ПЕРЕПИСКА

«НАДЕЮСЬ, КТО-ТО ОТВЕТИТ МНЕ...»

В редакцию пришло письмо. В нем читатель из Санкт-Петербурга делится своими сомнениями, недоумевает, спрашивает... Мы подумали: хорошо, если бы ему ответил также один из наших читателей. И попросили об этом уже знакомого подписчикам Виталия МЕЛЬНИКОВА из Новосибирска.

Мое обращение к Православию произошло не сразу. Огромное впечатление на меня произвел распад СССР – мне казалось, что дальше события пойдут по катастрофическому сценарию. Проявления оккультизма – массовые и достаточно убедительные – подорвали мой убежденный атеизм выпускника Университета марксизма-ленинизма. Дальше возник вопрос о выборе религии.

В 1992 году я всерьез подумывал о том, чтобы принять буддизм. Ход рассуждений был такой: это религия значительно более проработанная, они знают многое такое, что в христианстве оказалось утерянным. Да и теория реинкарнации мне пришла в голову, причем с подробностями, еще в детстве, даже до того, как я о ней прочитал. Нетрудно понять, где был источник того «озарения». Но вскоре увидел по телевизору буддийский обряд погребения (скармливание трупа орлам), и мне стало немного не по себе. Значит, и меня вот так же могут отдать на обед?

Потом прочитал в одной из газет статью о принятии Православия более 200 лет назад одним из народов Аляски. Когда после продажи этой территории американские миссионеры пытались обратить их в протестантство, ответом был отказ – «Наша вера!» И они сохранили ее даже при полной изоляции от России. Стало неудобно: надо же, как люди восприняли Православие, а я в городе с несколькими православными храмами стану буддистом...

Во время одной из случайных (по человеческим меркам) встреч в технической библиотеке с моим коллегой он почти сразу повел разговор на тему о религии и высказал свое убеждение в том, что Православие – единственная истинная вера. С этим я согласился далеко не сразу, но как будто убедил себя, что так и есть в действительности.

Первой духовной книгой, прочитанной мною, стала «Православие и религия будущего» иеромонаха Серафима Роуза. Наверное, многие святые еще лучше разбирались в духовных вопросах, но они жили давно, стиль их писаний мне кажется для нашего времени тяжеловесным, так что приходится заставлять себя читать. А эту книгу я прочел дня за два, настолько она показалась мне интересной. Я по своей наивности думал, что и другие тоже ее так воспримут. Но не тут-то было. Либо вежливо говорили, что ничего не поняли, либо с презрением возвращали, даже не прочитав. Думаю, что неофитов, жаждущих поделиться обретенной недавно верой с близкими, ожидает такая же реакция.

Однажды я рассказал одному человеку пример со спасением России во время Отечественной войны, приездом к нам Патриарха Гор Ливанских Илии, которому было видение о том, что надо было сделать для победы в той войне. Реакцией собеседника было: «Неужели ты в это веришь?!» В тот момент я наблюдал почти физическое преображение лица человека в облик демона гордости: колючая смесь презрения, жалости и непробиваемой уверенности в превосходстве своего интеллекта.

Перед тем как пойти исповедаться первый раз, я долго размышлял над тем, как связать библейские 6 дней творения с данными науки о постепенном развитии Земли и о нашем происхождении от обезьяны. Ведь если исповедь недействительна в случае неисповедания хотя бы одного греха, а непризнание в буквальном смысле этих 6 дней – грех, то мне на исповедь идти нельзя. Если бы священник, с которым я об этом заговорил, стал настаивать на буквальном толковании, очень вероятно, что я так и не стал бы православным. Столько уже накоплено данных о длительных геологических эпохах... о том, что гены человека почему-то на 98% совпадают с генами шимпанзе...

Но очень кстати оказалось объяснение этого священника о том, что Церковь и не настаивает на буквальном понимании Библии. После этого уже оставалось самому прочитать в Законе Божьем, в Толковой Библии и в книге протоиерея Стефана Ляшевского указание на то, что Библия говорит языком «сынов человеческих», приспосабливаясь к весьма ограниченным возможностям людей вместить истинные данные об устройстве мира. Итак, наиболее правдоподобной мне показалась визионерная теория, говорящая о том, что 6 дней – это время, за которое длительный сам по себе процесс творения был показан Адаму, но уже в ускоренном темпе.

Зачем мне надо столько думать над вопросом, над которым большинство православных думать не хочет? Но ведь сказано: «Блаженны алчущие и жаждущие правды...»

Часто знакомство с верой происходит при чтении газет или слушании радио. В то время, когда я повернулся к православию, для меня чуть ли не любая статья в православной прессе казалась глаголом Божиим. Потом возникли определенные сомнения. Сейчас я вижу, что, к сожалению, некоторые высказывания в духовных вопросах там предписывают нам ревность не по разуму.

Программа духовного совершенствования не может быть одинаковой для монахов и мирян. Но некоторые материалы указывают, что в миру надо делать чуть ли не то же, что и в монастыре. У меня не раз возникал вопрос – а что, наши мирские обязанности на работе и в семье – нечто совсем необременительное и приятное? Что, в миру можно спастись только так: встал утром – прочти пятисотницу (если на работу надо к восьми часам, то подниматься нужно для этого в половине пятого) и утреннее правило, затем, творя непрестанную молитву, добросовестно выполняй порученное начальством. Ставить перспективные задачи нельзя, ибо это забота о завтрашнем дне, которая осуждена в Евангелии. Окончил труд – иди помогай бедным и больным (в это время дети, предоставленные самим себе, курят в подъездах и рисуют всякие гадости). Потом – вечернее правило, акафисты и псалмы.

Я это не придумал, а только суммировал те требования, которые сыплются со страниц иных газет. Да где же тут благое и легкое иго Христово? Не легче ли было исполнять Моисеев закон? Понимает ли человек, высказывающий очередное указание о том, какие молитвы читать, какие мысли иметь, как заботиться о ближних, что его голос складывается с уже существующим валом требований, которые все просто не могут быть выполнены? Иеромонах Серафим Роуз писал: «Слишком возвышенное и витающее в облаках тепличное Православие неспособно помочь людям в повседневной жизни, наш мир достаточно жесток и своей грубостью ранит души; мы должны в первую очередь ответить трезвой христианской любовью и пониманием, оставляя исихазм и высшие формы молитвы тем, кто способен их воспринять». Наверное, из этого и следует исходить, а не пытаться повесить перед человеком дополнительный «кирпич» на жизненной дороге: того нельзя, этого нельзя. В таком случае «узкий путь» превращается в зазор между бетонными плитами, не сумел протиснуться – сам виноват. Откуда взяться той радости, которая была у апостолов, убедившихся в факте воскресения? Вместо этого – унылое движение по жизни с хмурыми лицами и мыслью: когда же это все закончится?

Почему же к нам иногда предъявляются такие требования, которые даже апостолы не слышали? Например, есть ли в Евангелии хоть одно упоминание того, как кто-то благодарил бы Христа за ниспосланную болезнь? Напротив, просили об исцелении. Да ,тогда было грубое время, а теперь мы просвещены двухтысячелетней историей христианства. А что, человеческие возможности возросли в такой же пропорции? Мы сейча с как-то иначе чувствуем боль? Правильно делает тот, кто действительно способен благодарить в болезни, радоваться, встречая скорби как милость Божию, но едва ли это можно выдвигать как обязательное требование для всех.

А то и так бывает – читаешь нечто в православной прессе и чувствуешь, как холодом веет со страниц, где вроде бы все правильно написано. Чего не хватает? Наверное, любви к вразумляемым грешникам. Признавая (на словах) себя последними из грешников, часто опровергаем это хотя бы тем, что бросаемся учить всех подряд. Если быть последовательным и считать себя самым недостойным из грешников, то не следовало ли бы посыпать голову пеплом, пойти в людное место и на коленях просить прощения у всех проходящих. Не нравится? Тогда зачем лицемерить и внушать себе и другим обязанность считать себя самым последним из грешников? Получается, что наша проповедь к миру часто начинается с призывов к рыданию о своих грехах. Потом сокрушаемся, что нас мало кто слушает и молодежи в храмах намного меньше, чем хотелось бы. Здесь приходит на ум мысль блаженного Феофилакта Болгарского о том, что учительство следовало бы доверять верным и благоразумным, но такие – редкость.

В «Лествице», «Невидимой брани» и других книгах дается описание постепенного продвижения в духовном совершенствовании. А сейчас иногда предлагается перепрыгивать сразу через несколько этажей, что сопровождается бесконечными и, боюсь, малопродуктивными стенаниями по поводу всеобщей тяжкой греховности.

Апостол Павел говорил о войне против сил тьмы, которую мы должны постоянно вести. Какая война без ран? А теперь представьте себе генерала, который вместо того, чтобы думать о ходе сражения, постоянно учитывая меняющуюся обстановку, только и делает, что поносит своих солдат, твердя им, что они – негодные вояки и бесконечно виновны, поминутно грозя военно-полевым судом. Грех – это болезнь или рана, а не вина, я не раз читал, что такое отношение к греху как раз и отличает православие от католичества. Часто же весь обличительный пафос сводится к мысли: «Вы виновны, виновны, виновны...» Прямой путь к отчаянию.

Если в наше время наглеющего оккультизма и безразличия в вере кто-то решается, наконец, обратиться от своего безверия к Церкви, что он там может найти? Утешение или только дополнительные, какие-то запредельные тяготы? Иногда послушаешь, какими словами мы пытаемся возражать против деятельности в России различных заезжих конфессий, и задумаешься, а не утратили ли мы способность думать? Или воображаем, будто набор цитат из духовной литературы станет делать за нас нашу работу?

Из теории управления давно уже успело попасть в обыденное сознание понятие обратной связи. Любая система, техническая или социальная, лишенная отрицательных обратных связей и предоставленная сама себе, или выходит из строя, или начинает работать в области непредусмотренных (аварийных) режимов. В храме священник произносит проповеди с властью, возражать ему нельзя. Можно лишь после службы обращаться за разъяснениями в необходимых случаях. А в такое время чаще всего даются краткие ответы, иногда же я уходил из церкви и вовсе без ответа из-за большого количества людей, когда уже просто неудобно приставать с вопросами. Так что статья в газете или журнале, затрагивающая духовную тему, хорошая она или плохая, все же несколько уравнивает священнослужителей и мирян, создавая такую обратную связь.

Я все это пишу надеясь, что кто-то, быть может, ответит мне, подберет достаточно убедительные аргументы, чтобы поправить меня, если я в чем-то не прав. К сожалению, я уже привык к тому, что крайне редко отвечают аргументом на аргумент. Чаще всего начинаются обвинения, подмена темы разговора вместо прямого ответа на вопрос – высмеивание и моей позиции, и меня лично.

В православной среде, кроме того, в качестве подкрепления позиции стал использоваться подбор цитат. В сущности, в советскую эпоху ничего нового в этом отношении не придумывали, только цитируемые первоисточники были другими. Цитаты используются в качестве лома – попробуй возрази, если Христос или святые сказали так-то и так-то. Как ты смеешь не соглашаться, окаянный грешник, гореть тебе в аду! Но вот возьмем всем даже неофитам известные слова: «якоже и мы оставляем должником нашим». Значит – прощать долги всегда и всем. А как же тогда св. Иоанн Кронштадтский, писавший, что прощать надо тем, кто не может отдать? С тех же, кто может, надо в необходимых случаях взыскивать долг и по суду, иначе они начнут наглеть и перестанут отдавать кому бы то ни было.

Почему-то одни цитаты толкуются, как не терпящие возражений и подлежащие безусловному выполнению, а по отношению к другим приняты расширительные толкования. Знакомство с духовной литературой убедило меня в том, что святые по одним и тем же вопросам часто давали разные рекомендации, так что не следует их словами прикрывать свое собственное теоретическое бессилие.

Иногда еще вызывает недоумение вольное обращение с фактами. Долго задерживаться на этом не хочется, ограничусь одним примером. В сборнике «Православные чудеса в XX веке» при описании Благодатного огня в субботу перед Пасхой приводится описание того, как не удалась попытка католического епископа принять этот огонь. При этом молния ударила в дерево около храма, опалив и расщепив дерево. Однако в другой книге вместо католиков упоминаются армяне, а вместо дерева – колонна.

Еще один соблазн, плоды которого постоянно встречаются в православной публицистике, состоит в том, чтобы с позиций духовного видения мира пытаться объяснить буквально все. И вот начинаются глубокомысленные рассуждения там, где требуется для начала хотя бы владение научными методами. Мне почему-то кажется, что монахи-пустынники потому и уходили из городов, что понимали истинную цену этому благочестивому шуму. В попытках апологетов христианства легко «объяснить» научные данные с позиций веры иногда встречаются совершенно несуразные натяжки. Пишут, например, что мир был сотворен 7500 лет назад, и точка. Бен Хобринк на вопрос о том, как мог за такое короткое время свет далеких звезд достичь Земли, отвечает: потому что скорость света уменьшается, а раньше была выше, что даже подтверждается различными экспериментами. Я не проверял первоисточники, может быть, скорость света, и в самом деле, уменьшается, но нет ли здесь простого повышения точности измерений за 300 лет? К тому же упоминание об уменьшении скорости света я встретил только в этой книге, больше нигде. Да как же научный мир мог пройти мимо такого важного факта? Как мне представляется, книга Бена Хобринка – пример искренней, но не вполне профессиональной аргументации в защиту христианства.

Я думаю, лучше не торопиться объяснить все сразу, а то можно нарваться на недоуменные комментарии специалистов в этих вопросах. Или даже не на комментарии, а просто на молчание людей, считающих неудобным спорить с какой-то бессмыслицей.

Суммируя свои основные мысли, скажу, что, во-первых, не надо считать, будто на все возражения против православия с позиции научной методологии уже найден убедительный ответ. Во-вторых, каждый, кто берется писать на духовные темы, должен помнить о том, что он не поднимает целину. Надо ли делать очередную попытку излагать по-своему уже тысячи раз написанное?

С.АБРАМОВ,
кандидат технических наук

(ответ автору письма на следующей странице)

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта

eskom@vera.komi.ru