ПЕРЕПИСКА


О «НАУЧНЫХ» ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ
И ПУТИ К БОГУ

     В своем письме Сергей Абрамов охватил лишь небольшую часть проблем, возникающих в процессе воцерковления современного человека, но, пожалуй, наиболее важных. По крайней мере, мне лично они очень близки. Близки, потому что сам прошел непростой путь воцерковления, да и сказать, что путь этот завершен, звучало бы слишком самонадеянно. Тем не менее определенные этапы, слава Богу, позади, и некоторые проблемы, обозначенные автором письма, возникло желание обсудить.

    Сергей пишет: «Надо ли делать очередную попытку излагать по-своему уже тысячи раз написанное?» Конечно же, надо. Лет десять назад, когда еще не было наблюдаемого сегодня изобилия православной литературы, на церковных книжных прилавках были в наличии в основном репринтные издания святоотеческой литературы. Эффект от прочитанного был зачастую со знаком минус. И причина этого не только в низком типографском качестве и старой орфографии. Современный читатель не был готов к восприятию пространных размышлений древних мыслителей. Взять то же «Добротолюбие», красующееся во многих домашних библиотеках. Многие ли владельцы этого духовного сокровища осилили все пять томов? Но обработанным Сретенским монастырем «Добротолюбием избранным для мирян» зачитываются тысячи. Можно привести список из десятков современных авторов, чьи произведения привели к православию множество людей как в России, так и за рубежом. Так что писать нужно, но весь вопрос – как писать?

    Автор говорит о дискредитации и профанации в православных радиопередачах и православной прессе. Говорит осторожно, как бы опасаясь (и не без оснований) быть обвиненным в отступничестве, критиканстве, а то и в ереси. Но разве ересь – назвать плохое плохим? Как сказал один мой знакомый, хорошо, что наши враги не читают православную прессу. А может быть, читают да копят информацию до поры до времени? Ну а те же любимые в народе книжки «Чудеса ХХ века»? Печально, что в них, помимо умилительных рассказов об истинных чудесах Божьих, сплошь и рядом встречаются примеры явного оккультизма, а то и прямого абсурда. Некоторые книги из серии «Святые помощники в болезнях и нуждах» написаны так, что дискредитируют не только православие, но и самых святых угодников, действительно помогающих нам в различных болезнях и нуждах.

    Как избежать профанации? Дело за малым. Реализовать то, о чем говорят уже давно, – возродить церковную цензуру. У книг должно быть не просто благословение правящего архиерея, получить которое существует множество способов, а разрешение конкретного цензора с указанием даты и номера утверждающего документа. Правда, с периодическими изданиями дело обстоит сложнее. Как раз те газеты, которые издаются под непосредственным контролем священноначалия, за редким исключением, скучны и неинтересны. Чтобы издание было не только полезным, но и интересным, не превращаясь при этом в чтиво на потребу, – нужна особая Божия милость.

    В последние годы все большее место среди православных СМИ занимает интернет. Православных сайтов существует немало. Для ищущих и сомневающихся здесь широчайший простор. Можно обмениваться мыслями на православных форумах, можно задать конкретный вопрос священнику и, что самое удивительное, получить вразумительный ответ. Удивительно потому, что в живом общении с конкретным священником такой ответ получишь не всегда. Сергей пишет, как трудно что-либо возразить, когда тебя «глушат» цитатами из святых отцов. Бывают способы и изощреннее, например: «Если бы вы чаще исповедовались и причащались, то такие бы вопросы у вас не возникали». Но в большинстве случаев на конкретный вопрос в ответ получаешь такой многословный туман, что и своему вопросу не будешь рад. Потому пытливая молодежь, не найдя ответа на свои недоумения у православных, находит их у сектантов различных мастей, которые ничтоже сумняшеся ответят на любой вопрос, да еще и евангельским текстом подкрепят свою хотя и ересь, но зато конкретную. Нам же, наблюдая, как далеко не худшая часть молодежи уходит в секты, остается только расклеивать листовки с возмущенными текстами об экспансии протестантизма.

    Причин, отчего у нас мало молодежи, множество. Некоторые автор письма приводит. На самом деле нелегко воспринять молодому человеку, еще не вступившему во взрослую жизнь, постоянные призывы к плачу о своих согрешениях. А именно в таком контексте звучит большинство проповедей и бесед. А как же слова апостола: «Всегда радуйтесь»? Если церковь – духовная лечебница, куда приходят исцелиться кающиеся грешники, то, судя по выражению лиц прихожан, абсолютное большинство из них исцеления еще не достигло.

    В последнее время во многих храмах перед крещением проводятся катехизационные беседы. Как ни парадоксально, но именно здесь происходит наше первое поражение. Именно здесь новокрещаемый узнает, что вера состоит из сплошных «нельзя». Бесспорно, катехизационные беседы перед крещением – это зачастую единственный способ донести до новообращенных элементарные правила духовной жизни. Именно здесь они узнают о таких важнейших таинствах, как исповедь и причастие, не исполняя которые, человек не может в полной мере считаться православным, хотя и крещен. Но не менее важно убедить людей, пришедших креститься в большинстве случаев «потому что так принято», в том, что Бог существует. Знаю одну молодую женщину, которая уверовала в Бога после того, как на беседе перед крещением услышала объяснение с точки зрения физических законов, почему библейская радуга впервые появилась на Земле только после Всемирного потопа. Она поняла, что многое в Библии символично, и то, что она не воспринимала как материалист, – это следствие ее незнания. А именно незнание, а точнее, искаженные знания, полученные в процессе обучения в наших школах, в основном являются причиной неверия. К таким искаженным знаниям относится и теория эволюции, которую упоминает автор письма.

    До сих пор в российских школах эволюционная теория преподносится как единственное правильное объяснение зарождения и развития жизни на Земле. Практически все население нашей страны воспитывалось на школьных примерах естественного отбора, выдающихся за эволюцию, даже не предполагая, что теория эволюции так же, как и теория творения, основана на вере. Анализируя генетическую схожесть обезьяны и человека, разные люди, в зависимости от их веры, делают разные выводы. Для одних это доказательство происхождения человека от обезьяны, для других же – лишнее подтверждение наличия единого Архитектора жизни на Земле.

    Много лет назад в сахалинской тайге нашу бригаду застало землетрясение. До сих пор помню состояние охватившего меня животного ужаса, когда на фоне низкочастотного гула уходящей из-под ног земли с обрывистой сопки прямо на нас рушились деревья. На несколько секунд мой мозг полностью отключился от мысленного процесса. Возникло инстинктивное желание зарыться в какую-нибудь нору и спрятаться. Как потом выяснилось, схожие желания во время минутного землетрясения посетили и моих товарищей. Во время охватившего нас животного страха никому в голову не пришло сделать вывод о проснувшемся в нас голосе немыслящих предков. Просто мы на личном примере убедились, что бывают такие моменты, когда человек теряет способность мыслить. Только и всего.

    Тем не менее бывшим школьникам не так-то просто отойти от стереотипа эволюционного обоснования развития жизни на Земле и ее многомиллионного возраста. Попыткой разрешить эти кажущиеся противоречия с Библией является нашедшая в православии место теория теистической (то есть направленной Богом) эволюции, отразившейся в популярной книге протоиерея Стефана Ляшевского «Библия и наука». Для некоторых православных (в том числе и для меня) книга эта показалась соблазнительной и даже еретической, некоторым же она помогла преодолеть барьер между верой и зашоренным атеистическим воспитанием. Но последним нелишне ознакомиться с другими современными исследованиями по этой теме – в частности, с книгами Сергея Головина и диакона Даниила Сысоева, активно работающего также и в интернете.

    Несколько лет назад, когда меня так же, как и Сергея, смущал вопрос, «как свет далеких звезд мог достичь Земли за такой короткий срок», мне попалась брошюра, где прочитал удивительное по простоте предположение, что Господь создал светила одновременно с исходящим от них светом. То есть излучение от светил попало на Землю одновременно с их творением. Звучит неправдоподобно, но именно этим предположением раскрывается основная причина кажущихся противоречий Библии и науки. Все попытки современной науки раскрыть тайну дней творения заведомо обречены, так как после грехопадения мир стал иным, и мы сейчас живем по законам падшего мира, анализировать при помощи которых божественные акты бесполезно и даже дерзновенно.

    Тем не менее для многих слова «наука доказала» звучат завораживающе. И это несмотря на очевидную относительность самого понятия «научный факт». Зачастую то, что сто лет назад в науке казалось бесспорным, у современного ученого вызывает улыбку. Сами же научные выводы часто напоминают описанную Набоковым в одном из своих рассказов реакцию очнувшегося от долгого небытия умирающего человека. Услышав журчание воды, раздающееся за закрытыми ставнями, умирающий посчитал, что за окном ночь и идет дождь. На самом же деле стоял теплый солнечный день, и соседка с верхнего этажа поливала цветы на подоконнике, а вода, журча, стекала на нижнее окно.

    Сергей Абрамов затронул очень важную тему – тему воцерковления современного человека. Наше общество перешло от господствующего атеизма к поискам религиозной духовности за столь невероятно короткий период, что избежать болезненного процесса невозможно. Так же, как водолазам невозможно избежать кессонной болезни при резком подъеме с глубины. Проблем духовной жизни множество, и хотелось бы, чтобы на страницах газеты «Вера» тема эта была продолжена. Есть нужда поговорить о воцерковлении молодежи, о проблемах послушания, о приходской и внецерковной жизни православного человека. Нам нужно делиться между собой своими мыслями, сомнениями, опытом, спорить наконец. Только при этом не забывать о заповеданной нам Спасителем любви друг к другу, даже если мы с кем-то и не согласны.

    В заключение же хочу обратить внимание читателей на один момент в письме Сергея. Когда он решился приступить к таинству исповеди, Господь послал ему именно такого священника, который и был ему необходим. В этом, наверное, и заключается главный путь поиска истины при возникших сомнениях. Всем нам нужно молиться, чтобы Господь послал нам именно такого священника, именно такую книгу, именно такую газету. Надеюсь, что и в этот раз Сергея, написавшего письмо в газету «Вера», Господь направил по нужному пути.

В.МЕЛЬНИКОВ

 
sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru