КОВЧЕГ

СЛОВО СПАСИТЕЛЯ
И СУЕВЕРИЕ БАБКИ

Приветствую вас, дорогие братия и сестры!

В некоторых ваших письмах есть вопросы о том, как избавиться от порчи, сглаза и других проявлений нечистой силы. Многие считают, что надо обращаться к колдунам, ясновидящим и верующим бабкам. В газете не раз уже писалось о тех, кто занимается таким «целительством».

Вот что хочу сказать о бабках, на которых часто ссылаются как на всезнающих. Молодость их пришлась на самое безбожное время, когда рушили храмы и жгли иконы, издевались над духовенством, – и от кого им было принять знание Писания? Престарелый возраст тут ни при чем. В любом возрасте есть верующие в Бога и неверующие, есть мудрые и глупые. А суеверия в основном исходят как раз от этих самых невежественных людей, которые все и вся «знают». Вы и сами знаете, сколько живучих суеверий на наших христианских свадьбах, похоронах и крестинах. Не смущаются даже присутствием священника, которого могут и за рясу схватить, мол, не так делаешь. Особенно в бытовых мелочах мы подчас ни к селу ни к городу поминаем Господа, Его волю.

Помню, одна моя знакомая рассказывала. Шла она навестить больную сестру, а в автобусе у нее украли кошелек с мелочью. Так и не пошла, мол, Бог не благословил, нету на то воли Божией. Враг ей препятствие создал, а она и согласилась с сатаной – вместо того, чтобы все-таки исполнить христианский долг.

Есть еще одна очень деликатная тема – наша молитва. Тут, наверное, больше всего «узких специалистов», которые знают, какая молитва доходит до Бога, а какая – только до потолка или дверного косяка. Столько «наплели», что новообращенные не знают, как быть. Молитва – это таинство. В Евангелии много примеров исцелений описано. Я не могу себе представить текст молитвы, которую читала евангельская несчастная женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением и исцелившаяся от прикосновения к одежде Христа. Думаю, что у нее не было вообще никакой молитвы, а были вера и страх, ведь она была «нечиста», ей и на улицу нельзя было выходить, не то чтобы дотрагиваться до Христа. А у нас же невежество научилось рядиться в пышные одежды – прием старый и годами проверенный.

Все это безумие, к сожалению, стало традицией, которую еще называют православной. Не все обычаи полезны, а часто наоборот – особенно традиция пить водку при каждом случае. Обратитесь к Евангелию, там не раз описаны погребения. Кто там напивался или при этом исполнял какие-то непонятные всем ритуалы? Только оплакивали отошедшего.

В таких случаях, как и во всех других, касающихся духовной жизни, необходимо обратиться к священнику, а не к бабкам. Иначе от одного суеверия придешь к другому. К сожалению, и среди духовенства есть на это полярные мнения, идут на поводу паствы ради «мира» духовного. Все же гораздо проще. Если мы суеверны – это повод сатане вторгаться в нашу душу, в нашу жизнь и господствовать над нами. Для Господа там места не остается. Помнить надо лишь одно: мы – христиане, Господь – наш защитник. Он Всемогущ, и никакая сила против Него не устоит. Он выше всех, и как немилосердный судья защитил вдову по ее неотступности, так и Бог наш защитит нас всегда, надо только довериться Ему и быть уверенным в Его защите. А если верить в Бога и при этом бояться черной кошки, плевать через плечо, стучать по деревяшке, бояться всякого мусора у порога квартиры, будто бы подброшенного колдунами, видеть в каждой болячке порчу, то в этом «винегрете» главное место займет ваше неверие Господу.

Христос наша сила, Бог и Господь. Другого нет и не было. Понятие «сглаза» я не нашел ни в «Полном православном словаре» протоиерея Дьяченко, ни в «Библейской энциклопедии». То, что придумал невежественный человек, не должно укореняться в православном сознании. Следуйте здравому учению, как призывает Господь через Священное Писание.

От многих приходилось слышать, читать в письмах о том, что содержание Евангелия трудно понять без наставника. Многие при этом просят помочь найти им духовного руководителя, который бы растолковывал Писание. Читательница из Емвы Валентина К. так и пишет: «Начинаю читать Библию и не могу ни запомнить, ни понять, хватает терпения только на первые страницы «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова...» Пытаюсь понять, но не могу, откладываю чтение до следующего раза, а то и вовсе забываю».

Дорогие мои, в храме на каждом богослужении прочитывается евангельский отрывок. Хоть его читают и на церковнославянском языке, но часто в проповеди дается пересказ и толкование прочитанному. Надо на службе быть внимательным к тому, что говорится с амвона, тогда Евангелие не будет для вас непонятным.

Кто читал, помнит в главе восьмой Деяний апостольских рассказ о том, как некий Ефиоплянин, евнух, вельможа эфиопской царицы, возвращался из Иерусалима, куда ездил для поклонения. Едет этот человек по тряской дороге и, склонившись на ходу, читает книгу пророка Исаии. Ему трудно понять, о ком сказано в этой книге, и не по асфальтированной дороге он едет, не на резиновом ходу его повозка, не на рессорах... Но он с усердием читает, трудится, пытаясь понять написанное. Тут и происходит чудо! Господь, видя усердие этого человека к чтению, его труд, вскоре посылает к нему апостола Филиппа, который истолковывает написанное. Мало того, что этот Ефиоплянин познал Христа через Писание, но он и уверовал, принял крещение, и Дух Святой сходит на него. Вот чем он был удостоен от Господа за свое усердие.

А у нас все наоборот: вначале принимаем крещение, а там и трава не расти, на этом останавливаемся. Символ веры за нас читает священник, а мы лишь присутствуем на крещении и на часы посматриваем. Живя в своих благоустроенных квартирах, часто ли берем в руки Священное Писание, чтобы напитать душу его чудными словами? Где еще Господь говорит с нами так открыто, прямой речью? А мы нетерпеливы, хотим немедленно и сразу все понять, без усилий. «Исследуйте Писание» – евангельские слова, но у нас нет времени на это. Хотя при этом знаем содержание большинства бесконечных сериалов. Поэтому эфиопу Господь открыл Писание, а мы как были невежественными, так можем ими и остаться.

Храни вас Господь!

Искренне ваш во Христе – иеродиакон Варнава.

Мой адрес: 167000, г.Сыктывкар, ул.Ленина, д.89, кв.235.
Тел. (8-8212) 44-21-50. Электронная почта: covchegv@online.ru

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru