ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ В ЧЕСТЬ ЦАРЯ-МУЧЕНИКА В Объячево я приехал вечером. Остановился у здешнего батюшки, о.Вадима. В его гостеприимном доме и встретились мы с иеромонахом Иннокентием (Бенца) – настоятелем храма в честь Царя-мученика в соседнем селе Спаспоруб. В первую очередь меня поразил его строгий внешний вид. Будто греческий монах-отшельник со святой горы Афон нас посетил. Возвращался он из Сыктывкара с антиминсом для своей церкви. Антиминс непростой, с мощами новомучеников. Всю дорогу отец Иннокентий вез его на груди и вот решил положить пока святыню на престол храма Сергия Радонежского. Молебен на бездождие Отношения между священниками в Прилузском районе (а их сейчас четверо) братские. По первому зову приходят друг другу на помощь. Постоянно созваниваются, делятся радостями и горестями, молятся друг за друга. Когда трудно, служат соборные молебны. О.Вадим за трапезой рассказал мне о таком случае: «В позапрошлом году у нас стояла страшная жара. Из-за засухи все выгорело, картошка сохнуть стала. И тогда отец Иннокентий сказал мне: «Давай соборный молебен отслужим!» Позвонили о.Аркадию Паршукову в Летку, и в воскресный день соборно после литургии совершили молебен на бездождие. И прихожанам сказали, чтобы они молились в этот день. Так всем районом и стали просить Господа. Помню, вышли после молебна из храма, жарища стоит страшная, на небе ни одного облачка. И вдруг как-то сразу поднялся сильный ветер, неизвестно откуда нагнало тучи, обложило ими все небо, а вечером хлынул ливень. Он длился несколько дней, так что народ стал просить: «Надо бы помолиться, чтобы дождя опять не было». – А перед этим был случай, – вспоминает о.Иннокентий, – ко мне подошел лесничий, у него две недели лес горел, и спросил: «Можно ли помолиться, чтобы дождь пошел и потушил пожар?» Я говорю ему: «Господь дождь даст, потушит ваш пожар. Но что вы пообещаете за это Господу?» Он пообещал дать двадцать кубов леса для ношульской и объячевской церквей, а также для Духовного училища в Сыктывкаре. Я говорю: «Хорошо, только вы сами должны найти средства, чтобы этот лес вырубить и привезти в церковь, а если в течение трех дней дождя не будет, значит, вы ничего вроде как не должны». Он согласился. В три часа дня мы отслужили молебен, а в час ночи пошел дождь. Лесничий вначале так обрадовался, что решил выполнить все обещанное. Потом стал предлагать, чтобы мы сами лес вырубили. Я говорю: «У нас уговора такого не было, вы хотели сами все сделать». Год он тянул. Однажды прихожу к нему, спрашиваю: «Когда же вы отдадите церкви обещанное?» А он отвечает мрачно: «Я больше лесником не работаю». Так Господь наказал его за неисполнение обета. Обет Господу Отец Иннокентий принял постриг два года назад, в Петров пост. «До этого с 91-го года я учился в семинарии в Почаевской лавре, – рассказывает он, – потом стал послушником и помощником келаря. Три года пробыл в обители, а затем взял благословение и стал преподавать Закон Божий в школе родного села в Закарпатье. Возил ребят на экскурсии в Лавру, построил в селе часовню для духовной библиотеки. Но однажды брат Василий сказал: «Давай поедем в Коми, там хотят церковь строить». А ведь для меня эти места знакомые. Я в Коми с 82-го года каждое лето приезжал, мы вместе с братьями лес рубили. И когда в 96-м году я встретился с владыкой Питиримом, он мне сказал: «Бери благословение у своих старцев и принимай постриг». Я поехал в Лавру, взял благословение, снялся в Закарпатье с учета и приехал сюда уже навсегда». О случае же, который помог о.Иннокентию стать монахом и священником, я узнал в семье старшего из семи братьев Бенца – Василия. Он тоже живет в Объячево, возглавляет бригаду лесозаготовителей, помогает о.Иннокентию и о.Вадиму строить храмы. Его дочь Мария – регент церковного хора и учительница воскресной школы, а сыновья, Степан и Иван, учатся в Духовном училище и служат иподьяконами у владыки. Дело в том, что 14 лет назад Василий попал в аварию и со множественными переломами и травмами, не совместимыми с жизнью, подключенный к аппарату искусственного дыхания, провел в реанимации 16 дней. Все близкие и родные непрестанно молились за него. Дочь Василия Мария вспоминает: «Мы очень сильно молились за нянько. (Вместо папа в Закарпатье дети называют своих отцов нянько). Все вместе собирались с матерью в одной комнате перед иконами, становились на колени и просили Господа, чтобы отец выжил. Врачи нам сказали, что он находится на грани смерти. Мне тогда было семь лет, а моим братьям и того меньше. Я как раз в первый класс пошла, но мне не до учебы было. После аварии, когда он был уже весь синий и умирал, нянько откачали, а потом в больнице Господь помог вылечить его по нашим молитвам. С детства нас мама научила молиться каждое утро и вечер. В трудных ситуациях, в опасностях мы всегда обращаемся к Богу, так нас с детства приучили, и Господь нам помогает». В то время о.Иннокентий (тогда еще просто Федор) служил в армии. Когда он узнал, что брат находится при смерти, дал обет Господу: если Василий выживет, то он, Федор, станет служить Богу. Предполагал, что во исполнение этого обещания станет заниматься строительством духовных библиотек, часовен, храмов. Никак не думал становиться священнослужителем, тем более принимать монашеский постриг. Но Господь рассудил по-Своему. К мысли о нужности библиотек он, кстати, пришел необычным путем. С самого детства Федор рос набожным ребенком. Именно из-за своей веры он с шестого класса стал избегать школы, учиться спустя рукава, считая, что все умные люди рано или поздно становятся безбожниками и коммунистами. Он по детской простоте своей рассудил так: пусть лучше быть ему не слишком умным человеком, но зато веру сохранить. Это уж потом узнал, что многие великие христиане были как раз людьми учеными, богатыми земными знаниями, – тот же Василий Великий, Иоанн Златоуст. Тогда-то у Федора и появилось это рвение – как можно больше людей познакомить с мудростью учителей Церкви. Он стал собирать по монастырям, закупать на свои деньги духовные книги, организовывать библиотеки. Первую из них создал в своем родном селе Дратово, построив для нее небольшую часовню. Сейчас там работает его сестра. А когда приехал насовсем в Коми, то организовал духовную библиотеку и для храма Сергия Радонежского в Объячево. Перед церковью, которая построена на старинном кладбище, они установили с братьями большой Голгофский крест. Затем стал Федор строить часовню для духовной библиотеки в соседнем селе Ношуль. Но владыка, когда приехал на освящение, благословил перестроить часовню под храм, сделав алтарь. Храм о.Иннокентий назвал по благословению старцев Почаевской лавры в честь Успения Божией Матери. Это была его мечта, он и обет дал – первый свой храм посвятить Божией Матери. В Почаево, кстати, главный храм, построенный на камне, отмеченном стопочкой Пресвятой Богородицы, тоже назван Успенским. Так Почаевская лавра оказалась связана духовными узами с Республикой Коми. Специально для ношульского храма настоятель Почаевской лавры владыка Владимир благословил крест. Освятили его в Почаево на престоле Успенского храма. А образам стопочки Почаевской Божией Матери можно сейчас поклониться и в ношульском Успенском храме, и в Спаспорубе. Следует сказать, что любовь к созданию библиотек у отца Иннокентия со временем не оскудевает. Духовные уголки он создал в сельских библиотеках Объячево и Спаспоруба. Есть библиотечка и в храме Царя-мученика. Ходатай перед Богом – Почему вы храм назвали в честь Царя-мученика? – спрашиваю у батюшки. – Когда я учился еще в Почаевской семинарии, – отвечает он, – туда из Москвы и Петербурга пришли паломники с иконой Царственных мучеников. Все к этому образу прикладывались, царило замечательное воодушевление. В Почаево Государя очень почитают как мученика, который пострадал, как и Сам Господь, от собственного народа. И я тогда пообещал Богу построить храм или часовню в честь Царя-мученика. Я так рассуждал: «Если буду ему храм строить, то долго это строительство продолжаться не будет, так как Царь имеет очень большую силу ходатайствовать перед Господом». Так и вышло. Храм был построен за 28 дней. Когда храм строился, я все время обращался к Царю-мученику, чтобы он послал людей, которые помогли бы в строительстве. И по его ходатайству находились и строители, и жертвователи. Строили жители Спаспоруба, а жертвовали на церковь мои братья и руководители района. Летом владыка приезжал, освятил церковь. После его визита 7 июля прямо в реке Лузе крестились 86 человек. Крестили втроем: о.Иоанн Бугаев, о.Алексей из Ношуля и я, грешный. День был холодный, но вода всем показалась на удивление теплой. Выглянуло солнце, укрепив людей в вере. Вода из-под церкви 10 февраля, в день новомучеников и исповедников Российских, мы вместе со всем семейством старшего из братьев Василия Бенца поехали на машине в Спаспоруб на первую Божественную литургию. Отец Иннокентий прибыл туда заранее, привез из Объячево антиминс и приготовил все, что нужно для службы. Маленький храм Царя-мученика с небольшой колоколенкой над алтарем стоит на краю села, на высоком берегу Лузы. Он окружен стройными деревьями. Большая икона Царской Семьи находится прямо на колоколенке. Недалеко от этого места раньше стоял старинный храм Спаса Нерукотворного. Одна из бабушек, Клавдия Ивановна Кукольщикова, которой сейчас 76 лет, вспоминает, как уничтожали храм: «Стали рушить в 46-м году, я уже невестой была. На кирпичи разобрали. И все, что было построено с помощью церковного кирпича, сгорело: и жилые дома, и учреждения. Школу построили. Сгорела. В ПМК и МТС печи ставили, они тоже сгорели. Всех Бог наказал. У меня сейчас дочка Маша в церкви трудится. А еще она в сельской библиотеке работает. И вот как раз в Новый год пришел к ней отец Иннокентий, спросил: «Здесь Мария Семеновна живет?» Принес большой баул с книгами, и они вдвоем в библиотеке православный уголок сделали. Потом верующие стали приходить, брать эти книги. Я, наверное, все уже там перечитала. А когда церковь открыли, батюшка Машу попросил литературу продавать в храме. Она рада была. Говорит: «Из библиотеки я могу когда-нибудь уйти, а в церкви для Бога всегда трудиться буду». Она там во славу Божию работает – сколько о.Иннокентий ей ни предлагал денег, не берет». В нескольких метрах от храма начинается крутой спуск к источнику, который течет из-под горы. Тропинка серпантином петляет между высокими елями. Мы с о.Иннокентием стали спускаться вниз. Вдруг посреди пути вырос домик, будто сказочный. «Его недавно церкви передали, – говорит батюшка. – Мы его отремонтируем, станем паломников принимать. А там, где я сейчас живу, будет обретаться братия. Даст Бог, мы организуем здесь Спасо-Николаевскую пустынь». Подходим к источнику. Это настоящее чудо. Из горы вытекает целая река. Там стоит еще один домик. Поток несет через него воды из родника по деревянным желобам. Люди приходят сюда главным образом белье стирать. Но старожилы говорят, что в Спаспорубе почитали этот источник издревле. И сейчас собираются здесь на Крещение, набирают воду и даже исцеляются ею. Об одном таком исцелении мне рассказала Клавдия Ивановна: «У меня давление было 260 на 120, я чуть не умерла, лежала шесть дней под капельницей, встать не могла. Постоянно молилась, воду из нашего источника пила и поправилась. Вода-то там святая, из-под церкви течет. А сейчас о.Иннокентий все там освятил». Случилось это на Крещение. Освятив источник, о.Иннокентий прикрепил на ель Распятие и теперь разъясняет людям, что нельзя в святом источнике грязное белье полоскать. * * * На службу пришли человек тридцать. От печки шел жар неимоверный, так что пришлось раздеться до рубашки. Батюшка очень волновался, когда готовился к своей первой литургии. Не знал, кто ему будет помогать, кто петь будет. Выручила племянница Мария – регент церковного хора в Объячево. Она одна пела за клиросом, но так чисто и красиво, что казалось, будто небесный ангел сослужит священнику. Прихожане давно ждали этого дня, давно просили отца Иннокентия отслужить литургию, чтобы можно было исповедаться и причаститься. И вот желание их исполнилось. Впервые за многие десятилетия была отслужена литургия в селе, и впервые многие из прихожан исповедовались и причастились. Радость на лицах была просто пасхальной. Люди почувствовали друг друга братьями и сестрами во Христе, по-новому взглянули на односельчан. Вместе с ними причастился Святых Христовых Таин после святого крещения и руководитель района Гуторов. Год назад с ним случился инфаркт, и до сих пор он никак не может оправиться от болезни. Отец Иннокентий взялся молиться за главу района, который уже много сделал для Церкви, идет во всем навстречу священникам. После литургии батюшка мне рассказал: «Когда в том году на Пасху я отслужил в Спаспорубе молебен, стояло такое благоухание, словно иерусалимским кадилом покадили. Началось это еще до моего прихода, и понял я так, что Господь благословляет здесь остаться. Когда в первый раз в 82-м году я еще мальчишкой приехал в Коми, мы поселились именно в этом селе. Рубили тогда с братьями трассу до Лоймы. Сейчас по этой дороге ходят машины и автобусы, а мне приходится строить здесь другую дорогу – к храму, к Богу людей приводить». * * * Кроме Спаспоруба, о.Иннокентий окормляет еще несколько сел в Прилузском районе. В Слудке строит передвижной храм на колесах, чтобы можно было на нем приехать в любую деревню и послужить. В прошлом году все семеро братьев Бенца за помощь церкви и строительство храмов были награждены архиерейской грамотой. Даст Бог, эта благочестивая семья поставит в Коми, на второй своей родине, еще не один храм, и, может быть, их молитвами многие жители нашего, ставшего было вновь языческим, края, будут спасены для вечности. Е.СУВОРОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |