ЖИВОЕ СЛОВО

МЕСТО ЖЕНЩИНЫ В ЦЕРКВИ

Как вы определяете место женщины в православии? В древней Церкви существовал чин диаконисс, в задачи которых входило благовестие язычницам, работа с христианками. Насколько желательно сегодня восстановление этой формы православной жизни?

О.Пафнутий (Жуков), директор православной гимназии г.Сыктывкара:

Иногда я говорю уважительно о жещинах, учителях, которые трудятся в гимназии: «Вот наши диакониссы». Они несут служение людям, подобно женам-мироносицам, но официальный статус им чужд.

И здесь, в этом статусе, есть определенное искушение. В Церкви есть много женщин, ревностных не по разуму, которые пытаются заправлять всеми делами. Они и рады бы получить какой-то чин, чтобы окончательно возгордиться. Не стоит их и нас так испытывать.

Говорить о диакониссах всерьез можно, если речь идет о монашествующих старицах, и такое звание могло бы стать их почетным титулом, указывающим на величие подвига.

Но, скорее всего, официальное утверждение подобного чина послужило бы спекуляции и профанированию его духовного смысла. Место женщины в Церкви не всегда заметно для православных теоретиков, но любой практикующий священник знает, как много держится на наших сестрах во Христе. Мужчины ставят себя иногда намного выше. Вот он придет в церковь поговорить с батюшкой о Писании, решить богословские вопросы, а пыль протереть – это увольте, пройдет, не заметив.

А женщина возьмет тряпку, швабру и смиренно послужит Господу. Вот эта готовность служить в самых простых, обыденных вещах – это воистину евангельское делание.

Да, проповедь женщинам запрещена апостолом Павлом в послании к коринфянам. Но не потому, что женщины неразумны. Просто у каждого свое служение. Дело женщины – это служение любви. Вспомним Марфу, готовящую еду для апостолов, или Марию, сестру Лазаря, омывающую ноги Спасителя миром и отирающую Его ноги волосами, – вот высокие образы служения женщины Церкви.

И, наконец, то, что очевидно, что мы видим каждодневно – воспитание детей в вере совершается преимущественно через женщин. Ведь дети научаются в вере не через проповедь, а через материнскую любовь. Имена дочерей святой Софии: Вера, Надежда, Любовь – это символы даров, воспринятых ими от премудрой матери.

И то, что мы можем присвоить женщине в том или ином чине, никогда не будет так значимо, как то, чем увенчает ее Господь в будущей жизни.

О.Александр Покрамович, благочинный церквей Северного Приладожья Петрозаводской епархии:

Я думаю, что вводить чин диаконисс не обязательно. Сегодня многие женщины исполняют послушания. Кого-то из них выделять, присваивая специальный статус, значит – умалять служение других.

Чем занимались диакониссы в древности? В те времена креститься приходили в основном взрослые люди, а таинство совершалось с полным погружением. То есть человек целиком разоблачался, и кому-то нужно было при этом помогать священнику крестить женщин. Но потом крестить стали в основном в детском возрасте, и особая нужда в такой помощи отпала. Были и другие послушания. Например, служение в больницах.

Сейчас эти виды служения никуда не исчезли, но изменились формы церковной жизни. Так, во времена святого Иоанна Златоустого женское монашество только начиналось, окормлялось при мужских монастырях. Но позже оно получило самостоятельное значение, появились монашеские чины, матушки-игуменьи. Образовывались сестричества милосердия, где могли исполнить свой долг благочестивые христианки. В последние годы появилось множество богословских, катехизаторских курсов, где готовят преподавательниц воскресных школ для детей и взрослых. И так далее.

И если все это есть, зачем возрождать институт диаконисс, менее богатый возможностями. Это получается какое-то масло масляное. Не говоря об опасностях, связанных с этим. У женщин очень велика подверженность прелестям. Они торопятся, спешат достичь каких-то высот в благодати, что мешает иногда их духовному росту и ведет к каким-то нестроениям в жизни прихода, например. Если подобная, поддавшаяся искушениям, мирянка сможет стать диакониссой – это опасно.

На мой взгляд, этот чин в наши дни может дать повод для гордыни, искушения, тщеславия.

Игуменья Мария (Воробьева), настоятельница Пермского Успенского женского монастыря:

Нечто подобное хотела сделать св. Великая Княгиня Елизавета Федоровна, но Синод, митрополиты возражали. Дело в том, что в древней Церкви не было института женского монашества. Сейчас он есть. По мере того, как монашество и другие формы служения женщин набирали силу, потребность в диакониссах отпала.

Вопрос этот живо сейчас обсуждается на Западе, в Англиканской и некоторых других Церквях появились женщины-священники и даже епископы. Причины понятны. Ничего общего с подлинно христианской традицией они не имеют.

Тем более, что роль женщины сейчас и без того велика. Ее заботами, теплом многое делается. Наиболее полно вопрос о месте женщины в Церкви освещен, на мой взгляд, в книге монахини N «Дерзай, дщерь». Советую ее найти и прочесть тем сестрам во Христе, которые пока не нашли ответа на вопрос: как им наиболее полно реализовать себя в Церкви?

Одно из самых важных служений несут женщины у свечных ящиков, за кассами в храмах. Ведь именно они, а не батюшки, общаются с теми людьми, которые впервые зашли в храм или появляются только для того, чтобы свечку поставить. То есть с большей частью наших соотечественников.

Поэтому роль простой храмовой служительницы часто бывает ключевой. Вот просят у нее 18 свечей с многозначительными лицами. Можно бездумно продать, а можно спросить – почему именно столько свечей потребовалось? И вдруг оказывается, что какой-то экстрасенс или бабка-шептунья посоветовали. Такое вот глумление – не Богу свечи, а бесам.

Эрудированная или просто рассудительная христианка сможет в этой ситуации вразумить. Поэтому необходимо для исполнения работы в храме искать доброжелательных, глубоких людей. Человек с тяжелым характером на таком посту – это настоящее бедствие. Посмотрите, как сектанты навязывают свою льнучую любовь. А у нас люди, не встречая отклика, не понимая глубины служб, часто просто уходят.

Поэтому необходимо подтягивать храмовых служительниц до уровня древних диаконисс, чьи функции они исполняют. Чтобы хоть на элементарном уровне, но знали, что есть предрассудки и что есть золотые, звездные истины православия.

Мы при монастыре создали, наконец, богословские курсы. И жалеем, что не сделали этого в первые 2-3 года существования обители. Ведь они так сплачивают людей, – столько у нас, у монастыря, появилось новых друзей. Сначала была воскресная школа для детей, но потом стало ясно, что нужно воцерковлять и родителей. Взяли в аренду помещение, начали обучение, потянулись многие.

Выпускаем сейчас, по сути, готовых катехизаторов, людей, способных нести свет Христовой веры, в том числе и будущих храмовых служительниц.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru