
по лесу, стемнело уже. Весь закоченел, чувствую –
замерзаю. Вот тогда в первый раз в жизни я
по-настоящему взмолился: «Господи, ну, умру я, а
зачем? А если выживу, то Тебе послужу». И пообещал
Господу: «Как будет возможность, все брошу и уйду
в монастырь». И, понимаешь, там у нас, в лагере,
собака была старая. Она давно уже никуда не
выходила, не охотилась, так целыми днями сидела
дома. И вот Господь привел ту собаку в такую-то
непогоду посреди ночи ко мне. Чувствую, меня
кто-то за штанину хватает, оглядываюсь – Господи!
Откуда она взялась?! Собака меня и спасла,
притащила за собой в лагерь.
Но после этого случая я еще долго
проработал в геологии, только через шесть лет
пришел в монастырь. Уже когда на Новой Земле
штреки для испытаний в горах готовили, меня от
случайного взрыва засыпало землей, сильно
поломало всего, вот тогда я и вспомнил свое
обещание.
А до этого я выезжал в отпуск в
Архангельск. Думаю: надо где-то искать
священников, спросить, есть ли у нас здесь
монастыри. Это еще при прежнем владыке было.
Подхожу к кафедральному собору, служба уже
кончилась, а собор закрыт изнутри. Ну, думаю, хоть
в окно посмотреть. Был я совершенно трезвым.
Подхожу к окну, заглядываю и вижу: накрытые столы
после хорошей пьянки, ходят женщины, убирают.
Слышу звон посуды, бутылки там стоят. «Господи, –
испугался, – я от этого бегу, а тут то же самое!»
Потом только, в монастыре, до меня дошло, что это
бес мне все показал. А тогда-то я еще не знал, что
лукавый и не на такое способен, чтобы помешать
человеку прийти к Богу... Я еще ничего этого не
знал. А здесь выходит бабушка из собора: «Вам, –
говорит, – чего нужно, мужчина?» – «Да мне уже
ничего не нужно», – обиделся я, на самолет – и
обратно на Новую Землю. Вот как бес попутал.
Представь, я ведь отчетливо слышал, как там
разговаривали, как посуда звенела. Но это ж
физически невозможно – стены у храма толстенные,
с улицы ничего не слышно. Да и столы никто никогда
в храме не поставит. Наваждение какое-то...
Но вот Господь через аварию опять
напомнил о моем обещании. После сезона приезжаю
снова в Архангельск, иду в епархию. Мне сказали,
что есть такой Антониево-Сийский монастырь
недалеко от Архангельска. На автобус билетов я не
достал и 150 километров до монастыря шел пешком. За
одну ночь сто километров преодолел. Пришел в
монастырь, сразу же попал на настоятеля отца
Трифона. Поздоровался с ним за руку. О никаком
благословении я еще не ведал. «Здравствуйте!» –
«Здравствуйте». – «Кто у вас здесь старший?» –
«Если вы имеете в виду монастырь, то я». Так я
оказался в монастыре. А сейчас здесь о.Леонтию
помогаю. Работы для Господа везде много.
«Господь поднял»
А вот еще одна история
обращения к Богу. Ее рассказала мне
семидесятилетняя старушка-просфорница Анна
Семеновна Онегина:
А.С.Онегина
|
– Это дело было осенью, лет шесть
назад. Стали мы погреба топить. Я погреб свой
протопила, стала наверх вылезать, а у меня
лестница – раз, и напополам переломилась. Я стою
в погребе и не знаю, что делать: погреб-то
глубокий, из него без лестницы никак не вылезти. А
как раз напротив моего погреба церковь
матигорская в честь Воскресения Господня стоит.
Встала я напротив церкви и говорю: «Господи,
помоги Ты мне как-нибудь выбраться!» И вот, хоть
верьте, хоть нет, я не знаю как, но в тот же миг
очутилась наверху. Как будто меня кто-то поднял
на своих руках. Только и могла сказать: «Господи».
И вот у меня из головы никак не выходит, как я так
наверху оказалась. Посоветовалась с одной
женщиной в церкви. «Так и так, – говорю, – мне бы
надо, наверное, в церковь сходить, потому что это
меня Господь, видимо, поднял, надо мне Его
отблагодарить». – «Да, – отвечает, – надо».
Накупила я конфет, да еще кое-чего, принесла отцу
Александру. Он меня погладил по голове, когда все
узнал: «Наверное, ты в рубашке родилась». Потом
так и стала в церковь ходить, сперва в
матигорский храм, а как у нас открылся – с самого
начала здесь просфорницей.
Наказание за
непослушание
– В этом уже
храме со мной такой случай произошел, – дальше
рассказывает Анна Семеновна, – было как раз в
Крещение. Сходила я на исповедь, причастилась, а
о.Леонтий мне еще говорит: «В праздник ничего не
делай, сиди дома и отдыхай». – «Ладно», – отвечаю.
Пришла домой, пообедала, посидела, отдохнула. Ну
да чего же, думаю, буду сидеть дома. У меня еще
лист капустный не убран, пойду соберу, что смогу.
Ну и пошла. Бегу с саночками, добегаю до угла дома,
поскользнулась и хлопнулась на локоть. Тут
прибежала медсестра: «Ой, Анна Семеновна, ты ведь
руку сломала!» До дочки дошла, зять до больницы
довез. Хирург гипс наложил, наутро вся рука у меня
опухла, посинела. Хирург мне говорит: «Слушай,
тебе надо в город, слом у тебя такой некрасивый,
зигзагообразный». Зять меня привез в
Архангельск, и меня сразу же в операционную
повезли, врач обо мне их уже предупредил. Я только
все говорю: «Господи, за что Ты меня так наказал?»
Два часа делали операцию, а потом в палате
повесили на растяжки, и еще 35 дней я на растяжках
вылежала. После этого сломанная рука у меня
короче стала, но, правда, сестры, врачи все за мной
постоянно бегали, ухаживали. Потом-то я уж поняла,
что Господь меня за непослушание наказал. Как
о.Леонтий сказал ничего не делать, так и надо было
дома сидеть.
На 34-й день, как я лежала на растяжках,
мне приснилась Божия Матерь Скоропослушница. Я
все Ей одной молилась, Ей только верила, просила,
чтобы быстрей поправиться и уехать домой. Ночью
нету сна-то, так и не знаешь, то ли это сон был, то
ли на самом деле Она приходила. Она вся как живая
была, с венчиком на голове, сияет небесным светом,
а я на Нее смотрю, все стараюсь Ее запомнить.
Одеяние у Нее такое светло-голубое. «Завтра, –
говорит, – вам будет легче, гипс снимут». В
воскресенье Она ко мне приходила, а в понедельник
с меня гипс сняли, и я домой уехала.
* * *
Вот такие необыкновенные истории
рассказали мне в Холмогорах.
На следующий день я гулял по
набережной, где триста лет назад причаливали
струги Петра Великого. Царя встречали салютом из
крепостных пушек. Холмогорская эта крепость в
прошлом выдержала осаду польско-литовских
захватчиков, которые так и не отважились на ее
штурм. Крепость имела внушительный вид и по своим
размерам была самой большой в то время в
укрепляющемся российском государстве. К
нынешнему дню от нее ничего не осталось. Но
церкви, хоть и побитые временем, остались стоять
– огражденные другой, невидимой, крепостью. Бог
не оставил этот уголок нашей святой северной
земли.
Е.СУВОРОВ
(фото автора и из архива)
eskom@vera.komi.ru
|