ХРОНОГРАФ В ПОИСКАХ ЖИВОГО СЛОВА Заметки участника Рождественских чтений Рождественские чтения в Москве продолжают собирать цвет православной интеллигенции России. На Десятые юбилейные чтения приехало около пяти тысяч человек, завязались бесчисленные новые знакомства. И это, наверное, самая ценная часть многодневных мероприятий. Если говорить о качестве докладов – здесь трудно дать однозначную оценку. Для тех, кто приехал впервые, многое стало откровением. Для старых участников услышать что-то новое на пленарных заседаниях почти невозможно. Отец Дмитрий Смирнов, прекрасный проповедник, вновь призовет нас вести наступательную политику по отношению к миру. Какой-нибудь седенький, старенький ученый поделится тревогой за Россию, но такой тревожной, что кажется все – конец нам пришел. Архиерей N, подводя итоги жизни своей епархии за год, обязательно упомянет о Рождественской елке. Ну и так далее. Фамилии докладчиков, темы выступлений из года в год почти не меняются. Отдел по религиозному образованию о.Иоанна (Экономцева) – организатора Чтений – осознает проблему и пытается решать ее за счет секций. Некоторые из них, безусловно, удались. Например, «Православие и воспитание в семье и образовательных учреждениях». Ее вел настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников). А всего секций в этом году было 60. Но вот беда: проводились они в разных концах Москвы, и больше трех-четырех посетить невозможно. Причем большая часть тем оставляла желать лучшего. На один хороший доклад приходилось пять-шесть перелатанных из старых выступлений или просто странных. Мне рассказывали, как архимандрит Иоанн (Экономцев) дал слово одной напористой даме из провинции. Певучим голосом она начала рассказ о себе: «Вообще-то меня зовут... но это по-мирски, а на самом деле я матушка... и хотя матушками зовут... но в очах Божьих я...» – и так минут на двадцать. Отец Иоанн попытался ее остановить, но певучесть у дамы в платочке вдруг сменилось металлом в голосе: «Нет уж, отец архимандрит, пусть зал решает». – «Продолжайте», – крикнул кто-то. «Вот видите, – уничижительно бросила дама архимандриту Иоанну, – народ просит!» Всякий раз, столкнувшись с подобным, с тоской думаешь, что где-то в другом месте в этот момент произносится что-то по-настоящему важное. Нет слов, отец Иоанн и его помощники делают великое, небывалое дело, изнемогают от трудов. Но что-то нужно менять. Секций, наверное, должно быть значительно меньше, отбор докладчиков намного жестче. И вот что интересно. Насколько я лично был разочарован официальной частью мероприятий, настолько обрадован и заинтересован тем, что услышал в кулуарах и о чем подробно напишу в ближайших номерах нашей газеты. Отец Сергий Гамаюнов из Вятки рассказал о дымковской игрушке. Ангелина Михайловна Беланова и ее супруг Михаил Семенович поведали о прифронтовом госпитале в Ростове, где ухаживают за ранеными православные сестры. Отец Алексий Сысоев из Ясенево прочел отличный доклад о русских сказках. Жаль, что я был их единственным слушателем. Но вот вопрос – где бы все это удалось узнать, если бы не Чтения? И еще. Если в прошлом году выступили с поздравлениями участникам Чтений 7-8 министров, то в этом только один – министр образования Филиппов. Что за этим кроется, пока не понятно. * * * Перемещаясь с секции на секцию по столице, я имел возможность немного понаблюдать за жизнью москвичей. Некоторые эпизоды были очень трогательны. В библиотеке им.Пушкина участников секции по антропологии встречала милая бабулька в фуфайке и валенках. Смесь столичного с деревенским в Москве очень заметна. Кругом люди, разговаривающие по мобильному телефону. Но иным он уже не нужен. Как-то раз я увидел высокого, хорошо одетого господина, ожесточенно спорящего с кем-то. Решил, что тоже говорит по «мобильнику», но, подойдя поближе, понял – человек говорит сам с собой. Безумие – примета большого города. * * * В один из вечеров поехал в гости к одному из ветеранов нашей газеты – Анатолию Петровичу Сакову, который сейчас живет в Москве. Он рассказал, как попросились к нему недавно на ночлег трое: священник, диакон и мирянин. Живут они где-то под Котласом, в безбожном поселке на стыке четырех земель: Вятской, Вологодской, Архангельской и Коми. Бедствуют, конечно, но люди чудные. Священник родом из Казахстана, матушка у него немка по национальности. Могли бы уехать в Германию, хорошо устроиться, но не уезжают. Матушка родила шестерых, трое деток умерло, трое живы, и вот она опять в положении. Страдает, но терпит и верит. Диакон – фантазер, мечтатель, все с батюшкой спорит, что есмь послушание настоятелю. Мирянин тоже с историей. Прежде выпивал, был драчуном, с шилом ходил по улицам, но с «честным шилом», как выразился Анатолий Петрович, а не сапожным, оставляющим рваные раны. То есть не совсем пропащий человек. Однажды попал к нему в руки православный календарь. Прочел в нем Честное Шило что-то про Серафима Саровского и уверовал в Бога. Да так крепко, что взял банку тушенки, полбуханки хлеба и отправился в Артемиево-Веркольский монастырь. Добрался до Архангельска, узнал, что до Верколы еще сотню километров. Пошел вдоль железнодорожного полотна – без еды, без денег. Время от времени его догоняли поезда. Машинисты притормаживали, предлагали подвезти. Но Честное Шило отказывался. И снова шел. А рядом шагал старичок – такой, каким на иконах Николая Чудотворца рисуют. Шли молча. Потом старичок исчез. В обители у парня что-то не заладилось, не приняли его. Вернулся он обратно домой. Чем питался, как добрался – не говорит. Но только вскоре после этого стали в церковной кружке появляться изрядные, по меркам этого храма, деньги. Мелкие, сложенные вместе купюры. А однажды милиционеры проконвоировали в храм человека, сказали, что вот, мол, ходит по деревням, собирает деньги со старушек на храм. Верно ли, что на храм, а не на водку? Так и выяснилось, кто был тайным благодетелем церкви. Честное Шило – это я его так назвал, выслушав рассказ Сакова. Настоящее имя мне не известно. Но развеселил меня, порадовал душу Анатолий Петрович. Сейчас думаю, может быть, этого-то как раз и не хватало Чтениям – живого голоса России, который учит и лечит. В.ГРИГОРЯН На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |