СТЕЗЯ

«КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ БЫТЬ?»

rafail.jpg (6326 bytes)
о.Рафаил

Удивительно разнообразны пути молодых людей к Богу в наше время. Следующие две публикации как раз об этом – о первых шагах в Церкви, неожиданных трудностях и радостном опыте постижения Божьего Промысла...

До сих пор в Воркуте не построено своего храма. Церкви перелицовывались из зданий и помещений, выделенных городскими властями. Но для того, чтобы прочно встать на ноги, добиться уважения людей, – этого, конечно, недостаточно.

Еще до образования Сыктывкарской епархии закладной камень будущего храма и крест на этом месте освятил епископ Архангельский Пантелеимон, о чем мы в свое время писали в газете. Затем епископ Питирим освятил новый крест и новый закладной камень под кафедральный собор.

Но строительство так и не было начато. Сейчас оно поручено настоятелю Св.-Иверского храма о.Рафаилу (Беловолову). За три года служения в Воркуте они с братом, иеромонахом о.Николаем, смогли много сделать. Сейчас о.Николаю и о.Рафаилу помогает и их младший брат Павел. Втроем они, думается, немало смогут совершить.

* * *

– Как вы пришли к вере? – спрашиваю о.Николая.

– Жили мы в Усинске. Крестились в 91-м году 13 июля, я тогда в одиннадцатый класс перешел, а о.Рафаил – на полтора года меня моложе.

К вере мы пришли года за два до крещения, когда стали читать Евангелие и молиться. Произошло это благодаря журналу «Литературная учеба», который начал печатать Евангелие и жития святых, а наши родители этот журнал выписывали.

Меня вначале привлекли цветные картинки. Смотрю: вот апостол на троне, рядом ангел и кто-то из животных. Так красиво оформлено. Дай, думаю, почитаю.

Вот некоторые рассказывают, что, когда в первый раз читали Евангелие, у них возникало недоверие. А когда я читал, у меня даже и тени сомнения не было ни в чем. Я сразу поверил и в Христа, и в чудеса. В следующем номере было опубликовано второе Евангелие, потом третье, четвертое, житие Серафима Саровского и много такого, что производило громадное впечатление.

Церкви в Усинске в то время еще не было. Меня после школы в армию забрали, а брат Олег (о.Рафаил) решил поступать в семинарию. Он узнал, что при поступлении нужно иметь рекомендацию от какого-нибудь духовного лица. Задумался, у кого бы ее взять. И решил полететь в Сыктывкар к о.Иоанну Лапко.

Приехал в аэропорт – билетов нет. Расстроился, возвращается домой, берет газету «Усинская новь», а там объявление: «Завтра в Усинск из Печоры приезжает иеромонах Питирим для совершения треб и обрядов. Встреча состоится в Доме культуры...»

Вот Божий знак! Пошел на встречу, подошел к о.Питириму. Начал его расспрашивать, как да что, а тот говорит: «Ты приезжай ко мне в Печору. Посмотрю, давать ли рекомендацию». После этого Олег стал ездить в Печору на каждую службу. В субботу рано утром отправлялся на поезде, а в воскресенье приезжал обратно домой.

Отец Питирим его на клирос поставил, потом в алтарь взял, и потихоньку брат начал осваиваться. Я тогда был в армии, мы переписывались. После школы он поехал поступать в Московскую семинарию, но не поступил. Ему там сказали: «Ну какой смысл тебя сейчас брать? Ты полгода проучишься, а потом тебя в армию заберут. Сходи вначале в армию, а потом придешь к нам».

Надо сказать, что и о.Питирим, благословляя Олега ехать, сразу предупредил, что ему не поступить. Однако напутствовал: «Ты попадаешь на праздник преподобного Сергия, и вот что сделай – возьми благословение у Патриарха». Брату после этого приснился сон. «Я, – рассказывал он, – вижу себя в Лавре, там народу видимо-невидимо, и я беру благословение у Патриарха». Этот сон потом сбылся. Когда Олег приехал в Лавру, там был престольный праздник, много народу, не протолкнуться, но так получилось, что его людское море вынесло прямо к Святейшему, и он действительно получил благословение.

* * *

Во время службы в армии брат переписывался с о.Питиримом. Когда Олег вернулся, о.Питирим стал настоятелем Ульяновского монастыря и пригласил брата пройти учебу в монастыре и рукополагаться. Спросил:

– Кем ты хочешь быть: монахом или женатым священником?

– Монахом.

– Хорошо, – сказал отец Питирим, – езжай к родителям: если они тебя благословят, я постригу тебя в монахи.

Но отец, когда услышал о монашестве, накричал на Олега:

– Да ты слабак, я вот вас троих поднял. Давай женись, и все, никаких разговоров.

Брат приехал к о.Питириму: так и так, отец заставляет жениться. «Ну хорошо, тогда, – говорит настоятель, – женись. Тебе месяц на это хватит?»

А у Олега ни планов таких не было, ни невесты. Он объяснил ситуацию.

– Ну хорошо, – сказал о.Питирим, – тогда через два месяца я тебя жду с женой.

Согласитесь, задача очень сложная. Домой брат приехал изрядно озабоченный. До армии он встречался в Усинске с одной девушкой, но она его не дождалась, замуж вышла. И в армии встречался еще с одной. Звонит ей в Астрахань и предлагает выйти за него замуж. Говорит, что так вот мол, и так, «я собираюсь стать священником, согласна ли ты стать моей женой?» Она ответила: «Согласна».

Собрались мы и поехали всей семьей в Астрахань. А там такая семейка: отец – пьяница, дома – бардак. Ну, в общем, сыграли свадьбу, Олег привез жену в Коми, потом поехал учиться в Ульяновский монастырь. Владыка потребовал, чтобы он наизусть выучил всенощное бдение, чтоб знал, как службу вести, после этого рукоположил его и назначил на приход в Жешарт.

Там Олегу очень трудно было одному, и он меня стал звать на помощь. А я так просто не хотел ехать, думал: заработаю на машину, приеду к брату на ней.

И тут со мной начали происходить несчастья. Один друг сгорел в квартире. Другого милиция ни за что избила: челюсть ему сломали, и он в реанимацию попал. У третьего квартиру обокрали, выломали дверь. Как-то я шел домой, и прямо у меня на глазах собаки разорвали кошку.

Сгустилось все вокруг, словно беда какая-то надвигалась, со всех сторон обкладывала.

А брат в каждом письме зовет, по телефону звонит: «Приезжай, мне нужен помощник». И вот я захожу к другу Вите, мы вместе с ним в церковь ходили, сейчас это о.Михаил (Тихонов) – усинский священник. И он говорит: «Слушай, давай съездим в Айкино, тем более у тебя там брат рядом служит, у него погостишь. Там место святое, в монастыре поживем».

Ну надо же, думаю, так все складывается. Поехал к Олегу в гости. И вот в течение десяти дней у меня все определилось. Съездили в Ульяново, там тогда проходил первый епархиальный съезд. Брат меня представил владыке Питириму: «Вот, владыка, мой старший брат, благословите его помогать мне».

Владыка благословил меня полгода у Олега пожить. Я спрашиваю владыку: «Так что мне теперь, выписываться из Усинска?» – «Да, выписывайся, – сказал владыка, и переезжай в Жешарт».

Я так и сделал.

А жена о.Олега оказалась ветреной. Ну, ей ведь только семнадцать лет было. Хотелось и погулять, и потанцевать, на дискотеки походить, и с девчонками с мальчишками в беседке покурить, пивка попить. А поселок-то не больно большой, каждый на виду. К брату постоянно подходили, рассказывали – там-то ваша матушка то-то сделала, да здесь ее видели в таком-то виде.

А Олег никому не верил. Я пытался с его матушкой поговорить, но она ничего не слушала. Несколько раз убегала из дома, так что пришлось ее в конце концов отправить в Астрахань, обратно к родителям.

После этого Олег принял постриг. Ну, и моя судьба за эти полгода определилась, я тоже стал монахом.

Чего только мы не наслушались там от местной молодежи, как только нас не обзывали! Сейчас, когда встречаемся с другими батюшками, рассказываем им, оказывается, что ни у кого такого безобразия не было, как у нас. Бывало, идем по поселку в рясах – со всех сторон свист, крики: «Попка-дурак», и всякое такое, мат-перемат. А нам приходилось воспитывать эту молодежь.

Всякие случаи были. Вот один. Идем втроем в гражданской одежде: я, о.Олег и Паша. У нас большие зонты, дождик моросит, то ли осень, то ли весна, не помню уже, на улице слякоть, грязь непролазная. Заходим во двор около церкви, вдруг слышим с лавочки – там человек 10-12 пацанов сидят – крик: «Вот попы, барахло!» И начались всякие оскорбления. Я говорю своим:

– Ну что, подойдем, или не стоит?

– Да нет, пойдем дальше, – отвечают.

Но как-то так получилось, что развернулись, подошли. Я говорю: «Здесь кто-то что-то кричал?» А один с такой ухмылкой: «Да они уже ушли». «А может, это ты кричал?» – беру зонтик и размахиваюсь, чтобы попугать. У меня даже в мыслях не было его ударить. А тут они раз – и все врассыпную.

Я говорю: «Ай-яй-яй! Какие трусы! Испугались. Нас же всего трое, а вас тут такая толпа. А в спину кричать священникам непристойности у вас смелости хватает. А в глаза признаться: «Да, это я сказал» – трусите».

Потом так вот поговорили с ними, повразумляли, они после этого прощения просили. И так приходилось иногда поучать молодежь.

А уже после того, как нас в Воркуту перевели, мы приезжали в Жешарт – совсем другое отношение: каждый встречный с нами здоровается, из каждой машины приветствуют, то есть видно, что какие-то перемены произошли.

* * *

Когда в Жешарте начинали, я говорю брату: «Давай будем ходить по организациям, просить помощи!» – «Да кто нам поможет?» Я говорю: «Если бы ко мне священник обратился с просьбой помочь церкви, я бы в лепешку разбился, но помог, и еще бы кучу друзей своих позвал. И ты бы помог. А ты думаешь – мы одни такие?»

Стали мы ходить, просить всех, и действительно, нам стали помогать. Тем, кто сомневался, говорили: «Мы люди приезжие, приехали к вам из Усинска и делаем церковь для вас, ваших детей, внуков. Не себе особняк строим, а вам – храм Божий».

И как-то это влияло на начальников, соглашались помочь. А кто не помогал, тех через некоторое время самих снимали и ставили на их место других. Идем снова в эту организацию, и другой начальник нам уже дает то, что просили у его предшественника. Слава Тебе, Господи! Правильно говорится: «Всякая власть от Бога». Не понимаешь этого – извини-подвинься, на это место Господь другого человека ставит.

Когда приехали в Воркуту, тоже пошли просить по организациям. У нас возник вопрос относительно проекта кафедрального собора, одни нам назвали сумму стоимости проекта 500 тысяч рублей, а «ПечорНИИпроект» запросил 700 тысяч.

Да еще сказали: «Мы для вас сделаем за 700 тысяч, потому что понимаем, что это – для церкви, а так это стоит гораздо дороже, и назвали какие-то астрономические суммы».

«Нет, – говорим, – у нас таких денег, и не предвидятся». Прошло какое-то время, и того директора, который был в «ПечорНИИпроекте», убрали, сейчас на его месте другой человек, верующий, православный, который взялся сделать проект кафедрального собора бесплатно.

На все воля Божия. Тут очень много людей молится о том, чтобы Господь благословил строительство храма. И когда мы в первый раз у мэра города говорили об этом, он воспринял наши планы с усмешкой, как несбыточную мечту. А сейчас вот на съезде православной молодежи перед всеми сказал, что кафедральный собор в Воркуте будет построен. И в его словах уже чувствовалась вера в то, что в скором времени так и будет.

Записал Е.СУВОРОВ
г.Воркута

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru