Мне не раз приходилось бывать на разных конференциях, и редко когда я чувствовал связь этих официальных форумов с непосредственной жизнью. Обычно на них больше теории, а не практики, что и естественно. Но на этот раз все получилось иначе.Начать с того, что лично для меня VI Свято-Трифоновские чтения начались еще с поселения в городскую гостиницу «Колос». Попал я в номер, где уже жил какой-то шофер, приехавший по делам из села Кильмезь. Слово за слово, поинтересовался я, как живут в его селе.
– Сам-то я родом из Яшкино, это в 15 километрах от Кильмези, – сообщил он. – А живут у нас так: кто уехал, кто спился. Молодежь наркотиками балуется. В нашем Яшкино работать уже некому, нетрудоспособны.
– Неужели и до вас наркотики дошли? – удивился я. – Ведь у вас вроде бы самый отдаленный район в Кировской области, глушь.
– Наркотики у нас давно уже потребляют – с тех пор, как стройбат у нас разместили. Там в основном были не русские, а южные ребята, но наши бабушки все равно их жалели: «Ах, солдатики...» А эти солдатики марихуану стали продавать. А сейчас их бизнес перехватили профессионалы – они из Азербайджана приезжают. Эти уже кое-что покрепче марихуаны привозят.
В общем, нерадостную картину обрисовал Александр Чекмарев (так его зовут), быстрыми темпами вымирает деревня. Сам он не пьет и не курит, человек на редкость положительный. Да другого бы и не взяли начальника возить. А именно местного начальника он и привез в Киров.
– Как тебя эта лихоманка, водка да наркотики, стороной обошла? – спрашиваю.
– А у нас в роду пьющих не было, – отвечает. И тут выясняется, что в роду его был священник, принявший смерть за Христа:
– По рассказам матери, священник Евстигней Поляков, мой дед, в деревне Бураши служил, это в 22 километрах от Кильмези. Он коренной, кильмезский, наши предки давно там живут. Его несколько раз арестовывали, требовали отречься от веры, но он не отрекался. Подержав какое-то время в тюрьме, отпускали. А в 41-м, когда он под Ижевском жил, забрали окончательно. Только недавно из ФСБ дали справку, что его в тот же год расстреляли. Ох, и набедовались мои мамка и дядька: их из школы, что была в Пореке, выгоняли как врагов народа и дом со всем содержимым отобрали – жить было негде...
– Ваш дедушка – мученик за Христа. Его канонизировать надо, – говорю Александру. Тот пожимает плечами: я в этом не разбираюсь...
Эта случайная встреча и разговор с вятским мужиком удивительно совпали с лейтмотивом Свято-Трифоновских чтений. На них главенствовали две темы: борьба с главной национальной бедой – пьянством и наркоманией, а также тема изучения жизни вятских праведников и их канонизации.
* * *
Первое заседание Чтений проходило в актовом зале областного правительства. И первым слово взял глава правительства, губернатор Сергеенков. И как-то сразу он объединил две эти темы.
«Для всего нашего народа нужны образчики высокой нравственности, – сказал он. – Совсем недавно, 1 октября, была освящена часовня вмч. Георгия Победоносца на Филейском кладбище, где похоронены несколько почитаемых в народе праведников. В том числе иеромонах Стефан (Куртеев), духовный писатель и просветитель, основатель Александро-Невского монастыря, духовный наставник преп. Матфея Яранского. И вот совсем недавно из Москвы пришло сообщение о том, что совершена канонизация о.Стефана в лике местночтимых святых. Отец Стефан занимался активной духовной публицистической деятельностью, его книги пользовались в конце XIX – начале XX веков высокой популярностью не только в наших краях, но и во всей православной России. Причем первая из выпущенных его книг была посвящена как раз борьбе с пьянством в деревнях. То, о чем он писал, очень актуально сейчас. Только что мы провели большое областное совещание, посвященное как раз этим вопросам».
Надо заметить, это совещание, состоявшееся 18 октября, было весьма представительно. В нем участвовали все главы районных администраций и руководители-силовики – своего рода «совет безопасности» области, и на нем была поставлена задача остановить вымирание населения. Были намечены и пути борьбы с распространением алкоголизма и наркомании. Особая роль была отведена Церкви, без которой невозможна полноценная борьба с этим пороком.
Затем выступил владыка Хрисанф. Он кратко обрисовал историю церковно-государственных отношений, отметив, что только сейчас началась налаживаться настоящая симфония властей, утраченная 300 лет назад после реформ Петра I. Но все же на пути этого строятся препятствия. Еще действуют определенные стереотипы сознания. Как ни странно, появление священников в так называемых горячих точках многие чиновники трактуют как вмешательство Церкви в политику государства. А появление священника в стенах школ – это для них посягательство на светский характер государственного обучения. «Но что такое светский? – спросил у зала владыка Хрисанф. – Этого слова не надо бояться. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 4 июня 1999 года рекомендует руководителям общеобразовательных учебных заведений оказывать содействие в организации духовно-нравственного воспитания и обучения детей основам вероучения. Этот же документ четко разъясняет, что такое «светский характер обучения». Светский – это ни в коем случае не атеистический, а просто «гражданский». Вот из этого и надо исходить».
Выступление доктора медицинских наук иеромонаха Анатолия (Берестова) предварил диалог, ставший, можно сказать, историческим для области.
Губернатор Сергеенков: «Отец Анатолий, низкий поклон вам за работу вашего реабилитационного центра, излечившего сотни молодых людей от алкоголизма и наркомании. Мы знаем, что на базе ваших методик в ряде областей созданы такие же реабилитационные центры, и они также эффективно работают. Все мы уже убедились: без помощи Церкви с этим злом не справиться. И на областном совещании у нас прозвучала мысль обратиться к вам с просьбой открыть филиалы вашего центра в Кирове и других больших городах нашего края».
Отец Анатолий: «Хорошо, этот вопрос надо обдумать».
Выступивший затем о.Анатолий привел страшную статистику уничтожения русских людей посредством наркотиков. Священник привел факты, свидетельствующие о том, что распространение наркомании в России не просто чей-то бизнес, а целенаправленная политика тех, кто заинтересован в сокращении населения России. Отмечены факты, что первое время наркодельцы продают наркоманам героин, разведенный другими компонентами. Через определенное время «разведенку» они заменяют чистым героином – и наркоман умирает, приняв ту же дозу, но уже чистого яда. На этом наркодельцы теряют большие деньги, поскольку чистый героин стоит неизмеримо дороже. Возникает вопрос: зачем они это делают, кто им покрывает издержки? (Подробнее о борьбе с наркоманией о.Анатолий рассказывал нашим читателям в интервью «Духовная агрессия», № 394)
После пленарного заседания губернатор пригласил о.Анатолия к себе в кабинет, и они долго обговаривали детали открытия в области филиалов реабилитационного центра.
* * *
В следующие дни чтения были насыщены разными событиями. На молодежной секции был запоминающийся вечер духовной поэзии с участием священников Леонида Софронова и Андрея Кононова. В рамках секции педагогики в местной филармонии состоялся спектакль православного молодежного театра «Я жертвы великие назову». Секция православной журналистики собрала десятка три молодых людей. Выступая перед ними, я заметил, что эта тема их интересует, и, возможно, на вятской земле появятся прекрасные православные публицисты.
Разные темы поднимались в эти дни. Но опять же две из них – борьба с наркозависимостью и вятские святые – доминировали. На медицинскую секцию пришло столько народа, что все едва поместились в зале. Причем участники его были далеко не случайными людьми – в основном это руководители лечебных учреждений и практикующие врачи. Отец Анатолий (Берестов) объявил, что вопрос с открытием реабилитационных центров в Кировской области в целом решен. Осталось только получить благословение правящего архиерея. Создаваться они будут по типу тех, которые действуют в Иркутске и Новокузнецке. Финансирование будет идти из государственного бюджета. Возможно, этому центру будет помогать и общество православных врачей, созданное в Кирове нынешним летом.
В рамках Чтений проводилась конференция «Обретение святых». Тринадцать докладчиков рассказали о новых сведениях, касающихся канонизированных и еще непрославленных праведников Вятской земли. Отмечено, что близость знаменательных дат – 390 лет памяти преп. Трифона Вятского и 375-летие памяти преп. Прокопия Вятского – дает хороший повод провести в следующем году еще большую, возможно, межрегиональную, конференцию с тем же названием.