ВЗГЛЯД

ЗА КРЕЩЕНСКОЙ ВОДОЙ

Ежегодно в Богоявление возле храмов
разворачиваются маленькие сражения

К празднику Крещения Господня и связанной с ним раздаче святой воды работники храмов готовятся загодя. Готовятся морально, так как не каждый в состоянии без душевных потерь выдержать натиск жаждущих приобщиться к святыне. Уж слишком прямолинейно понимаются крещеным людом, пришедшим в храм за святой водой, евангельские слова: «Царство Небесное силою берется».

Итак, утро 19 января. В небольшом православном приходе в Ленинском районе Новосибирска идет праздничное богослужение. Из огромной очереди, растянувшейся от церковных дверей до близлежащих зданий, периодически выделяются ходоки для выяснения, когда начнут давать святую воду. Ответ – после окончания службы – вызывает возмущенную реакцию: мы тут стоим, понимаешь, на морозе, а они там молитвы развели.

Работники прихода тем временем проверяют жесткость предварительно приваренной металлической ограды с небольшой калиткой и укрепляют перила, установленные перед емкостями с водой. Такая предосторожность нелишня – в первое водосвятие толпа жаждущих получить крещенскую воду смела священника с певчими и чуть не перевернула бачки с водой.

Но вот из дверей прихода с пением выходят певчие, пономари и два священника. Начинается водосвятный молебен. После молебна батюшки окропляют водой близстоящих и протискиваются обратно в храм при помощи прихожан-мужчин, образовавших среди толпы небольшой коридор. Раздача святой воды началась. Давка, крики, ругань. Все рвутся к заветной калиточке, где стоят два прихожанина, в обязанности которых входит сдерживать натиск толпы. Протиснувшиеся через калитку осыпают работников прихода бранью. Все не так: и ожидать пришлось долго, и кого-то вперед пропустили, и наливают неполно. Разливающие воду на оскорбления не отвечают – сноровисто наполняют емкости, протягивают руку за другими. На ветру руки мгновенно обветриваются, брызги от воды замерзают на одежде.

Вдруг раздаются крики: «Грех вам будет, грех!» Это кричат тетки из очереди на одну из женщин, разливающих воду, которая, не поднимая головы, берет банки и бутылки у всех без разбору – у тех, кто попал в заветную калиточку, и у тех, кто умудрился протянуть емкости через прутья ограды. Та, не понимая, в чем дело, продолжает наливать всем подряд. Из очереди продолжают кликушничать: «Грех! Грех!» Один из организаторов делает женщине замечание. Та, сообразив, что к чему, начинает брать емкости избирательно.

Получив святую воду, люди отходят. Вдруг опять скандал. Женщина средних лет возмущается тем, что в емкости постоянно добавляется вода из шланга. Объяснения, что святая вода освящает собой все водное естество, с ней соприкасающееся, ни к чему не приводят. Женщина злобно выговаривает: «Лицемеры, пели, молились, а народ обманываете. Пригрелись тут». Сообразив, что слово «пригрелись» не совсем подходит к стоящим на ветру и холоде людям, которые только что наполнили ее многочисленные бутылки, уходит, окинув всех полным ненависти взглядом. От такой «благодарности» становится не по себе.

Между тем желающих немедленно получить воду не убывает. Гвалт до небес. К толпе подводят старушку с костылем. Трясущимися руками бабушка достает из кошелки банку. Все расступаются и пропускают ее в калитку. Шум стихает. Такой привилегии получать воду без очереди не желает себе никто.

Очередь постепенно рассасывается. К емкостям стали подходить верующие люди. Все благодарят закоченевших разливальщиков, те в ответ радостно улыбаются и отвечают: «Во славу Божию!» Среди желающих получить крещенскую (богоявленскую) воду неожиданно выявляются бабушки, получившие святую воду еще вчера в Крещенский сочельник. Объяснения, что вчерашняя и сегодняшняя вода освящены одним и тем же чином, а потому вода одинаковая, ни к чему не приводят.

Подходят сменщики. У раздающих воду появилась возможность чуть передохнуть, согреться и попить чаю. Все они не ели с самого утра, так как пришли на литургию, как обычно, натощак, а после службы тут же встали на раздачу воды. К вечеру баки заносят в церковь. Начинается вечерняя служба, но воду продолжают раздавать в притворе. Возникает новая проблема. Значительную долю пластиковых бутылок составляют бутылки из-под пива и ароматизированных напитков, промыть которые многие не удосужились. В теплом помещении едкий запах красителей и пивного солода чувствуется очень явственно. На отказ наливать святую воду в немытую посуду реакция неоднозначная.

К концу дня все валятся с ног от усталости, а нужно еще прибраться в храме для утреннего богослужения. Увещевания прийти за водой завтра не помогают. Все требуют обслужить немедленно. К позднему вечеру наплыв постепенно стихает, и, улучив момент, храм закрывают, начинается уборка. В двери периодически звонят: дайте водички. После объяснений, что воду можно получить завтра и в последующие дни, большинство понимающе отходит, но некоторые возмущаются: «Вы обязаны!» Две подвыпившие девицы грозятся всех сжечь.

Ближе к ночи все стихает, храм прибран, пора домой. При выходе из церкви работники сталкиваются с двоими явно нетрезвыми мужчинами. Один, в форме собровца, объясняет, что хоронили майора, погибшего в Чечне, и что друзья попросили их набрать святой воды. Все возвращаются в храм. Мужики достают с десяток пластиковых бутылок. В скорбной тишине поминальной молитвой об убиенном майоре звучит тихое журчание воды. На этой грустной ноте все расходятся по домам, чтобы немного отдохнуть и завтра быть в форме, так как жаждущие запастись святой водой нерасторопности не прощают.

В.МЕЛЬНИКОВ
г.Новосибирск

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru