СЛОВО

АРХИПАСТЫРСКИЕ БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ

Из Рождественских посланий архиереев Русского Севера

2.jpg (2435 bytes)Тихон, епископ Архангельский
и Холмогорский

...По неизреченной милости Божией мы вновь приблизились к великому и спасительному празднику Рождества Христова. Тихой радостью входит этот величественный праздник в наши сердца. Живописная природа северного края задолго готовится к встрече светозарной Рождественской ночи. И вот сбывается надежда ожидания, и на вечернем небосклоне загорается Вифлеемская звезда. Ее свет струится много веков на землю, наполняя просторы Вселенной светлой радостью и мирностью.

Рождество Христово – это праздник возрождения и обновления всего мира, нашего просвещения и спасения. Торжественна ангельская песнь, вечно звучащая под сводами Церкви: «Слава в вышних Богу, и на земле мир: в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Этот гимн возвестил наступление мира на земле.

Перешагнув порог ХХI века, который встречает нас новыми войнами и раздорами, мы задаем вопрос: «О каком же мире воспевали ангелы и ныне продолжает свидетельствовать Святая Церковь?» Ведь не успела еще осесть пыль от взрывов домов, и не высохли еще слезы человеческого горя, а мы вновь видим, как на головы людей падают смертоносные снаряды, не разбирая, кто виновен, кто нет. О каком же мире столь настойчиво и многократно твердит в день Рождества Церковь Христова?

Она свидетельствует о явлении в мир, «лежащий во зле» (1 Ин. 5, 19), «истинного Света, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Мир для христианина – это мир с Богом, мир со своею совестью и мир с людьми. Обладая свободной волей, мы способны выбирать между Светом и тьмою, между добром и злом. Невольно вспоминается высказывание одного христианского богослова, перефразировавшего евангельские слова Спасителя: «Я создал тебя без тебя, но спасти тебя без тебя не могу». И если мы отзываемся на призыв Христа Примирителя, значит, мы оставляем тьму и ходим во свете.

Прошлое ушло, но оставило свои последствия. И ушедший жестокий, безжалостный век, обескровивший и обезверивший человеческую душу, не желает пока расставаться с нами. В сердце человеческом до скончания века будет происходить борьба диавола с Богом. Но, по словам святителя Филарета, митрополита Московского, «с рождением Христа ангелы возвестили земле мир, – мир свышний, премирный, умиряющий души с Богом, и взаимно соединяющий души в общей вере, ненарушимый внешними бранями и нестроениями». Господь желает «всем спастись и в познание истины приити». Для этого Он воздвиг Церковь Свою, имя которой, по слову святителя Иоанна Златоуста, «есть имя не разделения, а единения и согласия».

«При согласии, – утверждает святитель, – малые вещи увеличиваются, а при раздоре – великие уменьшаются». Для того, чтобы на вещах, к которым прикасаются наши руки, не лежала печать греха, нам необходимо искоренять зло из своих сердец. И всегда помнить завещанные слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, что «зло в нас самих, а не в людях» и «беда наша часто в том, что мы свое зло приписываем другому». Надо презирать самые грехи, погрешности, а не ближнего, делающего их по наущению диавола, по немощи.

Приближаясь ныне к яслям Богомладенца, оставим всякое зло и с детской простотою и незлобивостью примем Его в наши сердца. На Его безграничную любовь ответим взаимной любовью и доверием... От всего сердца желаю, чтобы Мир Божий осенил душу всякого человека, наполнил собою города и государства и прогнал с лица земли всякую брань. «Если возможно с вашей стороны, – обращается к нам апостол Павел, – будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18).

Никогда не успокоится душа и не станет счастливой, если в ней будут царить злоба, кощунство и ненависть. Внешний порядок зависит от внутреннего устроения человеческой души.


4.jpg (2518 bytes)Максимилиан, епископ Вологодский
и Великоустюжский

...В эту ночь родился Спаситель мира, который пришел на землю разрушить зло и вражду и водворить мир между людьми и Богом. Как важно, чтобы на земле царил мир! Оптинский старец прп. Макарий говорил: «Где мир царствует, там и Бог». «Мир может быть только в чистой и непорочной совести», – пишет свт. Тихон Задонский. Значит, если совесть наша не чиста, если она оскверняется грехами и пороками, не может быть прочного мира между людьми.

Мир Христов насаждается в душе человеческой словом Божиим, а возрастает тщательным исполнением заповедей Евангельских. Этим невидимым, но трудным целожизненным подвигом Мир Божий укрепляется и распространяется между людьми. Стяжание мира Христова – это главная цель жизни христианина. Напрасны все наши труды и подвиги, если они не несут с собой мира и согласия.

Мир и согласие дороже всех сокровищ мира. Вот поэтому-то диавол всячески стремится похитить этот мир у христиан, используя при этом самые различные причины и поводы, наводя смущение и страхи.

В наше время многих христиан смущает присвоение индивидуального номера налогоплательщика. Участники Богословской конференции, проведенной в Свято-Троице-Сергиевой лавре 20-21 февраля 2001 года, пришли к заключению, что ИНН не является предпечатью антихриста... Поэтому тот, кто принял налоговый номер, не должен смущаться и осуждать того, кто не принял, а тот, кто не принял, не должен осуждать того, кто принял. Гораздо важнее сохранить мир и согласие.

В Апокалипсисе сказано, что зверь, т.е. антихрист, выйдет из моря. Он выйдет из моря наших грехов. В нашей власти умножать или истощать греховное море. Если мы удалимся от злых, греховных дел и научимся делать добро, сеять мир и согласие между людьми, то блага пожнем на земле и отдалим апокалиптические времена. Если же не послушаемся словес Божиих, чрезмерно увлечемся поиском и изучением признаков и знамений Второго Пришествия, забывая о самосовершенствовании, то пожнем беды и скорби и приблизим время антихриста.

В книге прпп. отцев Варсонофия Великого и Иоанна Пророка описан случай, когда мир постигла великая скорбь и многие думали, что приблизилось время антихриста, и обратились к Божественному Варсонофию, чтобы он умолил Бога, дабы прекратился гнев Его. Преподобный ответил: «Многие молят человеколюбие Божие о том, чтобы прекратился сей гнев Божий на мир, и нет никого человеколюбивее Бога: но при всем том, Он не хочет помиловать нас; ибо сопротивляется ему множество грехов, совершающихся в мире» (Отв. 566). Дорогие мои, паки и паки приветствую вас с праздником Рождества Христова и желаю, чтобы новорожденный Богомладенец помог вам обрести мир и согласие, ибо, по слову прп.Макария Оптинского, сердечный мир и согласие дороже всех сокровищ мира, храните его больше, чем деньги или самолюбие.

5.jpg (2668 bytes)Симон, епископ Мурманский
и Мончегорский

Рождество Христово... Святая ночь... Святки... Как много говорят эти простые, но полные смысла для каждого верующего сердца слова! Какое светлое, радостное бремя означают они! Будто теплой весной среди холодной зимы вдруг повеяло на нашу человеческую душу, и так весело, отрадно стало на сердце. Даже несчастный, злополучный человек стал забывать свои горести, больной – свои болезни, а бедняк – свою нищету. Великолепным образом украсились наши квартиры, дома. В них изысканно принарядились красавицы елки. Окна переливаются рождественскими огнями. Игрушки, подарки – словно рассыпанные везде и всюду волшебные зимние цветы. Таинственно погрузились в сугробы сказочные деревья. Сам воздух пропитался радостью, счастьем...

Рождество Христово снова возвратилось к нам на землю!..

В бедной семье, в смиренной пещере, в убогих яслях ночью, освещенный невиданно яркой Вифлеемской звездой, лежит пред нами Богомладенец. Дыханием Своим Он согревает целый мир (отсюда происходит веяние весны). Своим младенческим, доверчивым и неземным взором смотрит Он на наши сердца. В каком из них найдет Себе Он приют?!

Много чего видит Христос в наших сердцах. Много доброго, чистого, разумного, светлого, святого. Но не меньше и зла, греховной скверны, отвратительных страстей, безумных влечений, не меньше, а больше. Значит, в сердцах большинства из нас нет места для Христа.

К чему или о чем и по какому поводу тогда все наше торжество, вся наша радость в этот святой день? Радость о том, что со Христом и во Христе должны родиться мы, родиться к новой, светлой жизни. Сегодня не должно быть места для печали. Ибо сегодня родился Тот, Который пришел в мир, чтобы спасти нас, всех нас, кто принимает дар Его любви, дар Рождества Христова, дар Богомладенца...

3.jpg (2796 bytes)Мануил, архиепископ Петрозаводский
и Карельский

...Человек, рождающийся в мир, творится Господом как Его «образ и подобие». В начале «образ Божий» является в нем только в очертании. Но постепенно он призван проявиться все богаче и ярче, наполняя себя славою и присутствием Божиим, делая человека уже чадом Его и «по подобию». Таким образом человек приходит в мир с целью духовного совершенствования – «обожения», постепенного восхождения во Царствие Небесное. Рождаясь из небытия в жизнь временную, здесь, на земле, мы должны возрастать, готовя себя к вечности... Задумаемся, а кто же такой, в сущности, человек, ради спасения которого пришел в мир Христос. Если посмотреть на себя духовными очами, то становится понятным, что, в сущности, мы хуже всего остального творения, так как все живущие на небе и на земле вполне повинуются Господу, мы же своими грехами часто противимся Его благой воле. С другой стороны Творец наделил человека такими духовными силами, что ставит его выше всех Своих творений.

И на это, казалось бы, противоречие человеческой сущности заставляет с новой, духовной, стороны взглянуть именно Рождество Христово.

Бог стал человеком, а это значит, что человек так бездонно глубок, в нем такой простор, что он может быть не только местом Боговселения, но он может так соединиться с Богом, что все в нем станет Божественным...

Каждый из нас способен и даже призван строить свою жизнь в Боге. Потому что, дерзая называть себя человеком, нужно прочувствовать, что истинное понимание этого звания может быть только в единении с Господом, как Бог и человек соединились между собой во Христе.

Конечно, такое соединение влечет за собой внутреннюю борьбу в человеке, колебание воли, порабощенной грехом, сомнения, слушаться ли Бога, раскрывающего перед нами наше истинное призвание, или послушаться диавола, отвлекающего нас от Небесного Отца к временным земным радостям. Поэтому важно, чтобы путем тесного Богообщения в нас победило подлинное человечество, не обезображенное грехом, а то, которое просияло в Богомладенце, лежащем в Вифлеемских яслях.

Рождество – это не просто один из церковных праздников. Сегодня день нового творения. Ради спасения ветхого Адама, созданного из праха земного, приходит Новый Адам – Господь с Небес. Мы обретаем в повитом пеленами Богомладенце воплотившуюся Божию Любовь. Постараемся подготовить душу свою, чтобы она уподобилась яслям, вместившим Невместимого Бога...

6.jpg (2511 bytes)Питирим, епископ Сыктывкарский
и Воркутинский

Когда рождается простой человек, мы не знаем, кем он будет, и не знаем его предназначение, но мы радуемся при виде маленького прекрасного ребенка. Радость Рождества Христова несравненна. Оно приносит многое в наши дома, но и мы должны многое подарить Господу, прежде всего нашу искреннюю любовь.

Дорогие мои священнослужители, братья и сестры! В нашей епархии продолжается строительство храмов и в этом, новом, тысячелетии. Особо нужно отметить почти завершенное строительство Свято-Стефановского собора, освящение двух храмов в честь преподобного Серафима Саровского в городе Сосногорске и исправительном учреждении М-222, храма Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Вуктыле.

Традиционным стало проведение детского православного лагеря, принявшего в этом году 62 ребенка из 5 районов республики. Дети, разделяющие с нами церковную молитву, вдохновляют нас на еще больший труд. Их молитвы есть свидетельство того, что православная душа народа жива, генетический код нации сохранился и будет возрожден. Поэтому станем трудиться с еще большим дерзновением и своими трудами приводить к расцвету нашу жизнь, противопоставляя нашу силу тоталитарному миру, СМИ, всему развращающему, уничтожающему, действующему против человеческой природы.

Господь сподобил меня побывать на Святой горе Афон в мае 2001 года... Символичным стало и посещение града Бари, возможность помолиться у святых мощей Святого Николая Чудотворца. Это был особый промысл и видимое попечение этого почитаемого святого о нашем северном крае.

Мною неоднократно посещались все 7 монастырей епархии, а также совершено 56 поездок по приходам Сыктывкарской епархии. Хочу констатировать тот факт, что все вновь открываемые храмы полны людьми, что говорит о возвращении к своей исторической традиционной православной вере.

Дорогие мои, верьте, что силы у нас есть, они направлены к праведности, святости, миру, исполненному справедливости и добра... Православные люди знают, от чего в мире поисходят различные несчастья, терроризм, преступность, многие другие негативные явления. Это проявление богоотступничества. Мы помним, что без Бога жизнь становится бесцельной и ничтожной, не имеющей цены.

Возблагодарим Господа за радость, за скорбь, потому что везде и повсюду, потому что всегда и везде будут звучать слова Спасителя: «Аз с вами есмь до скончания века» (Мф. 28, 20).

С радостью встречайте, наполняйте весельем дома ваши, места отдыха и работы.

sl.gif (1638 bytes)

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru