ВРЕМЕНА ОБРАЗ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН? К вопросу об особом почитании в России В сегодняшнем выпуске газеты мы решили обратиться к неожиданно ставшей актуальной в последнее время теме – о почитании иконы Богоматери Ченстоховской. И представляем несколько мнений на этот счет. ПЛЕНЕННАЯ ИКОНА Вечером 7-го января во многих храмах страны были совершены молебны о спасении России перед Ченстоховской иконой Божией Матери. Традиция молиться по этому поводу именно в этот день и именно перед этой иконой зародилась недавно, причем при довольно странных обстоятельствах. В 1999 году в некоторых газетах были опубликованы письма рабы Божией Валентины с сообщением о являющихся ей во сне православных святых. В одном из таких явлений Валентине было сказано, что именно ей выпала честь передать всей России страшную весть: если в храмах повсеместно вечером 7-го января не будет проведен покаянный соборный молебен перед Ченстоховской иконой Божией Матери, то страну нашу ждут великие скорби.
Растиражированные по всей стране письма вызвали неоднозначную реакцию в православной среде. Тем более, что в последние десятилетия сложилась традиция молиться о спасении России Державной иконе Божией Матери, явленной в день вынужденного отречения от престола святого страстотерпца Императора Николая II. Но в письме р. Б. Валентины указывалось, что благодать от Державной иконы перешла к иконе «последнего времени» – Ченстоховской. Несмотря на явный абсурд ситуации, при которой не известным никому человеком в одночасье с России было снято покровительство Божией Матери через Ее Державную икону, молебны были совершены практически повсеместно. Причина сего наиболее ясно объясняется приведенными в письме словами некоего архимандрита, сказавшего, что, даже если вся эта история выдумана от начала до конца, совершить молебен все равно нужно, так как от него будет только польза. Но польза ли? Здесь уместно будет все-таки вспомнить, что же собой представляет икона Божией Матери Ченстоховская? Икона эта – древняя православная святыня, реквизированная поляками в 1382 году во время покорения юго-запада России и с тех пор находящаяся в польском католическом Ченстоховском монастыре. Божия Матерь через эту икону не раз спасала поляков от иноземцев. В благодарность за спасение Польши от шведских захватчиков король Казимир в 1653 году присвоил Ченстоховской иконе титул «Польской королевы». В 1717 году над иконой совершился чин коронации с возложением на лики Богородицы и Богомладенца двух освященных в Ватикане корон с изображением герба Польского государства. С тех пор православная святыня стала не только святыней католической, но и символом католической Польши. И не только символом, но и знаменем борьбы против России. В те времена, когда Польша была частью Российской империи, поляки молились перед ней о даровании освобождения от ненавистной православной России (что, конечно, дело рук и умов человеческих, и никакого отношения к милости Матери Божией не имеет). И вот символ враждебного православию католицизма неожиданно стал символом спасения России. Спасения от чего? Не исполняется ли давняя мечта католиков «спасти» Россию от «ереси Фотия»? По крайней мере, после неудавшегося крестового похода, остановленного святым благоверным князем Александром Невским, ситуация с Ченстоховской иконой – это серьезный реванш католицизма. В своем письме раба Божия Валентина ссылается на указание преподобного Серафима Саровского: «При освобождении нашей родины какую-то положительную роль сыграет Польша». Слова эти вырваны из контекста книги «Неизвестный Нилус» (2-й том, 352 стр.), а точнее, из воспоминаний некоего А.П.Тимофиевича. Чтобы понять, о чем идет речь в воспоминании, текст стоит привести более подробно, нежели в письме. «Это было в первые годы революции, – пишет А.П.Тимофиевич. – ...С.А.Нилус только что приехал в Киев, пережив очередной арест... «Сергей Александрович, – спросил я, – Вы имели такую возможность ознакомиться с архивами и преданиями Сарова и Дивеево, не встречали ли Вы каких-нибудь указаний о грядущей судьбе нашей многострадальной Родины? Ведь Вы имели радость беседовать еще с инокинями, современницами преподобного Серафима, и с супругой самого Мотовилова, Еленой Ивановной». С.А. долго молчал, а потом, поднявшись во весь свой богатырский рост, стал взволнованно ходить по веранде. – Никто не ведает судеб Божиих, – неожиданно произнес он, – хотя великому прозорливцу и многое было открыто. Скажу только, что о переживаемом нами страшном времени не раз говорил он близким людям и горько плакал при этом, но говорил также, что по времени Господь даст еще известный срок, около 15 лет, России на покаяние и что при освобождении нашей родины какую-то положительную роль сыграет Польша. Если после этого Россия все же не покается, то гнев Божий изольется на нее в еще больших размерах». Что следует из этого, нигде более не встречаемого, воспоминания? То, что речь идет не о сегодняшнем времени, а о первых годах революции. Что же касается Польши того времени, то она имела совсем другое геополитическое значение, нежели сейчас. Известно, что в первые годы революционного беспредела в близлежащие страны, в том числе и Польшу, хлынул поток лучших людей нашего Отечества. Так что вполне допустимо, что именно Польша могла при условии покаяния российского народа сыграть «какую-то положительную роль». Но народ не покаялся, а что с ним в дальнейшем произошло, из истории хорошо известно. Так что выхваченные из контекста пророчества преподобного Серафима Саровского, якобы свидетельствующие о том, что спасение в Россию придет из католической Польши, явная натяжка. Тем более, что нигде даже не упоминается о Ченстоховской иконе. И надписи на распространяемых репродукциях этой иконы, из которых следует, что именно ее благословил преподобный Серафим как символ спасения России, уже не натяжка, а явная ложь. Но это на руку самим католикам, в частности, польским иезуитам, активно занимающимся прозелитской деятельностью на канонической территории Русской Православной Церкви. Подобные намеки неоднократно делал и нынешний Папа Римский, говоря об особой благодатности Римо-Католической Церкви и ее роли в спасении России. Чего стоит история с Фатимским явлением Божией Матери 13 мая 1917 года, когда Богоматерь якобы предсказала трем маленьким пастушкам революцию в России. Десятилетиями католики нещадно эксплуатировали «фатимское чудо», особо подчеркивая, что о судьбе России Божия Матерь соизволила сообщить не кому-нибудь, а ребятишкам-католикам. По словам единственной оставшейся в живых пастушки Люсии, было и еще одно пророчество. Весной 2000 года Папа Римский тайну этого пророчества раскрыл общественности. В нем якобы Божия Матерь говорила о покушении на Папу, совершенном 13 мая 1981 года, и опять проявила заботу о России. Папа Иоанн Павел II, рассказывая со слов престарелой пастушки о чудесном явлении, заявил, что Девой Марией якобы было также сказано, что через некоторое время после революции Россия «вновь будет обращена». Какой смысл вкладывал понтифик в слово «обращена»? Обращена в христианство или конкретно в католичество? Недавние события в итальянском городе Ассизи (там по инициативе римо-католиков был собран межконфессиональный форум) ярко свидетельствуют, что изданный в 1075 году акт «Диктатус папэ», в котором провозглашалось полное главенство римского епископа во всем христианском мире, уже устарел. Теперь «великий миротворец» из Ватикана уже главенствует не только над христианами, но и над всеми верующими людьми независимо от того, в кого и во что они верят. Совсем не трудноспрогнозировать, что в некотором будущем может произойти на подобном форуме, когда очередной «миротворец» совершит великие знамения. Евангельские и святоотеческие пророчества сбываются на наших глазах. День Ченстоховской иконы Божией Матери празднуется в Русской Православной Церкви 6 марта (19 марта по гражданскому календарю). В этот день православные помимо уставных молитвословий возносят молитвы Господу о спасении древней иконы из католического пленения. Молиться же о спасении России иконе, самой находящейся в плену и ставшей символом чужой веры, более чем странно. А то, что далеко не худшая часть православной России без оглядки ринулась, пусть и невольно, под омофор католической святыни, ничтоже сумняшеся отметая святыню православную, свидетельствует о том, насколько враг коварен. В связи с этим более понятными становятся евангельские слова о том, что, возможно, прельстятся и избранные (Мф. 24, 24). Организаторы всероссийского соборного молебна призывают всех к покаянию. Действительно, покаяние необходимо. И, прежде всего, перед Ходатаицей нашей и Заступницей Пресвятой Богородицей в том, что в одночасье отреклись от посланной Ею России иконы Державной, благодать от которой у нас никому не отнять. В.МЕЛЬНИКОВ
ДРУГАЯ СТОРОНА ПОЧИТАНИЯ Образ Ченстоховской иконы, «Матка Бозка Ченстоховска», как с любовью именуют его польские христиане, уже с XIV в. служит спасительной святыней для западных славян – католиков и православных. Попавшая некогда в пределы Речи Посполитой, эта икона не по суетному человеческому произволению, а по явному промыслу Божию явила себя для поклонения западного мира. Сама Небесная Владычица, явившись в видении князю Владиславу Опольскому, повелела перенести Свою икону на Ясну гору. Основав в 1352 году на Ясной горе монастырь, князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена. Почитание образа на Руси сохранилось в древнем списке Кирилловской церкви в Киеве и других городах Украины, а также в старинных списках Острогожского Вознесенского храма и Казанского собора в Санкт-Петербурге. Это что касается исторической судьбы святыни. Далее мне хотелось бы поделиться с читателями соображениями о «ченстоховских церемониях», так активно сегодня пропагандируемых агентством ББЦ («Бабка бабке сказала»). Слыша рассуждения об «иконе последнего времени» (а именно Ченстоховскую икону стали называть таковой, будто именно она спасет Россию), нельзя не подумать, что при нашей дремучести в вопросах православного вероучения, Россию спасет только чудо. В какую-то благочестивую голову вошла дьявольская мысль: отвергнуть собор святых икон Божией Матери ради поклонения одной-единственной, притом только потому, что ББС сообщает, будто бы благодать от иных икон перешла к этой: «Слышь, Панкратевна! Теперь, говорят, нужно молиться только Чесноковской иконе. На ей теперь вся благодатная сила. Всех целяет...» И если даже согласиться с идеей, что наша «бедная» Россия не выживет без Ченстоховской святыни, то что же в таком случае следует: выкупить образ у Польши или заново включить Польшу в состав России? Но можно ли вообще так ставить вопрос, что есть такая икона, которая спасет Россию? Нужно, наконец, понять, что мы веруем не в иконы, а в Бога. Россию спасут православная вера и заступничество Божией Матери. Поэтому и спасителен для нас не тот или иной всенародно почитаемый образ, а милосердное заступничество Самой Пресвятой Богородицы, почитаемой в каждом из них. Вот то спасительное чудо, на которое нам следует, несомненно, надеяться. Поэтому никак не возможно согласиться с тем, что Ченстоховская икона Божией Матери значит для России больше, чем Владимирская, Смоленская, Казанская или Державная. В «ченстоховских церемониях» на самом деле наблюдается не стремление почтить святыню, а попытка сделать саму Церковь более управляемой извне и таким образом нащупать слабые места для определенного духовно-политического влияния. В церковной жизни такие движения нередко начинаются со своеобразной «моды» на почитание отдельных святынь, когда их чудотворность превозносится над всеми прочими. Так, между прочим, начинали и многие секты. В этом и заключается другая сторона явления. В Церкви изначально существовали скрытые течения так называемых зилотов, то есть «ревнителей благочестия», которые время от времени взбаламучивали церковную жизнь, чтобы всем преподать пример «истинного благочестия», ревнуя не столько о Духе, сколько о внешней форме. И именно они нередко становились орудием определенных политических сил, которые, оставаясь в тени, умело их направляли, получая обильные политические дивиденды. В письме к Тимофею апостол Павел пишет: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1Тим. 4, 7). Это далеко не лишнее предупреждение. Околоцерковные движения, движимые слухами и сплетнями о конце света, существуют столько же, сколько и сама Церковь. И пусть чтимый образ, выбранный ширмой для реализации скрытых антицерковных маневров, не введет нас в заблуждение. Никто не спорит, что акафист и молебен образу Ченстоховской Богоматери можно отслужить для душевной пользы. Но на пользу это послужит только тем приходам, где богослужение не будет связано с некоей извне инспирированной акцией, поскольку в движении ревнителей зреет реальная опасность внедрения в христианскую жизнь принципов той «православной демократии», которая стремится подменить собой теократическое церковное управление и может не только дать повод для нареканий на Церковь, но и привести к расколу. Поэтому сказано: «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14, 34). Духовные пастыри не должны ходить на поводу у пустозвонов, которых хватает на каждом приходе. Они должны иметь обо всем суждение не душевное, а духовное; и им не подобает колебаться вслед за каждым порывом ветра. И когда в Церкви вновь возникают те или иные смущения, связанные с некоими пророчествами не от Писания, на священство ложится особая ответственность. Об этом следует сказать прямо: грех тому, кто стремится сделать своих духовных пастырей вождями той самой «православной демократии» или, того хуже, лидерами партизанской борьбы с гражданской властью или собственным Патриархатом. Именно поэтому духовное пастырство требует особой духовной мудрости и истинного смирения. Священник ПАФНУТИЙ Жуков
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |