АЗ ВЕДИ

О ПОРЯДКЕ ВОЗЖИГАНИЯ СВЕЧЕЙ

candles.jpg (7290 bytes) Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой.
Это – медный грош вдовицы,
Это – лепта бедняка,
Это – может быть, убийцы
Покаянная тоска...
Это – светлое мгновенье
В диком мраке и глуши,
Память слез и умиленья
В вечность глянувшей души...

                        А.Н.Майков

Возжжение свечей – это не только дело личного благочестия. Оно имеет смысл, связанный со всем ходом богослужения.

В определенные моменты свечи должны гореть, в другие – угашаться.

Увы, это не всегда известно даже тем прихожанам, которые назначены следить за порядком возжжения свечей. Они считают, что в их обязанности входит только возжигать свечи по мере того, как их подают, и вовремя заменять догоревшие свечи новыми безо всякой связи с богослужением.

А так как маленькие свечки, обычно подаваемые прихожанами, сгорают быстро, женщины «при свечах» постоянно мечутся около подсвечников вместо того, чтобы молиться. Особенно это заметно во время Божественной литургии, когда при всеобщей благоговейной тишине женщины «при свечах» начинают обсуждать, такую, например, проблему – хватит ли свечей до конца службы.

В соответствии с правилами Церкви больше свечей следует возжигать в главные моменты службы. Но тут обнаруживается, что главными моментами Божественной литургии многие считают чтение поминовений и Великий вход (пение Херувимской). А после Херувимской, с их точки зрения, «служба уже кончается, и можно ставить свечей поменьше». При таком отношении к делу к моменту святой евхаристии в непраздничные дни свечей почти не остается.

Другой наиболее распространенной ошибкой следует считать совет: поставить свечку «к празднику». В результате у праздничной иконы скопляется множество свечей, а главные святыни храма – иконы Спасителя и Божией Матери в иконостасе и храмовая икона – остаются в небрежении. Не говоря уже об остальных иконах Божией Матери, местных святых, образе Николая Чудотворца. Хотя эти иконы по важности стоят сразу после образа Спасителя и Богородицы в иконостасе храмовой и праздничной икон.

* * *

Существуют также заблуждения иного свойства, которые прямо граничат с суеверием.

Например, в некоторых сельских храмах бытует мнение, что «грех» – передавать свечу от одной иконы к другой, «грех» – гасить зажженную свечу» и т.п. Иные даже предполагают, что священник велит гасить свечи из экономии.

В городских храмах, в свою очередь, бытует заблуждение, что «моя свеча должна гореть именно тогда, когда читают мою поминальную записку». Но ведь Господь видит и принимает всех молящихся в храме. Независимо от того, чья свечка сгорела в то или иное время, все они сгорели во славу Божию.

Свечи в храме возжигают в следующем порядке:

– сначала в алтаре;

– затем перед главными иконами: Спасителя и Божией Матери в иконостасе;

– перед храмовой иконой (обычно их бывает две: одна – в иконостасе, другая – перед правым клиросом);

– перед праздничной иконой посреди храма;

– затем перед всеми иконами в храме.

Перед главными иконами свечей всегда должно гореть больше, чем перед остальными.

* * *

Во время любой службы, будь то литургия или вечерня, или иная, как минимум, по одной свече должно гореть перед иконами Спасителя и Божией Матери в иконостасе, перед храмовой иконой и иконой дня (праздничной).

Когда отзвонят к Божественной литургии, свечи возжигают по всему храму в небольшом количестве (от одной до трех на каждом подсвечнике, в зависимости от того, день будний или праздник).

Перед чтением Евангелия (перед пением «Блаженны...») свечи возжигают в большем количестве по всему храму, начиная с главных икон, в знак того, что Слово Божие просвещает всех.

Затем часть свечей гасится. Во время краткой ектении перед пением «Верую» ставится заново возможно большее количество свечей по всему храму с таким расчетом, чтобы их хватило до конца канона святой евхаристии. Правда, у священников не всегда хватает помощников для исполнения этих правил.

Во время панихиды, совершаемой обычно по просьбам прихожан после Божественной литургии, свечи возжигают только на каноне, по всему же храму возжигать их не следует.

То же относится и к заказным молебнам: свечи возжигаются перед той иконой, перед которой служится данный молебен, если перед ней есть свешница. А если нет, то на ближайшей. Если кто-либо из заказавших молебен прихожан хочет поставить свечу к другой иконе (например, к храмовой или местночтимой), это не возбраняется, но по всему храму во время заказного молебна свечи гореть не должны.

Не следует также возжигать свечи во время исповеди, если она происходит до начала службы, до часов, или, как это бывает в посты, после вечерни. Покаянное настроение не требует яркого освещения.

* * *

Во время вечерни, большее, чем обычно, число свечей возжигается по всему храму перед песнопением «Господи, воззвах» и гасится по окончании пения «Свете Тихий». Это символизирует, что внешний свет отступает. Душа должна разгораться Божественным светом. Если служится лития, во время нее также возжигается много свечей.

В начале утрени, когда читается Шестопсалмие, свечи по всему храму должны гаситься в память о тех временах, когда утреня служилась до рассвета, а также для большей сосредоточенности на покаянных словах псалмов. Затем свечи снова возжигаются в указанном порядке.

При пении «Бог Господь», а также перед чтением Евангелия по всему храму возжигается больше свечей.

Затем часть свечей гасится, и все они снова возжигаются в начале канона утрени.

* * *

В некоторых храмах практикуется благочестивый обычай, когда миряне держат свечи в руках, возжигая и угашая их в определенные моменты богослужения.

Опытные священники знают, как это сплачивает верующих, помогает им осознать себя подлинными участниками церковной службы.

В наиболее сплоченных общинах принято бывает запасаться свечами не только на себя, но и на тех, например, кто в этом храме впервые и не знаком с его обычаями. Этот малый дар способен произвести даже на неверующего человека неизгладимое впечатление, разрушить многие опасения, с которыми он зашел в храм Божий.

Подготовлено по материалам
«Настольной книги священнослужителя»



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru