У СТАРООБРЯДЦЕВ

О СМЕЛОСТИ БЫТЬ ОСОБЕННЫМ

Старообрядческая молодежь ищет свое место в мире

Материал, представленный ниже, хронологически несколько запоздал к своему читателю. Хронологически – но не по сути. В конце июля минувшего года под Казанью состоялся первый съезд христианской молодежи Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ Белокриницкого согласия), на котором была предпринята едва ли также не первая попытка определиться в отношении к современному обществу в его влиянии на старообрядческую молодежь.

Вообще, что такое старообрядческая молодежь? На улице чаще всего ее от общей массы не отличишь. В укоренившемся представлении типичный старообрядец и в городах-то почти не должен жить, а где-нибудь в глухих таежных, в первую очередь, сибирских деревнях; он зарос по самые глаза густой бородой, ходит в суровых штанах и сапогах – в общем, что-то сугубо позапрошловековое и сходящее в историческом смысле на нет.

А они живут среди нас, в том числе в городах, в том числе в весьма крупных – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и других. И жизнь эта, среди современной российской цивилизации, требует нового осмысления и подтверждения тех христианских оснований, на которых ее с полным правом можно будет назвать «православной». Совершенно очевидно, что для старообрядцев – людей, которые сознательно бегут от «никонианских слабин и попущений в вере», – осмысление себя в современном мире особенно актуально. Нынешний мир ведь лукав: он, например, объявляет свободу вероисповедания, что для любой церкви, безусловно, благо. Однако в то же самое время он сквозь пальцы смотрит едва ли не на любое человеческое поведение, ограничивая его в отдельных случаях разве что Уголовным кодексом. Тут (как в случае со свободой совести) к государству уже не воззовешь. Взывать приходится к себе, а, как известно, даже это дело ужасно трудное – не говоря уж об ответе на такой зов…

Прошедший в Казани съезд едва ли можно считать епархиальным. На него съехались более 60 молодых людей и девушек – представители практически всех регионов России, от Петербурга до Новосибирска.

str_vhod.jpg (8231 bytes)

У входа в храм

«Зал» съезда располагался под сенью огромного тополя, что растет у алтарной стороны полуразрушенного храма в вымершем селе Тихий Плес (50 километров от Казани, в устье реки Свияги). Здесь разместился стол для президиума, делегаты же рассаживались как на заранее подготовленных скамейках, так и на траве.

Главный разговор шел о том, как сохранить веру в условиях массированной атаки мирских искушений – таких, как спорт, музыка, компьютер или телевидение. Последнее слово в каждой дискуссии – за духовенством. Кроме того, звучали доклады, посвященные вопросам просвещения, возрождения древних ремесел, по истории образовательной деятельности в старообрядческой среде в начале XX века. От лица представителей Кирова прозвучало предложение участвовать в многодневном крестном ходе от г.Вятки до реки Великой с древней вятской святыней – образом святителя Николы Великорецкого.

Председателем и ведущим съезда был молодой священник из села Микварово (Кировская область) о.Сергий Бобков.

Последний шанс для Церкви

«Современная свобода вероисповедания – это едва ли не последний шанс сохранения и возрождения Церкви, – сказал во вступительном слове на съезде епископ Казанский и Вятский Андриан. – От того, с каким усердием, воодушевлением и энтузиазмом вы возьметесь за образовательную, просветительскую и созидательную деятельность, зависит судьба нашей Церкви и нашего народа. Будем же искать прежде всего правды Божией и стараться в меру данных Господом талантов творить Его повеления и заповеди, а остальное все приложится нам».

Посолонь или противосолонь мира

«Перед каждым из нас стоит выбор: быть избранными Христом и ненавидимыми миром, либо дружить с забывшим Бога обществом, – отметил в первом – программном – докладе «Поведение молодого христианина в современном обществе» священнодиакон Виктор (Казань). – Конечно, легче второе. Но святой апостол Иаков пишет, что «дружба с миром есть вражда против Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4).

Но как оставить мир? Ведь оставив мирских друзей, сам останешься совершенно один в чужой среде. Пожалуй, это главный довод, приводимый в оправдание людьми, не решающимися менять жизнь.

Я призываю не просто оставлять мир, а именно менять не знающее Бога общество на общество, одухотворенное верой, которое можно найти лишь в Церкви. Совершенно не нужно изолироваться от класса, достаточно сменить близких друзей, круг своего общения.

Трудно тем, кто, не имея веры в Бога, страдает от одиночества и часто впадает в состояние неуверенности. Такой человек бывает несчастен, уныл и потерян. Но стоит ли искать внешнего благополучия в жизни ради сиюминутных радостей с товарищами, которые, скорее всего, никогда не станут настоящими друзьями? Такие приятели обычно проявляют себя как друзья, пока им с тобой весело. А что дальше?.. Не осуждая их, мы не должны уподобляться в поведении им, их отношениям между собой, и не расстраиваться из-за того, что нас могут не принять из-за наших взглядов на жизнь, из-за нашего «белого цвета», которым мы отличаемся от других. Но мы не останемся одиноки. В любом случае Господь пошлет нам того, кто нужен.

Будь особенным (не только в наружности, но и в общей линии поведения), и при этом не гнушайся никем! В учебе, в труде, в беде (но не в грехе!) помоги всякому – и безбожнику, и недоброжелателю. Только сердце с ними не разделяй, чтобы не остыло и не прилепилось к греху».

Человек для музыки или музыка для человека

«Бог дал таланты людям творить литературу (и не только духовную), живопись (не только иконы), строительство (не только храмы), – сказал в своем докладе «Отношение православного христианина к музыке» прот.Антоний Четвергов (Казань). – Для чего? И как относиться к музыкантам и музыке?

«Эта музыка для всех вредна, эта – средненько, а вот эту можно слушать всем», – так мы пытаемся решить этот сложный вопрос, – полагает о.Геннадий. – Подход к этому вопросу в принципе неверный. Как и всякая информация, музыка имеет определенный уровень. Так, мы, общаясь с человеком боголюбивым (и если он сильнее нас духовно), сами становимся выше и чище. Если же общаемся с человеком, который несет энергию низшую, чем есть в нас, мы можем оскверниться. Такой же принцип и в музыке. Нельзя однозначно сказать, что для всех «эта» музыка вредна, а другая полезна.

Про классическую музыку также нельзя однозначно сказать, что вся она положительно влияет на человека. Есть такая, которая несет сильно отрицательную энергию, будоражащую душу, например, «Полет валькирий» Вагнера».

Музыка – это сильное средство, которое при определенных обстоятельствах может стать оружием против человека, его души.

По словам чтеца Павла из с.Стрельниково (Костромская область), «каждый человек понимает в меру своей сознательности. Для одного человека определенная музыка приносит пользу, для другого – не приносит. Но мы же не можем каждый раз советоваться с духовным отцом, можно или нельзя слушать ту или иную музыку! То есть каждый человек выбирает для себя то, что ему нужно, и если он от музыки получает положительные эмоции, то это не является прегрешительным».

Обсуждение резюмировал владыка Андриан: «Музыка – это явление сложное и неоднозначное, как и все искушения, которые к нам приходят. В музыке невозможно найти границу дозволенного, что можно, а что уже нельзя. Это же касается и компьютера, и телевизора, которые мы не призываем выкидывать. Если ты услышал какую-то хорошую мелодию, то она не принесет тебе особого вреда, но если ты увлекаешься и ищешь новых мелодий, звуковых впечатлений до того, что это начинает занимать основную часть твоего времени, то это уже пагубно, не достойно христианина. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Вот и музыка не должна обладать человеком, он должен критически к ней относиться и внимательно следить за своим духовным состоянием. Например, для монаха, человека, сильного духом, который долго не слышал музыки и вдруг услышал музыку нехристианскую, это не будет пагубным, он воспримет ее как что-то инородное, он сразу начнет творить молитву и отойдет от этого, ему это не нужно, у него псалмы в голове. Это состояние души (к нему мы должны стремиться) должно упасти, уберечь нас от пагубного влияния музыки и всех других искушений. Нужно постоянно находиться в духовном бодрствовании».

Искушения спортом

Игорь Вершинин из Волгограда представил доклад «Отношение православного христианина к спорту», в котором он рассмотрел четыре опасности, подстерегающие христианина, увлекающегося спортом: «Первая связана с занятиями восточными единоборствами. В состав их упражнений входит отработка приемов, позволяющих голыми руками убить или покалечить противника. Задача этих спортивных упражнений – развить в себе физическую силу, превосходящую человеческие возможности. С христианской точки зрения, достижение результатов в этой борьбе можно объяснить тем, что через все эти таинственные ритуалы в человека входит нечистый дух, силою которого и одерживается победа.

Вторая опасность – оздоровление организма нетрадиционными (к сожалению, сегодня становящимися традиционными) методиками, содержащими в себе элементы восточных религий. Сознание собственной значимости – вот что внушается человеку. А это – сатанинская гордость, которая обращает в ничто любое благое дело, является началом пути, ведущего в ад.

Третья ловушка для христианина – это когда увлечение спортом становится страстью, когда большую часть времени человек посвящает физическим упражнениям, тренировкам, он ухаживает за своим телом, как за машиной, наращивая мышечную массу, «исправляя недостатки» природы, прилагая сверхчеловеческие усилия для достижения рекорда. У человека просто не остается времени на общение со своей душой, с Богом. Он живет ради мелкой цели – результата, не замечая красоту собственной души.

Четвертая опасность – это так называемое «здоровье любой ценой». Мы часто забываем, что душа дороже всего видимого мира, драгоценнее временного здоровья тела. Вы скажете: «А если заболеем?» Но разве Господь не показывает этим Свою любовь к нам, очищая душу и тело от смрадных грехов. Разве нет в Церкви святого таинства елеосвящения, разве приобщающий нас Святыми Дарами священник не говорит, что причащаемся мы «во исцеление души и тела»? И если Богу не угодно нас тут же исцелить (хотя в Его власти сделать это), неужели нам надо обращаться к другим богам, иным силам?»

Главный «соперник» Церкви

«Все телевизионные передачи, которые мы видим (даже хорошие, здравые фильмы), имеют характер чувственный, – подчеркнула в докладе «Отношение православного христианина к TВ, радио» Татьяна Ирзина (г.Казань). – И сила, с которой сейчас телевизор забирает внимание человека, настолько велика, что даже церковно устоявшиеся люди невольно совращаются и, уткнувшись в телевизор, постепенно обмирщаются в своем душевном настроении.

А как относиться к телевизионным новостям? Быть очень осторожным, не всему со страстью вверяться, уметь отличать информацию от обилия налипшей вокруг нее разрушительной эмоциональной шелухи. Чтобы этому научиться, нужно иметь длительные периоды полного исключения телевизора из своей жизни. Это прежде всего многодневные посты. Во время них даже последние известия нужно исключить. Потом появятся силы и для годового поста от телевизора. Тогда только можно научиться рассудительности, ибо в ней основанием будет духовный опыт молитв и поста.

Относительно детей можно сказать то же, что о взрослых. Дети особенно впечатлительны. Воспитывать детей на телевизионных передачах — значит, сильно урезать возможности научения ребенка к молитве. Нет ничего более мешающего молитве, чем чувственное впечатление. Каждый это, наверное, испытал на своем опыте. И поэтому ребенка надо особенно беречь от различных сильных чувственных впечатлений. Поэтому от всяких зрелищ, каких угодно – телевизионных, театральных или даже просто событийных в жизни – нужно беречь их взгляд.

Недаром те, кто приезжали из города и пробовали в течение полумесяца или месяца пожить в одном каком-нибудь монастыре, ходить на службы, никуда не отвлекаться, постепенно приходили в особое устроение души, после которого не хотелось выбираться и ехать домой, потому что, оказывается, это настроение души свойственно и сродно ее чистой природе. Природе души свойственно такое нерассеянное, нерассыпанное состояние. И когда душа благодаря тому, что впечатления ограничены, это обретает, она становится свободной в дыхании духовной жизни...»

Одеяния и деяния

«В современном старообрядчестве многие просто не знают о древних традициях и обрядах, которые испокон веков хранили наши прадеды и прабабушки, – заявила Ольга Базарнова (г.Казань) в докладе «Возрождение древних традиций (иконопись, плетение и шитье)». – Теперь мало кто знает, как шьются сарафаны и кафтаны, в которых ходят христиане в храме, по каким правилам плетутся лестовки и шьются облачения для церковных служителей.

str_hra.jpg (5580 bytes)

В храме

В настоящее время мало кто действительно серьезно задумывается об одежде, которую носит в храме. Мужчины летом ходят в рубашке с коротким рукавом и без поясов, женщины – либо в коротких или полупрозрачных юбках, либо в сарафанах очень ярких и вызывающих расцветок. Родители одевают своих детей в короткую и яркую одежду, не приучая их с детства к скромности.

Мы прекрасно знаем, что в храме нельзя отвлекать людей от молитвы. А сами внешним видом своим привлекаем внимание прихожан, соблазняя их посмотреть на нас, тем самым мы губим молитву и свою, и других. Поэтому одежда в храме должна быть скромная и не должна привлекать особого внимания.

Что касается шитья и плетения бисером, то на сегодняшний день существует проблема, что некому и негде обучать этим интересным ремеслам молодежь, а желающих научиться довольно много. Раньше центры рукоделия были в монастырях. Монахини вышивали иконы и оклады для них из бисера, закладки для книг, шили облачения. В настоящее время таких действующих центров нет, но зато есть мастерицы-рукодельницы, которые могли бы поделиться опытом и научить желающих этому делу. Например, рукодельницы из гг. Томска и Новосибирска уже всерьез думают о создании такого центра у себя на родине. Сегодня приходы очень нуждаются в опытных кадрах, знающих каноны и правила, по которым шьются облачения.

Хотелось бы, чтобы поскорее создавались центры по обучению и обмену опытом. Мастерицы в таких центрах могли бы шить облачения, пояса, лестовки не только для своей епархии, но и для других приходов, тем более есть конкретные люди, которые готовы трудиться для блага Церкви и спасения своей души».

* * *

Вот лишь небольшие выдержки из того, что прозвучало на съезде. Это, естественно, – не серьезные научные или богословские труды на тему «Церковь, общество и молодежь». Это – попытка самих молодых старообрядцев понять свое место в нашей жизни, жизни, полной духовных опасностей. Как знать, может, эти размышления окажутся душеполезными и для тех, кто только ищет свои пути в мире?..

Подготовил В.ЧЕРНИЦЫН.
г.Санкт-Петербург

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru