ЖИВОЕ СЛОВО
В этом номере будет опубликован ответ лишь на одну из тем. В будущем мы намерены обращаться к самым разным священникам Севера и в каких-то случаях – к светским специалистам. Вопросы будут касаться как церковных дел, так и духовной жизни христианина, его отношений с ближними. Хочется заранее предупредить, что точки зрения могут резко отличаться друг от друга. Это не должно смущать, потому что у каждого из священников свой опыт, а Господь, как мы знаем, самыми разными путями приводит человека к спасению. Поэтому, вкусив из разных источников, мы должны отдавать себе отчет, что, во-первых, за нас никто и никогда ничего не решит, на то и дана нам Господом свобода воли. А во-вторых, первейшее значение имеют советы собственного духовного отца, знающего все обстоятельства нашей жизни. Начать мы решили с одного из самых, наверное, болезненных вопросов семейной жизни:
Священник Валентин Кобылин: Насколько я знаю из опыта пастырского, не только своего, батюшки не рекомендуют сообщать супругу или супруге о случившемся. Следует заметить, что бывают разные измены. Одни идут на них сознательно, о таких и говорить нечего. Другое дело, когда человек пал по слабости. Мне думается – лучше замолить этот грех, ни с кем из людей не разделяя его, кроме духовника. Был случай в моем приходе: один из супругов сознался, и семья распалась. Нет, лучше сам в одиночестве поплачь, перенеси эту боль, исправь свою жизнь. Уделяй больше внимания семье, детям, но пощади того, с кем ты «едина плоть», не делай ему больно. Ведь он не виноват в твоем грехе, зачем же его заставлять страдать. Иногда такое покаяние делается из эгоизма, чтобы вдвоем мучиться. Человек себе душу облегчает за счет другого. Бывает даже, что один супруг говорит: «Да ты скажи, я прощу». Но это только слова. Священник Константин Стрекачев: Стоит признаться в любом случае. Брачные отношения строятся в первую очередь на доверии, а супружеская измена – это преступление против уз брака. По делам и наказание. Возможно и прощение, если супруга видит, что это был момент слабости, который, скорее всего, не повторится. Если она примет покаяние, то это испытание пойдет на пользу и в будущем оградит от искушений. Позволит переосмыслить, насколько это серьезно – святость брачных отношений. А если не простит, то Церковь не случайно признает измену одной из очень немногих причин, которые допускают развод. Но, конечно, Церковь призывает помиловать – ведь тот, кто изменяет постоянно, тот едва ли признается в содеянном. А если человек сознается, значит – это у него, скорее всего, впервые, значит – он действительно раскаивается. Можно и простить. Обычно я советую открыться супругу, попросить прощения, хотя бывают и исключения. Например, человек согрешил лет тридцать назад, будучи молодым, глупым, когда он и христианином-то не был. То есть у него не было понимания содеянного. Тогда, конечно, не стоит. Но обычно это вместе с епитимьей, раскаянием дает силы не оступиться в другой раз, третий. И потом – все тайное рано или поздно становится явным. Так лучше самому открыться. Иеромонах Игнатий (Бакаев): Помню, умирала одна женщина от рака, а муж ее к нам каждый день приходил молиться. Однажды вечером после службы пошел я домой к болящей, поисповедовать ее. И она, не дожидаясь, когда супруг выйдет из комнаты, начинает рассказывать о том, что была ему неверна. Я говорю: – Подожди, зачем ты? А она отвечает: – Я хочу, чтобы он слышал, хочу, чтобы знал. А у самой крупные капли пота покрыли лицо – видно было, с какими мучениями ей далось признание. На второй день после этого она умерла. А муж остался ей верен по-прежнему. Он ухаживает за ее могилой и не создает новой семьи. В этом случае признание было необходимо, угодно Богу. Но чаще всего делать этого не стоит. Нужно замаливать этот великий грех. Ведь что такое измена? – это надругательство над душой человека, который тебе доверился. Но замаливать в одиночестве, самому изболеться, а близкого человека пожалеть. Страдать и надеяться, что Господь простит. А когда Господь прощает, то человек уже не мучается. Св. Макарий Оптинский, поясняя, как это происходит, показывал старый порез на пальце. И говорил, что вот – не болит, хотя след и остался. Так и раскаянный грех, он останется в памяти и будет предостерегать – не повторяй, берегись. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |