ОТЧИНА ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК Когда 19 марта этого года наша группа, вышедшая из Приуральска, подходила к Саблинскому хребту, мы еще не знали, что именно в этот день группу московских туристов, идущих навстречу нам из Инты, завалила лавина. Трагедия разыгралась в три часа дня. А мы просто радовались в этот день отличной погоде, прекрасной видимости, тому, что наконец-то снова все вместе идем в горы. Впереди нас ждали Теплые озера, на которые каждый год, заканчивая свой маршрут, заходят сыктывкарцы. Саблинский хребет (на снимке), пронзая уральское небо острыми пиками Сабель, манил к себе. Для москвичей это был одиннадцатый день пути. Они вышли из Инты. На вездеходах доехали до базы «Желанная», затем на лыжах прошли Народную, Манарагу, Колокольню – самые высокие и интересные уральские вершины – и двигались навстречу нам. Но встреча так и не состоялась. На спуске с перевала Высокий, на середине пути между Манарагой и Саблей, на них с обеих сторон пошли лавины. Пригревшее солнце растопило снег на склонах, и ему оставалась только малость, чтобы сорваться вниз с отвесных круч. Этой малостью и стали проходящие московские туристы, которые, подрезав снег, вызвали лавину на себя. В их группе было семь человек. Две лавины, сошедшие одновременно с обоих склонов, погребли под собой двоих участников. Одного из них ребята смогли обнаружить по привязанной к нему «жучке» («жучкой» туристы называют легкие санки, на которых за собой возят снаряжение и продукты). По лямке от этой «жучки» и был найден один альпинист. За час ребята смогли его откопать, он оказался жив. Повезло. Нечто подобное произошло со мной больше двадцати лет назад на Кавказе. Я тоже попал в лавину, которую сам и вызвал. Пролетел по крутому ледовому склону метров пятьсот. Меня крутило и вертело в снежном месиве. Сопротивляясь, я переворачивался на грудь и отчаянно зарубался на ледовом склоне ледорубом и «кошками» – это такие специальные приспособления с острыми металлическими шипами, которые надеваются на ноги. Когда я наконец зарубился и поднялся из-под снега, то увидел, что остановился в трех метрах от глубокой пропасти, куда ушла вся лавина. Долгое время после этого мои друзья праздновали в этот день мой второй день рождения. Видимо, и откопанный москвич тоже родился в рубашке. А вот второго, 43-летнего альпиниста, найти так и не удалось, хотя его поисками занимались ребята из печорского и интинского спасотрядов. Через несколько дней на место трагедии сошла еще одна лавина. Снег так сильно спрессовался, что его не могли пробить даже лавинными щупами. * * * Вообще, надо сказать, что для верующего человека ходить в походы во время Великого поста – это большое искушение. Может быть, поэтому последние четыре года я пропускал зимние походы: боялся гневить Бога. Но что делать, когда традиционное время лыжных походов приходится на Великий пост. Дьякон Сергей Шалберев в статье «Благословенный Кавказ» («Вера», № 409) совершенно правильно отмечает, что человек в горах, посреди безмолвия, ближе к Господу, чем в городской суете. Но, в отличие от о.Сергея, я бы предостерег всех желающих от одиночных горных путешествий. Там, наверху, не только душеспасительно, но и опасно. Одиночные туристы гибнут чаще других. А неподготовленному человеку и вообще в горах нечего делать. Вместо просветления он рискует найти там смерть. * * * ...К избушке под Аранецким перевалом мы пришли уже в темноте, измотанные усталостью. К вечеру погода совсем испортилась: на горы пришел южный циклон, закрыв вершины густым туманом. Сильно потеплело, и снова повалил снег. На следующий день в сплошном тумане мы вышли на Аранецкий перевал. Сам по себе он несложный. Еще при Иоанне Грозном по нему в Сибирь и Мангазею шли за «Камень» торговые и предприимчивые люди, искавшие лучшей доли. Но в плохую погоду всякое может случиться. В прошлом году здесь засыпало лавиной группу из Санкт-Петербурга. Причем не каких-нибудь «чайников», а опытных альпинистов, «снежных барсов», покоривших несколько семитысячников. Руководитель группы и одна участница погибли. Мы пошли на перевал по азимуту в сплошном молоке. Вообще, в такую погоду по горам не ходят, встают на дневку и ждут погоды. Но наш руководитель Александр Кононов был здесь много раз и хорошо знает эти места. Движение затруднялось еще тем, что стояла плюсовая температура, и снег налипал на лыжи большими комьями. Так что не катишься на них, а за собой тащишь – на каждой ноге по целому пуду. Это, конечно, страшно изматывает. Ко всему прочему мы уперлись в какую-то горную гряду и сбились с азимута. Через несколько километров мы начали слегка паниковать. Встали на привал, достали карты, компасы. Но в таком тумане, когда ничего вокруг не видно, это все пустое. Нет видимых ориентиров, а без них... Видимых нет, а невидимые? Я понимаю, что в нашей ситуации может помочь только Бог. Достаю из рюкзака молитвослов и начинаю вслух читать молитву Николаю Чудотворцу, покровителю путешествующих. Собираясь в поход, я взял с собой несколько икон: Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, батюшки Серафима Саровского, Царя-мученика... На Приполярном Урале, на вершине горы Народной, редакция нашей газеты установила в 1998 году большой Голгофский крест в память 80-летия со дня гибели Царственных мучеников. Поэтому я очень надеялся на помощь Государя. Ему больше всего и молился. И хотя мои друзья знали и до этого, что я «ударился в религию», но чтобы до такой степени... Сказать, что на лицах было недоумение, – это очень мягко выразиться. Но в целом я чувствовал, что ребята даже рады моим молитвам, неверующих в экстремальных ситуациях, наверное, не бывает. Только я закончил молиться, у руководителя возникло решение идти назад в избушку и ждать там хорошей погоды. Мы так и сделали, вернулись в теплый Саблинский приют и устроили дневку, а вечером с Аранецкого перевала к нам спустились две группы из Великого Новгорода, и оказалось, что мы шли вообще в другую сторону от перевала, и если бы продолжали упорствовать, двигаться вперед, то кто знает, может, тоже попали бы под лавину. Интересными людьми оказались эти новгородцы. У руководителя их группы Геннадия Павлова как раз в этот день был день рождения. Он с ребятами заканчивал свой маршрут пятой, наивысшей, категории сложности. В горах они провели почти три недели, позади десяток взятых вершин, но выглядели свежими. Восемь мужиков, всем больше сорока – сильная, мобильная группа. Еще на подходе к приюту павловцы засыпали нас шутками и стали «заводить» на веселье. «Столько у вас девушек! – удивились они. – А мы восемнадцатый день в горах и так и не видели ни одной туристки. Так соскучились по прекрасной половине, что за Аранецким перевалом из снега слепили «Жозель». Если вы не против, то за общим чаепитием устроим сегодня танцы». Мы решили, что новгородцы шутят. Какие могут быть танцы в горном походе? Но они не шутили. Мы их явно недооценили. Когда вечером собрались в Саблинском приюте и по кругу пустили «кружку дружбы» со спиртом, который Геннадий Павлов сохранил на день своего рождения, после нескольких песен под гитару Павлов достал гармонь и заиграл вальс. В теплой тесноте избушки под гармонику мы вспоминали забытые, но прекрасные русские народные песни. Спирт – очень полезное медицинское средство. Без него врачи не выпускают на маршрут. После очередной «кружки дружбы» ноги сами готовы были пуститься в пляс. «А сейчас все выходим на улицу смотреть северное сияние», – донесся чей-то голос. Было около полуночи, все высыпали на улицу. Гена зажег яркий факел, осветивший красным огнем все вокруг. Зрелище фантасмагорическое. ...Утром я проснулся первым, в четыре часа вышел на улицу: только-только начало светать. На небе ни одного облачка, небольшой морозец, и весь Саблинский хребет стоит перед глазами до самых небес как на ладони. Новгородцы очень переживали, что из-за погоды не смогут взойти на Саблю, а тут такая благодать! В свое время, еще когда я только начинал заниматься туризмом, мне пришлось пять раз ходить на эту гору, прежде чем удалось покорить интереснейшую вершину Приполярного Урала. Очень трудно бывает взойти на Саблю именно из-за плохой погоды. Из общей тетради, находящейся в приюте, где все проходящие группы оставляют свои сообщения, узнали, что здесь три дня ждала погоды ухтинская группа – только на четвертый день они совершили восхождение. За мной из палатки, поставленной рядом с избушкой, вылез Гена. Тоже замер от удивления и восхищения, увидев открывшиеся горы. Опять взялся за свою гармошку и задушевной мелодией начал будить команду. «Какая погода! – говорю я Гене. – Сейчас на Саблю на крыльях взлетите!» – «Да, повезло!» – согласился он. Быстро умяв завтрак, новгородцы пошли на Саблю. В горах начинался восход солнца. Какое это удивительное и прекрасное зрелище! Яркое красное солнышко неспеша появилось из-за Саблинского хребта, разбросав огненные лучи по верхушкам лиственниц и елок. Заискрилось на склонах миллионами разноцветных солнечных бликов. Все сверкает на белом-белом снегу. У нас тоже у всех приподнятое настроение. Собираемся и идем на Аранецкий перевал. Ветер за одну ночь поменялся с южного на северный. По прошлым своим походам я знаю, что южные ветры приносят плохую погоду с оттепелью на несколько дней. А тут такая милость. Многие в нашей группе такую перемену расценили как явную помощь Божию, дарованную по молитвам. Во всяком случае, каждый следующий день наш руководитель перед утренним выходом группы на маршрут падал на колени, поднимал руки к небу и взывал: «Господи, помоги!» И всякий раз у нас все шло «на ура!» – точно проходили запланированный путь, нигде не сбивались с маршрута, ни с кем не случалось несчастий. Но когда на третий или четвертый день пути Саша опять упал на колени, поднял руки к небу и несколько раз прокричал: «Господи, помоги!», его жена Лена – тоже заядлая туристка – выпалила: «Саша, ты это чего?» Саша несколько опешил от такого замечания. Я тут же заступился за него: «Священником будет». Сам не смог сдержать улыбки: уж очень непосредственно наш руководитель просил Господа помочь нам. «Еще чего не хватало! – возмутилась Лена. – Чтобы еще одна семья распалась». Это камень в мой огород. Моя бывшая жена не смогла ужиться со мной, когда я обратился к Богу. «Наоборот, ваша семья только крепче будет, если оба станете верить», – говорю я Лене. Мы с ней учились в одном классе. Со школьной скамьи я знаю, какой она хороший и добрый человек, верный товарищ. * * * Аранецкий перевал мы проходим по тому месту, где в прошлом году приняли смерть питерцы. С тех пор внизу, с другой стороны хребта, на речке Седью стоит памятник Ивану да Марье, погибшим на перевале. Дальше по маршруту уже на другом перевале – из Седью в долину Вангыра – мы увидели свежие сходы лавин, перегородивших путь. Видимо, за день или два до нас с крутого склона обрушился снежный карниз. Такие же следы на соседнем склоне. Еще через день мы вышли на базу «Озерная» под горой Сундук, куда москвичи, попавшие несколько дней назад под лавину недалеко от этого места, пришли за помощью. Возле базы увидели их лыжню и несколько часов шли по ней. Но о трагедии мы узнали позже, от следующих встреченных групп. Сейчас, когда Кавказ, Тянь-Шань и Памир оказались «закрытыми» туристическими районами, туристы изо всех уголков бывшего Советского Союза хлынули на Приполярный Урал. С увеличением их числа на Урале возросло и число несчастных случаев. На Кавказе возле каждого альплагеря есть целое кладбище альпинистов: там захоронены не один, не два, а десятки человек. Но на самом деле в горах гибнет намного меньше людей, чем в городе. Каждый день в автомобильных авариях погибают сотни людей, но мы к этому привыкли. Перейти дорогу бывает намного опаснее, чем подняться на вершину. Просто каждая трагедия в горах привлекает к себе внимание. О гибели москвичей также сообщили все республиканские СМИ. Многие наши родственники и знакомые, как я потом узнал, перепугались и стали звонить в службу спасения МЧС России. Только из Сыктывкара в горах Приполярного Урала находилось в то время шесть туристических групп. * * * Одно из самых замечательных мест на Приполярном Урале – Теплые озера. Они не замерзают в самые лютые морозы, и сюда после каждого очередного маршрута перед выходом в город приходят группы полюбоваться этой красотой, скинуть усталость, искупаться в теплых термальных водах, попариться в срубленной на берегу баньке. Еще пять лет назад один из туристов увидел над Теплыми озерами стоящую в небе Пресвятую Богородицу. Это необыкновенное видение было во сне, после восхождения на высочайшую уральскую вершину Народную. Случилось это в Великий пост, в Страстную седмицу, как раз в Великую Пятницу, когда был распят Спаситель. Этот человек был верующим, постоянно молился в горах... В одну из ночей и приснилась ему Пресвятая Богородица, Которая стояла в небе над Теплыми озерами, и от Нее из чаши со Спасителем вниз изливались, весело журча, струи воды. Под этими струями на земле, освещенные ярким солнцем, радуясь, купались люди, которые тут же исцелялись от всевозможных болезней. Хромые калеки обретали твердую поступь, слепым открывались горы, глухие начинали слышать. На берегу озера стоял почему-то староверческий скит, в котором шла дивная молитва. Словно ангелы пели Покаянный канон Андрея Критского. Потом альпинист увидел себя, сидящим рядом со скитом на лавочке вместе с престарелой бабушкой по имени Алипия, а живой образ Богородицы на глазах превратился в написанную красками на доске икону источника. «Этот Живоносный источник, – сказала бабушка, – ты должен принести людям...» «Какой источник? Погодите, я запишу», – сказал альпинист, впервые услышавший это словосочетание. «Запиши, запиши, милый!» – услышал он и... проснулся. Вылез из спальника, нашел свой рюкзак, достал блокнот с карандашом и на ощупь при лунном свете записал, что ему надо найти какой-то Живоносный источник. Снова лег, тут же уснул и снова увидел во сне себя на Теплых озерах, сидящим на лавочке рядом с бабушкой Алипией. «Ну что, записал?» – ласково улыбаясь, спросила бабушка, словно между сном и явью, между тем и этим миром не было никакой разницы. «Записал», – ответил альпинист. Этот удивительный сон ему снился до самого утра. Утром он встал и почувствовал во всем теле такую бодрость, как будто он заново родился. Целый день шел впереди группы, постоянно торя лыжню. На четвертый день их группа вышла на Теплые озера, из которых изливается, журча по камушкам, большой незамерзающий ручей. По этому журчанию альпинист вспомнил свой сон и понял, что именно над этими озерами видел во сне Пресвятую Богородицу. Но никаких староверческих скитов рядом с озером не стояло, только две охотничьи избушки да небольшая банька. А когда группа вернулась в Сыктывкар, ему в руки попалась церковная газета с описанием иконы «Живоносный источник». На самом деле этот источник находится в Константинополе. Обнаружил его в четвертом веке воин Лев Маркел. Он встретился вблизи этого источника со слепым старцем и услышал голос Пресвятой Богородицы, Которая приказала ему зачерпнуть воды из источника и смочить глаза старцу. Когда он все исполнил, слепой прозрел и сам, без чужой помощи, отправился в город. А через несколько лет этот воин стал императором Византии и построил над Живоносным источником большой храм, который за множество веков постоянно разрушался иноверцами и язычниками и отстраивался заново. Там исцелялись тысячи паломников. Этот храм существует по сей день, где по-прежнему происходят многочисленные исцеления. Происходят они и на Теплых озерах. Бывали такие случаи, что парализованных больных привозили туда на «Буранах», а через неделю, покупавшись в воде, попринимав грязевые ванны, попив живоносной водицы, больные вставали и домой шли своими ногами. Такая вот история. * * * В этот раз мы зашли на озера в последний день своего маршрута. Четвертый день в горах стоял тридцатиградусный мороз, а вода в озерах казалась теплой, как парное молоко. Попарившись в баньке, мы искупались в источнике, почувствовав необыкновенную легкость в теле и прилив новых сил. Набрав целебной водицы в бутылки, мы, словно на крыльях, за три с половиной часа добежали на лыжах до ближайшей железнодорожной станции... Так закончилось наше путешествие. Что еще? Вода из Живоносного источника в Уральских горах не портится годами, мы проверяли. Она вырывается наружу из горных недр через толщу ила в виде пузырьков, отчего кажется, что все озеро кипит. Никаких речек и ручьев в два небольших озера, находящихся в небольшой котловине на склоне лесистого хребта и соединенных между собой водной перемычкой, не впадает. Из них же вытекает мощный ручей, который уже через сто метров разливается в ширину до двадцати метров и несется по камням. В чистых водах источника растут зеленые водоросли и водится всякая живность: рачки, паучки, ракушки. Утки и другие птицы часто прилетают сюда поплавать в теплой воде. Впрочем, на Урале можно встретить еще много непуганых зверей. Совершенно не боятся человека норки с песцами, которые берут из рук туристов разное угощение. Когда мы стояли на Щучьем озере под Колокольней, к нам в лагерь постоянно прибегала норка, и мы ее угощали потрохами от свежей рыбы. Белые куропатки тоже подпускают к себе на несколько шагов. Только дикие олени, завидев туристов, убегают в горы – видимо, напуганные браконьерами. Видели мы и настоящее северное сияние, которое играло на ночном небе, когда мы проходили Курсамбайский хребет. Я любовался этой необыкновенной красотой и понимал, что весь Урал с его нетронутой природой и необыкновенными по красоте горами является тем Живоносным источником, который мы должны сохранить для будущих поколений. Е.СУВОРОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |