ПРАЗДНИК

ЛЕУШИНСКАЯ ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЕ

20 апреля – праздник иконы «Похвала Пресвятой Богородицы»

Праздник этой чудотворной иконы Божьей Матери отмечается каждый год в субботу 5-й недели Великого поста – в память о заступничестве Божьей Матери от вражеского нашествия на Царьград в 625 году. Этот образ не раз еще на протяжении веков помогал православным в защите от иноверцев. Ныне редко где можно встретить храмы в честь этой иконы. Между тем у нас на Севере до революции этим именем назывался знаменитый Леушинский Похвальский Иоанно-Предтеченский монастырь.

Сейчас напрасно искать «Леушино» на самых подробных современных картах Северо-Запада России. Этого удивительного места, ставшего северным уделом Царицы Небесной, уже нет на земле. Весной 1941 года деревня Леушино близ Череповца и расположенный там женский монастырь были затоплены водами Рыбинского водохранилища.

Но никаким разрушительным вражиим силам не подвластно уничтожить духовный образ Леушинского монастыря. Петербургский священник Геннадий Беловолов, возрождающий в городе на Неве Леушинское подворье, исторически принадлежавшее монастырю с 1894 года, назвал Леушино «неотъемлемым явлением Святой Руси, пoдoбным Дивeeвo, Оптиной, Шамордино». И это действительно так.

leu2.jpg (14974 bytes)

Леушино как явление духовное открылось нам прежде всего благодаря матушке игумении Таисии, устроительнице монастыря. История его созидания и монашеский путь самой матушки описаны ею в замечательной и поучительной книге «Записки игумении Таисии», издание которой было одобрено отцом Иоанном Кронштадтским, многолетним духовным наставником и сомолитвенником матушки.

Игумения Таисия Леушинская известна не только как устроительница и восстановительница около десятка монастырей, но и как личность, щедро одаренная Богом литературным и музыкальным талантами, уникальной памятью. В юности, учась в Павловском институте благородных девиц, матушка заучила наизусть Святое Евангелие. «Ибо каждое слово Евангелия так приятно и отрадно для души, что мне хотелось его всегда иметь при себе», – пишет она в своих «Записках».

Возможно, поэтический талант передался ей от величайшего из русских поэтов – А.С.Пушкина, родственника по материнской линии. Хотя кто, как не Господь Бог, наделяет и выделяет избранных Своих?

Вся жизнь матушки Таисии Леушинской, ее труды во Славу Божию и Царицы Небесной, особенно главный труд, Леушинский монастырь, стали Похвалой Богоматери. Царица Небесная с рождения избрала ее на служение Себе.

Из «Записок» матушки известно, что она была в семье вымоленным ребенком. И хотя родилась она в Санкт-Петербурге в 1842 году (по последним данным Леушинского подворья), младенчество и детство Марии Солоповой – так звали ее в миру – прошли близ старинного города Боровичи Новгородской губернии, в родовом имении отца – потомственного дворянина Василия Солопова. Эту землю, открывшую ей мир Божий, красоту деревенской природы, а позднее даровавшую духовного наставника и благословение на монашество, матушка называла своей духовной родиной.

Вернувшись в Боровичи после окончания Санкт-Петербургского Павловского института благородных девиц, Мария поселилась в доме, подписанном ей в наследство от генерала Василевского, воспитателя и опекуна ее матери. Сердце ее уже всецело принадлежало Небесному Жениху Христу. Во время учебы, вдали от родного дома, она сподобилась явления Самого Спасителя, открывшего отроковице волю Божию о ее призвании к монашеской жизни. Веру в промысл Божий, ее стремление к монашеству поддерживал и укреплял богомудрый старец Вениамин, игумен Свято-Духова Боровичского монастыря, передавший духовное попечение о Марии своему духовнику и сомолитвеннику – известному старцу архимандриту Лаврентию, настоятелю Иверского Валдайского монастыря.

Мать ее по безмерной любви к дочери всячески противилась желанию Марии избрать монашеский путь, и, казалось, желаемое материнское благословение никогда не получить. «Но тогда-то, когда исчезает всякая человеческая надежда, является помощь свыше», – писала матушка позднее в своих «Записках».

Помощь пришла от Самой Царицы Небесной, которая в сонном видении утешила скорбящую Марию в образе Тихвинской Божией Матери, несомой по воздуху. Она сказала Своей избраннице: «Ну, вот ты и у Меня – не плачь!» Мария истолковала это сновидение как предзнаменование ее скорого ухода в монастырь, хотя по человеческим соображениям надежды на это не было ни малейшей.

Она еще не знала, что в ту же самую ночь Царица Небесная явилась ее матери, порицая за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь, на служение Ей. Мать тогда словно прозрела и, едва дождавшись утра, поехала в Иверский монастырь к старцу Лаврентию. Там она исповедалась и дала обет Владычице не удерживать более свою дочь в миру.

Вскоре Мария по благословению своего духовника стала послушницей Введенского женского монастыря в Тихвине, где подвизалась 14 лет, проходя первый монашеский искус тесным скорбным путем. И здесь Царица Небесная не оставляла Свою избранницу.

Промыслительно, что все монастыри, где подвизалась в монашеском подвиге Мария Солопова (позднее – игумения Таисия), связаны с особым покровительством Божией Матери и посвящены Ей. После Введенского был Новгородский Зверин монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, куда она перешла по благословению старца Лаврентия. Далее – Званский монастырь в честь иконы Матери Божией «Знамение» на Волхове, где матушка была пострижена в мантию с именем Таисии.

Наконец, Леушино, куда ее в 1881 году назначили начальницей общины, которая из-за неурядиц была на грани закрытия. «Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; она мне надоела, вот уже четвертый год я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою...» – так напутствовал матушку митрополит Исидор.

leu1.jpg (27261 bytes)Трудами матушки, «изведавшей весь труд нищей храмоздательницы», благословением и покровительством дорогого батюшки Иоанна Кронштадтского (на снимке они рядом) созидалась на Севере России святая обитель, которую по праву можно назвать уделом Царицы Небесной. Она Сама избрала место сие, ведь первой иконой, принесенной в Леушинскую, тогда еще приходскую церковь в честь Рождества Предтечи Господня, одним гатчинским купцом, стала икона Похвалы Матери Божией. Позднее, когда Таисия возглавила в Леушино монашескую общину, которая по вражьему навету была на грани закрытия, а сама матушка, отчаявшись, решила покинуть обитель, ей явилась Царица Небесная. «Не бойся, больше веруй!» – изрекла Она Своими Пречистыми устами. Тогда-то и решила Таисия прославить на этом месте свою Заступницу и Покровительницу. Появилась заветная мечта: построить каменный храм в честь Похвалы Божией Матери.

После открытия монастыря в 1885 году и возведения матушки в сан игумении в праздник Покрова Пресвятой Богородицы она приступает к строительству величественного Похвальского собора. Нужных средств для этого не было, обитель существовала исключительно одними милостынями, но матушка верила, что Пречистая и Сам Господь не оставят ее, помогут. И вот в ночь на праздник иконы Знамения Божией Матери видится ей, как насельницы монастыря во главе с ней самой вышли крестным ходом на площадь, на место будущего собора, встречать с зажженными свечами идущую к ним Царицу. Матушке было приказано взять еще одну большую свечу, чтобы при встрече Небесной Гостьи зажечь эту свечу от догоравшей и подать ее Царице Небесной. Низко поклонившись Богородице, Таисия молча, со страхом и благоговением подала Ей только что зажженную большую свечу. Но Царица Небесная взяла догоравшую, то есть огарок, сказав матушке: «Мне угодна свеча, горевшая в твоих трудах для Меня, а эту свечу (указав на большую) возьми себе и снова трудись с ней, пока Я опять приду на это место».

Менее чем за пять лет неустанными трудами матушки Таисии и помощью Царицы Небесной был воздвигнут величественный собор в честь Похвалы Богоматери, сходный по своей архитектуре с Успенским собором в Киеве. Он и стал несгораемой «Леушинской свечой» Царице Небесной.

Рядом с собором матушка построила Богородичную часовню, как в Дивеево, где были собраны списки явленных чудотворных икон Царицы Небесной. Там денно и нощно до закрытия монастыря в 1931 году прославляли Царицу Небесную. Сестры читали Ей Неусыпающий акафист, чего не было ни в одном другом монастыре (как правило, во многих обителях читается Неусыпающая Псалтирь).

Еще одним откровением в познании «Леушинской тайны» стала икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», написание которой благословил отец Иоанн Кронштадтский. Он же освятил уже написанную икону, а один из списков благословил будущему старцу Серафиму Вырицкому, ныне прославленному в лике святых. Икону сохранили, сейчас она находится в Свято-Георгиевском женском монастыре, в Черниговской области – на Украине.

...Священник Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья, назвал участие Царицы Небесной в созидании обители «Великой Леушинской тайной», которую открывает нам дивная старица – игуменья Таисия – в своих «Записках». Читая их, понимаешь, что Царица Небесная Сама избрала Леушино Своим уделом, который и стал Похвалой Божией Матери среди северных дремучих лесов. Матушка Таисия писала по случаю освящения соборного храма:

«О, радуйтесь дщери пустыни священной,
В трудах храмозданья понесшие Крест!
За труд ваш настанет для вас час бесценный,
И в храме Небесном вы узрите свет!»

Монахиня Кирилла (Червова)
Вологодская обл.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru