НА ВЕКА ИМЕНА НА СТЕНАХ ХРАМА 10 апреля в Сыктывкаре состоялось первое заседание попечительского совета Фонда строительства Центра православия в наполовину обновленном составе: кроме нового Главы республики, в него вошли его замы, а также новый председатель Госсовета республики. Задача же осталась прежней – строить. В этом году на работы по храму потребуется около 40 млн. рублей. Как заметил Глава, «всего-то 1,5 млн. долларов, смешно говорить»... Обсуждение двигалось в рабочем порядке, пока не дошли до последнего пункта в повестке: «Об изготовлении и установке памятных досок в соборе Стефана Пермского организаций и частных лиц, внесших достойный вклад в строительство Духовного центра православия». Об этих табличках говорили давно и в пример приводился Храм Христа Спасителя, где, как известно, мраморные доски установлены в притворе, на стенах. Новый председатель попечительского совета, Глава Республики Владимир Торлопов, выразил сомнения в необходимости их вообще и предложил всем высказаться. – В историческом Храме Христа Спасителя таких табличек не было, – сказал епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, – тогда пожертвования собирали со всей страны. Сейчас крупные магнаты захотели видеть отпечатки своей деятельности... Запрещения как такового на это нет, и с учетом того, что мы переживаем такой этап нашего развития, это возможно. Но если говорить о Коми, то у нас несколько другие традиции. Например, скромность коми народа, ведь даже мощи чудотворцев Усть-Вымских Герасима, Питирима и Ионы хранились не напоказ, а под спудом. Так что здесь я вполне согласен с позицией Главы – в табличках необходимости нет. – Считаю, что это в принципе не очень скромно – выпячивать свои заслуги, – согласился Андрей Пошуменский, руководитель предприятия «Комитекс», кстати, внесшего на строительство Центра в прошлом году более 700 тысяч рублей. – И потом, многие люди рассматривают это как индульгенцию некоторым руководителям... – Позвольте возразить, – взяла слово заместитель Главы Вера Скоробогатова. – Я против обезличивания в делах благотворительности, когда все тонет в фондах. На Западе приходишь в какую-нибудь школу, там табличка, что класс оборудован таким-то выпускником этой школы. Я не говорю, что надо обязательно иди именно этим путем. Но если у жертвователей есть такое пожелание, лишать этого мы их не должны. Вот пример: под Казанью есть монастырь (Раифский, – ред.), на его воротах – доска с указанием имен жертвователей. То есть не обязательно помещать эти таблички внутрь храма, где иконы, но почему не сделать снаружи, на воротах ограды? – Мы говорим о досках не внутри храма, – пояснил управляющий фондом Николай Белых. – Мы планируем в нижнем приделе сделать музей истории храма и там поместить их... – И потом – как можно сравнивать? – продолжил Глава. – Допустим, кто-то внес миллион, а другой только рубль. Но у одного этот миллион – малая часть доходов, у другого рубль – ползарплаты. Если же говорить о том монастыре под Казанью, то я беседовал с его молодым настоятелем, таким образом он привлекал деньги... Про этот монастырь такую легенду я слышал. Место, где он был основан, окружено болотом, и на нем сильно квакали лягушки, мешали. И настоятель попросил у Бога, чтобы лягушки перестали квакать. Так и случилось – они перестали квакать, и кто только потом ни приезжал сюда вплоть до специалистов по лягушкам, французов, подтверждали этот удивительный факт. И так бы до начала 90-х годов. А вот с тех пор, как стали вешать таблички и все остальное, лягушки снова стали квакать... – Предлагаю другой, средний, вариант решения этой проблемы, – взял слово редактор нашей газеты Игорь Иванов, тоже член совета. – Можно создать почетную книгу при храме, к которой бы все имели доступ. Преимущество этого решения еще и в том, что можно не определять «квоту» – в книгу могли бы вноситься имена всех тех жертвователей, которые пожелают, независимо от внесенной суммы. – Я согласен, – подвел итог дискуссии Глава, – для кого это важно, пусть имена будут опубликованы или в специальном буклете, или можно книгу специальную завести у настоятеля храма и в музей храма ее поместить. Но на самом храме их писать, я считаю, неправильно. * * * Надо, однако, сказать и о том, каковы на сегодня дела у фонда. 171 предприятие приняло участие в строительстве Центра до сегодняшнего дня, собрав более 100 миллионов рублей. Куда хуже обстоит дело с частными пожертвованиями: до сих пор поступили они всего от 41 человека на сумму 138 тысяч рублей. Еще на 293 тысячи реализовано благотворительных билетов. 125 миллионов освоено на сегодняшний день средств – храм стоит, оштукатурен и оборудован, в нем идут службы. Стоит часовня во имя Новомучеников, сделана ограда. Для сравнения: общая стоимость Центра (без гимназии) – 514, 5 млн. руб. Впереди – строительство колокольни (около 80 млн. руб.), снос ветхих деревянных домов и расселение людей, роспись внутри храма, для чего на конкурсной основе будут приглашены профессионалы, – все это очень затратные статьи. В ближайших же планах – завершение строительства собора. Его предстоит побелить, закончить обустройство нижнего храма, доделать системы отопления и горячего водоснабжения, облицевать пандус и ступени гранитом, оформить подсветку здания, озеленить и обустроить прилегающую территорию. Интересно, что фондом для прихрамовой территории закуплены шесть биотуалетов, тогда как на весь город сейчас имеется всего один. На заседании прозвучало предложение о том, чтобы впоследствии компании-благотворители могли выбирать отдельные объекты или виды работ на достройке Центра и при этом могли контролировать расходование вложенных средств. Говорили, разумеется, и о суммах (самый болезненный вопрос) – кому сколько вносить. Решили, что ориентиром должен стать объем собственного производства предприятия. Для людей нерелигиозных из числа руководителей владыка Питирим посоветовал воспринимать взносы как жертву любимому городу, «через не хочу». «А я верю, – заметил В.Торлопов, – что строительство для руководителей – это их искреннее стремление обезопасить себя при переходе в другое состояние (из телесного при жизни – в духовное после смерти, – ред.), поэтому это можно только приветствовать». Так в 2002 в Коми начинается храмостроительный сезон. Соб. инф. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |