ДНЕВНИК ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

СЛОВА НА РОЖДЕСТВО

Дорогие читатели!

Здесь, на второй странице газеты, многие из вас привыкли видеть «Дневник писателя», рубрику, которую более года вел Владимир Крупин. Но год 2001-й завершился, а вместе с ним завершился и дневник. Мы благодарны Владимиру Николаевичу за его труд. Скажем прямо – писать в каждый номер вне зависимости от настроения и свободного времени – это по силам не каждому писателю. Мы договорились с ним, что будем продолжать сотрудничать на страницах «Веры», но уже в более «щадящем» режиме.

Отныне на этой странице будут представлены аналитические обзоры текущих событий в нашей стране, которые станут готовить сотрудники газеты. Обозреватель также сам будет выбирать из информационного потока наиболее значимые, с его точки зрения, новости и помещать их тут же, на второй странице. С известной регулярностью станут отныне появляться на страницах «Веры» и обзоры событий за рубежом – переосмысленный вариант знакомой нашим постоянным читателям рубрики «ХХ век». Благослови, Господи, на сей труд.

* * *

...Рождественская служба в Стефановском соборе Сыктывкара начиналась лишь незадолго до полуночи, так что по каналу РТР я успел увидеть кусочек патриаршего богослужения из Храма Христа Спасителя. Привычно вглядываясь в лица служащих и предстоящих, при очередном наезде камеры на клирос, где обычно стоят руководители государства, я вдруг с удивлением не обнаружил Президента. Мелькнуло: неужто он остался отмечать Рождество на Владимирщине?

Так и оказалось. Владимир Путин встретил Рождество в Успенском кафедральном соборе Владимира, одном из самых древних храмов России.

С кем я потом в храме ни делился новостью, все восприняли это благосклонно, как жест главы государства в сторону провинции, в сторону настоящей России.

Между тем, как потом выяснилось, Президента до последней минуты ждали в Москве, и когда он все-таки не приехал, поползли слухи: что бы это значило? Как раз в первые дни нового года возобновились слухи о возможной передаче некоторых столичных функций Санкт-Петербургу. Москва чиновная вообще ревниво относится ко всему, что хоть сколько-нибудь способно принизить ее державное первенство. От этого мертвящего официоза, быть может, и уехал в провинцию Президент.

Рождественский день он встретил в Малоярославце. Здесь в общеобразовательной школе Владимир Путин посмотрел рождественское представление в исполнении воспитанниц детского приюта «Отрада» Черноостровского женского монастыря и учащихся школы. Поздравляя детей с Рождеством, Президент заметил, что в этот праздник все «мы живем в ожидании чуда». «Для меня это чудо сегодня было полностью реализовано. Я это чудо увидел. Вот оно, на сцене», – сказал Владимир Путин, указывая на девочек, участвовавших в представлении.

* * *

Покидая Москву, Президент записал поздравление с Рождеством Христовым.

«Очевидно, что без опоры на многовековое отечественное духовное и культурное наследие невозможно полноценное развитие нашего общества, успешное решение задач, стоящих перед страной, – говорится в нем. – Русская Православная Церковь... прилагает значительные усилия для укрепления духовного здоровья наших сограждан, воспитания патриотизма, упрочения гражданского мира и согласия».

Рождественские поздравления архиереев – дело привычное. С президентскими поздравлениями к этому христианскому празднику свыкнуться мы еще не успели. Хотя, если уже десять лет как этот праздник – государственный, почему бы им не быть?

Между прочим, для некоторых руководителей регионов такие поздравления на Пасху и Рождество – не внове. Председатель правительства Карелии С.Катанандов обращается к архиепископу Мануилу как полагается – «Ваше Высокопреосвященство»:

«Несмотря на все сложности... возведение ряда православных храмов будет продолжаться в наступившем 2002 году...»

Есть ли такой архиерей, которому было бы неприятно услышать такое слово? А вот глава администрации Архангельской области А.Ефремов о строительстве храмов ничего не сказал – реальной помощи от губернатора в строительстве заложенного год назад кафедрального собора ожидать стало быть не приходится. И поздравление свое он начал иначе: «Уважаемые северяне!» Наверное, сказались напряженные отношения между руководителем региона и правящим владыкой Тихоном.

Как бы то ни было, рождественские поздравления – это доброе начинание. Хотя бы уже потому, что для правильного его написания, с соблюдением православной терминологии, нужно консультироваться с тем же епархиальным управлением, с батюшками. Сотрудничество хотя бы на уровне составления текстов, уже благо.

* * *

Много событий происходит на Рождество, но сегодня речь о словах, звучащих в эти праздничные дни. Да, слова без дел мертвы, так ведь и дело не зародится раньше слова.

Понимаю, что между мыслями и словами у любого политика имеется известный зазор, еще большее расстояние между их словами и делами. Был такой уникальный чиновник – замминистра образования Асмолов. Большой демократ, гладко говорил на Рождественских чтениях о необходимости духовного воспитания и обучения школьников и как мог совал этому процессу палки в колеса...

Но все же именно со словесных деклараций на Чтениях начался поворот нашей системы образования к пониманию необходимости духовного просвещения. Хотя и не так быстро, как хотелось бы, но что-то меняется и в этой консервативной сфере. На днях в Коми отделение «России Православной» обратилась за помощью оплатить поездку на открывающиеся 27 января очередные Рождественские чтения целая группа преподавателей 43-й сыктывкарской школы во главе с директором. Еще каких-нибудь пару лет назад они и не знали, что есть такой форум.

Дело еще и в том, что слово для политика – это, в известной степени и есть дело. Особенно для первых лиц. Что бы он ни думал, что бы ни делал впоследствии, но сказанное многократно обозначает собой как бы вектор движения. Это как если говорить постоянно «Пожар! Пожар!» – то в конце концов обязательно загорится. Позиция, озвученная в рождественском послании Президента, отчетливо прозвучала еще во время его поездки на Соловки (об этом писала наша газета). Что все это может значить в применении к решению множества конкретных житейских проблем?

Для пояснения воспользуюсь фрагментом интервью митрополита Кирилла на радио Маяк в канун праздника. «Как легко, используя термин многоконфессиональности, бороться с религией! – сказал он. – Посмотрите: возникает естественное желание, допустим, верующих военнослужащих, чтобы к ним на праздник приходил священник. Ну что же здесь плохого? Почему гражданин в пиджаке имеет право реализовать свои конституционные возможности на свободу совести, а гражданин в форме такого права не имеет?

– Нет, нам говорят: Церковь отделена от государства.

– Больше того, нам говорят: простите, Россия многоконфессиональная страна. Как же так – православный священник придет, а мусульмане? А другие?.. Что на это можно ответить? Да миф все это! Реальная многоконфессиональность произрастала из истории, из культуры, как, допустим, в Соединенных Штатах. А если взять Россию, то это страна со своей определенной традицией, где православие играет особую роль».

Такие мысли посетили меня на Рождество Христово покуда внимал я многочисленным поздравлениям с праздником. Примите и от меня, многогрешного, поздравления с предвечным рождением Богомладенца Господа нашего Иисуса Христа.

И.ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru