МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ


СОЛНЦЕ НАД МОНАСТЫРЕМ

 

Как пять веков назад

Усть-Вымь. Древний Михайло-Архангельский монастырь, часовня, где под спудом хранятся мощи великопермских святителей Герасима, Питирима и Ионы. Православные приезжают сюда напитаться святостью, приложиться к мощам святителей, помолиться в спокойной тишине усть-вымских храмов. Вот и я стою в храме Стефана Пермского на службе, которую неспешно ведет молодой иеромонах Стефан (Ульянов). Рядом со мной молятся три монашки, да еще человек пять мирян – вот и весь приход. Тихо и умиротворенно, каждое слово батюшки ложится на сердце, врачуя душу. Такое небольшое количество прихожан здесь всегда в будние дни. Но когда паломники приезжают автобусами и бывают праздники, монастырь оживает – становится шумно и хлопотливо. Может быть, чтобы оградиться от лишней суеты, территорию монастыря теперь обнесли крепостной стеной с башнями по краям, как это было пять веков назад.

ust_vm1.jpg (8608 bytes)За последнее время монастырь заметно обстроился. 8 сентября этого года здесь был освящен храм во имя Иверской иконы Божией Матери, хотя престольный праздник будет отмечаться только 26 октября.

– С чем связана была такая поспешность? – поинтересовался я у настоятеля обители о.Симеона (Кобылинского). Наша беседа состоялась ранним утром в монастырской библиотеке, перед его отъездом по делам в Сыктывкар.

– Раньше освятили, чтобы побольше послужить, чтобы к празднику уже все было готово.

– А почему освятили в честь Иверской?

– Тут вот какая история. Мы, монахи, раньше в Усть-Выми жили в отдельном доме (сейчас в нем женский скит). И история началась с того, что на чердаке этого дома мы нашли старинную икону Иверской Божией Матери. Она была в окладе, обгоревшая со всех сторон, – видимо, пострадала в пожаре. Спустя некоторое время нам из Ухты, где было подворье нашего монастыря, прислали икону – это оказался тоже образ Иверской Божией Матери. И в келье у схимонахини Рафаилы во время чтения акафиста эта икона Иверской Божией Матери замироточила. Было это где-то четыре года назад. Так, увидев покровительство Божией Матери в Ее Иверской иконе, мы решили построить в честь Нее храм. И Господь устроил, что перед самым освящением храма мы с о.Стефаном попали на Афон. Там, на Афоне, приобрели икону Иверской Божией Матери и приложили ее к чудотворной Иверской иконе. Господь как будто специально нас в Иверский монастырь привел. А ведь мы находились на Афоне всего два дня. Теперь эта освященная икона у нас аналойная. А та, которую мы нашли на чердаке, сейчас у меня в келье.

Хранительница

О подробностях этого необычного путешествия на Афон мне рассказал о.Стефан.

«Вы ведь знаете, что Иверская икона – это общеправославная святыня, – говорит он. – Она является хранительницей Святой горы. Весь Афон знает, что будет, если она исчезнет с Афона, и весь мир знает. Пророчества говорят: когда она уйдет с Афона, на землю придет Господь судить мир. Знали это и мы, когда прибыли в Пантелеймонов монастырь, и потому решили сходить к Иверской иконе. С нами еще был такой горячий человек, который говорил: «Попасть на Афон и не сходить в Иверский монастырь – это просто не побывать на Афоне». Так всю дорогу он зажигал меня, а я – настоятеля нашего о.Симеона.

Как только мы оказались в Пантелеймоновом монастыре на Афоне, стали спрашивать о том, как нам попасть в Иверский. Через полтора часа из Пантелеймонова монастыря шел паром в Дафнию – оттуда уже следовало добираться до Иверского монастыря.

Чтобы попасть в Иверский монастырь, надо перейти через горный хребет. Поэтому, добравшись до столицы Афона – Кареи, до Иверона топали пешком по горным тропам.

Иверская икона – она же «Вратарница». Когда она приплыла в монастырь по морю, ее поставили в алтаре соборного храма, но на другой день икону нашли над монастырскими вратами. Так было несколько раз, пока монахи не убедились, что в этом есть особый промысл Божий, и оставили ее над монастырскими вратами, охранять обитель. Сейчас у входа в монастырь специально для нее построена часовня, к иконе приставлен монах.

Придя, мы сразу же приложились к иконе. Я прежде слышал, что Богородица на Иверской иконе имеет суровый вид, и боялся прикладываться. Но Она почему-то ласково посмотрела на меня, радостная такая была. Я увидел на Ее лице запеченную кровь – вспомнил, как варвар ударил Ее мечом, и эта кровь выступила и застыла. Дай, думаю, рассмотрю эту кровь поближе, как Ее этот варвар ударил. И тут же образ изменился, Богородица взглянула на меня строго. Ну, думаю, наверное, мысли у меня неправильные. Поклонились мы Богородице, приложили все иконы и все, что у нас было, к иконе и отправились обратно.

А тяжело идти-то, устали. В три часа дня вышли с Иверона и пошли в горы пешком. Этот мирянин, который так горел желанием побывать у Иверской, уже сник, стал говорить: «Кушать хочу. Давайте покушаем». – «Что ж, давайте покушаем», – согласились мы с о.Симеоном. Другие же, шедшие с нами, говорят: «Если остановимся, то больше не встанем. Пойдемте дальше». И пошли. Я думаю: «Может, у нашего спутника сахарный диабет, не покушает – и плохо с ним станет». Говорю: «Самое главное в монашестве – послушание. Просит человек покушать – значит, надо остановиться и покушать. А священников надо слушаться». Но спутники слушать нас не пожелали, ушли. Мы отстали втроем: взяли по огурчику, стали кушать на ходу. Вдруг нас догоняет микроавтобус, водитель останавливается и везет нас в Карею. Мы проезжаем мимо наших паломников, я водителю кричу: «Плиз, плиз – остановись, пожалуйста». А он около них, наоборот, газу прибавил, фыркнул и мимо пролетел. А им еще топать далеко-далеко.

В Карее, в старинном храме Х века, сподобились мы приложиться к иконе Божией Матери «Достойно есть». Она находится в алтаре, на горнем месте. А с нами тот самый немощный мирянин, который кушать-то хотел. «Что, его-то можно в алтарь?» – спрашиваю у иеромонаха (он был наш, русский), который нас сопровождал. «Можно, можно», – говорит. Мы втроем поклонились этой иконе, а потом он нам все об истории ее рассказал, все показал. Так все чудесно получилось.ust_vm2.jpg (5813 bytes)

После этой экскурсии мы уже успели отдохнуть, когда явились наши уставшие паломники. А в храме уже служба началась, так что они ничего не смогли увидеть. Да и нам надо было спешить. Так Господь вознаграждает за смирение и наказывает за непослушание».

После этого рассказа о.Симеон провел меня по монастырской территории. Обитель внутри ограды разделена на три части. Посередине – братский корпус с монахами. Сейчас в монастыре восемь человек братии и два послушника. Справа – храмовая часть. В деревянной Иверской церкви я смог приложиться к Иверской иконе, привезенной с Афона. Службы в этом храме совершаются раз в неделю. Рядом с Иверским храмом в монастырской ограде стоит часовня Николая Чудотворца. В ней только что завершен внутренний ремонт. Еще одна большая Иверская икона находится на территории обители под навесом-часовней над монастырским колодцем (на снимке). Слева – хозяйственная часть, где живут послушники и трудники.

– Михайло-Архангельская церковь, по которой назван наш монастырь, у нас летняя, – рассказывает отец Симеон. – 21 ноября, на Архистратига Михаила, там состоится последняя служба, и храм этот мы замораживаем на зиму.

Продолжаем наше путешествие по монастырю.

– Над братским корпусом у нас уже год как освящен домовой храм Серафима Саровского. Тоже с ним интересная история была. Из Дивеево приехала к нам странница Любушка. И когда она была у нас в храме, замироточила новая икона Серафима Саровского, прямо под стеклом. Странница подарила нам частичку мантии преподобного. После этого мы решили назвать этот храм в честь Серафима Саровского.

kadilo.jpg (14322 bytes)Жертвенная любовь старца Феогноста

После окончания службы в храме Стефана Пермского все мы отправились в часовню святителей и на коленях пропели им величания. Когда я прикладывался к надгробию, то поблагодарил святителей за успешную поездку. В Усть-Вымь я заехал, возвращаясь из Воркуты. А перед командировкой туда я просил усть-вымских святителей помочь мне в путешествии.

Именно здесь, на Стефановом холме рядом с храмом Стефана Пермского и часовней святителей, некоторое время спасался в часовенке старец Феогност. В дни, когда в Воркуте проходил молодежный православный съезд, в Усть-Вымском монастыре отмечали полгода со дня кончины батюшки. Отец Симеон вместе с о.Стефаном ездили в Яренск и служили панихиду на его могилке (на снимке слева). Сейчас духовными чадами старца там ведется подготовка к строительству часовни над его могилкой.

Большинство духовных чад о.Феогноста живет как раз в Воркуте. С некоторыми мне довелось встретиться в этой поездке. От них я услышал много нового о старце и о той помощи, которая происходит по его молитвам после его кончины.

Мы сидим с о.Стефаном в часовне старца Феогноста и вспоминаем батюшку. Ко всем людям старец относился с братской любовью и независимо от их возраста называл всех «братец» или «сестрица». Такие же братские отношения были у него и со всеми монахами.

«Вообще батюшка очень радовался, когда к нему в гости кто-то приезжал, – вспоминает о.Стефан, – а особенно радовался, когда братия приезжала. У нас с о.Феогностом были такие теплые отношения. Конечно, он был выше меня духовно, это безусловно. У него такой большой жизненный опыт, а я – просто слабый щенок по сравнению с ним.

Бывало, он мне говорил такие вещи, которые я даже и не понимал. Когда его привезли из Печоры больного, с парализованными ногами, я подумал про себя, что вот, согрешил батюшка. Первый раз к нему пришел, ничего не сказал, а во второй раз говорю: «Это, отче, грехи тебя сковали». – «Какие грехи?» – не понял он. Сидел, думал, думал, потом говорит: «Точно, это грехи. Люди ко мне приходили, исповедовались, а я на себя людские грехи брал, вот они меня и сковали». Тогда не только я, многие батюшки не понимали этого. Некоторые священники говорили: «Как ты можешь на себя грехи брать, ведь Господь на себя все грехи взял!» А он все равно грехи людей на себя брал и болел из-за них сильно.

Но в том-то и дело, что исповедь у старца была необыкновенной, она полностью преображала человека. Он умел вызвать в очерствевшей душе такую силу раскаяния, что человек напрочь отказывался от своих грехов. Застарелые, самые мерзкие грехи, которые срастались с человеческим естеством, он вскрывал, как больной нарыв.

Я рассказал о.Стефану, что старца паралич разбил в Печоре после исповеди одного человека, чьи грехи оказались столь велики перед Богом, что на о.Феогноста, по его собственным словам, будто бы обрушился потолок и придавил всей своей тяжестью. Вынести этот груз ему было не под силу, и ноги у батюшки отнялись, хотя раньше он постоянно принимал исповедь у самых отъявленных злодеев.

Ветер от святых мощей

Отец Стефан, с которым я беседую, в недавнем прошлом руководил подворьем Усть-Вымского монастыря в Ухте. Там, на ухтинском подворье, случилось чудотворение – мироточили святые мощи из креста-мощевика, обретенного в Вотче. Прошу рассказать батюшку об этом поподробнее.

– Отец Симеон благословил эти святые мощи на поклонение в Ухту. Еду я с ними в Ухту, держу в руках и молюсь: «Святые чудотворцы, помогите во всех делах людям, исцелите». Приезжаю в Ухту в храм Николая Чудотворца, смотрю: стеклышко в ковчежце с мощами как будто запотело. Открываю, чтоб его протереть, а они все маслом залиты. Думаю: что это, небрежение, что ли, какое? кто это масло-то пролил? вроде, всегда на престоле стояли. Взял, насухо протер все, людей этим маслицем помазал, закрыл опять стеклышком, начал служить. Они стоят на престоле, и от них ветер веет такой благоухающий, прямо чувствую это. У меня страх появился. «Что такое? – думаю, – такого чуда я никогда не видывал».

Служба продолжается, и после чтения Евангелия смотрю: прямо из дерева, в которое мощи были помещены, капельки выделяются. Я после службы говорю людям: «Слушайте, чудеса какие! Ветер от святых мощей дует, миро выделяется, давайте я вас всех помажу». На ночь опять насухо все вытер, положил в сейф, утром достаю из сейфа, вижу – под стеклом опять капельки маслица образовались, и даже стекло изнутри было покрыто маслом. Мы потом эти мощи вынесли в храм для поклонения, люди чувствовали от них благоухание. Даже одна раковая больная исцелилась от этих мощей. Она уже и гроб заказала, и дети ее уже смирились с тем, что она скоро умрет, а она от святых мощей полностью исцелилась.

– Частицы мощей каких святых там были?

– Там великие святые, двадцать имен. Среди них первый епископ Иаков, брат Господень, Мария Магдалина, архидьякон Стефан, Пимен Великий, святитель Московский Алексий, Алексий, человек Божий. Сейчас ковчег с мощами у нас в храме на престоле. Как приехал в Ухту, они сразу начали мироточить. Наверное, с неделю мироточили, потом перестали. Через месяц опять повторилось. Не так сильно уже, но маслице выделялось. И больше мироточения не было, а благоухание от них всегда происходит, только откроешь крышечку...»

Вот какую удивительную историю рассказал мне о. Стефан. Хочу заметить, что эти святые мощи после обретения креста-мощевика были разделены архиереем на пять частей, по количеству монастырей в Сыктывкарской епархии, но я не слышал, чтобы в других обителях от мощей происходили какие-то чудеса. Конечно, не без молитв о.Стефана, назначенного в ухтинский скит Усть-Вымского монастыря, мощи стали мироточить и исцелять людей. Знаю, что о.Стефан, несмотря на свою молодость, снискал в Ухте большую любовь, и когда его перевели в Жешарт, некоторые из его прихожан переехали сюда вслед за ним из Ухты. Потом из Жешарта о.Стефана перевели за несколько десятков километров – в Усть-Вымский монастырь, и сюда к нему постоянно едут его бывшие прихожане. Когда я был в монастыре, здесь трудились несколько ухтинок, которые проживают сейчас при монастыре, спасаясь молитвами и наставлениями о.Стефана.

Глядя в сторону соседнего «насыпного» холма, где покоятся мощи усть-вымских святителей, о.Стефан сказал задумчиво:

– В газете «Вера» вы писали об о.Николае Кириллове, последнем усть-вымском священнике. Но на этом холме, где у нас монастырь сейчас, служил еще о.Павел Малиновский. Их с о.Николаем забрали и расстреляли в одно время. У него была большая семья, много детей. К нам в монастырь приезжали его родственники из Сыктывкара. Один из сыновей в школе преподает историю. Вот он мне рассказал один интересный случай.

Случай этот произошел с одной из дочерей о.Павла. Все его дети разъехались отсюда, и она поселилась где-то под Печорой. Там, чтобы добраться до своего дома, ей нужно было переправляться на пароме. И вот они плывут на пароме, народу вокруг много, вдруг один мужчина узнал ее и заорал: «Это дочь попа, вот она, контра!» – и давай ее крыть матом на чем свет стоит. Она испугалась, съежилась, люди все к ней повернулись. Паром уже подходил к берегу, когда внезапно этот сквернослов провалился между пристанью и паромом в воду. Спустя мгновения паром причалил к берегу – у выпавшего за борт не оставалось никаких шансов. Все стоят, рты раскрыли. Так Господь наказал богохульника...

Отец Павел был человеком святой жизни. Здесь одна бабушка помнит его хорошо, рассказывает: «Такой добрый был отец Павел». Он говорил своим детям: «Сейчас нас гонят, а Церковь все равно не истребят. У нас здесь все равно все возродится».

Перед прощанием о.Стефан сделал любопытное наблюдение, связанное с Усть-Вымом. «Очень часто так бывает, что вокруг непогода и дождь идет, – сказал он, – а над монастырем светит солнце».

Уезжая из обители, я смог воочию убедиться в справедливости слов батюшки. День был непогожий. Вся округа была занавешена плотной стеной холодного дождя, а возле железной дороги, которая проходит на краю села, я спокойно дождался поезда, посуху сел и поехал в Сыктывкар. Уже на мосту через р.Вымь поезд попал в дождь: вода заливала окна вагонов, но все же было видно, как над усть-вымскими холмами, над монастырскими храмами сияет солнце.

Е.СУВОРОВ
Фото автора.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru