ПАМЯТЬ

В ПОИСКАХ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

9 мая – память святителя Стефана Пермского

«Почто его (Стефана) вземши? Не тако на Москве его почтут, якоже мы...» – горевали древние зыряне, когда узнали о преставлении своего святителя и о том, что мощи его останутся в Москве, а не вернутся на их землю. Так передал слова зырян Епифаний Премудрый, автор Жития святителя и «Плача Пермской Церкви». Несомненно, все происходило в точности, как описано им. Единственное, что осталось у зырян – иконы, книги, написанные их святителем, да этот архиерейский посох (на фото слева), после смерти владыки украшенный костяными резными пластинками. Хотели вернуть и также с любовью хранить у себя мощи. На протяжении шести веков этот вопрос – о возвращении мощей – поднимался жителями Коми не раз. Вспомнили о нем и сегодня...

Собор Коми святых

Во время недавнего прославления новомучеников и исповедников земли Коми в кафедральном Свято-Стефановском соборе я стоял около иконы святителя Стефана Пермского и никак не мог постичь всей глубины происходящего события. Священнослужители (а такого скопления священников еще не знала Сыктывкарская епархия) после праздничной литургии выстроились двумя рядами напротив царских врат от алтаря до архиереев, которые восседали на тронах посреди собора. Помимо владыки Питирима, службу вел гость епархии – епископ Эллистинский и Калмыцкий Зосима. По цепочке священники от алтаря передавали иконы новомучеников к архиереям. Владыки принимали иконы, прикладывались к ним, и потом они оба одновременно благословляли ими собравшихся.

Из пришедших в собор, наверное, половина была родственниками прославляемых святых. Некоторые из них приехали из других городов и впервые увидели здесь своих двоюродных и троюродных братьев и сестер. Среди новопрославленных есть и родственник бывшего Главы республики Ю.Спиридонова – священник села Усть-Нем о.Димитрий Спасский, расстрелянный в 1918 году. К сожалению, Юрия Алексеевича в тот день в Сыктывкаре не было. Но на торжество пришел новый Глава республики – В.Торлопов. Без сопровождения сановников, как простой прихожанин вошел он в собор, поставил свечи и скромно встал сбоку вместе с молящимися.

Игумен Филипп (Филиппов) зачитал Жития святых, священники дружно пропели величания. После того, как все собравшиеся приложились к иконам новомучеников и крестам, ко мне вдруг подошла Надежда Калимова. Она прихожанка нашего эжвинского Спасо-Преображенского храма, в свое время много поработавшая для его создания.

– Женя, как хорошо, что я тебя встретила. Я уже полгода как хочу с тобой поговорить, – сказала Надежда и рассказала мне совершенно удивительную историю о поисках мощей Стефана Пермского. Поскольку наша встреча происходила в только что отстроенном Стефановском соборе, перед иконой святителя Стефана Пермского, во время прославления новых святых земли Коми, то я сразу понял, что наша встреча далеко не случайна. Сам святитель свел нас в соборе, построенном в его честь.

Встреча

– Когда я работала в епархии, – поведала она, – к нам пришел профессор Валерий Иванович Мартынов, который собирает материал по Стефану Пермскому, и показал газету «Вечерний Сыктывкар». В ней сообщалось о том, что мощи святителя Коми не пропали. Тут же владыка благословил меня и игумена Филиппа заняться этим вопросом. В статье корреспондентки Соловьевой, побывавшей в Великом Устюге, содержалась такая информация: «...В тридцатые годы снесли в Москве Спас-на-Бору, где был похоронен креститель коми народа, а место это заасфальтировали. Но наш устюжский гид Юрий Иванов сделал для нас подлинное открытие, поведав, что прах Стефана Пермского тайно вынесли истинные патриоты, когда узнали о сносе святилища, и затем вывезли его в Канаду. Придет ли пора, когда прах его, сохраненный вдали чужаками, вернется на родину?»

С этого все и началось. Отправили меня в Устюг уточнить там все на месте. С собой я взяла Веру Михайловну, прихожанку нашего эжвинского храма. Прибыв в Устюг, мы сразу же пошли в храм Прокопия Праведного. Думаем: помолимся перед мощами Прокопия, испросим его помощи, возьмем благословение у батюшки, а там как Господь устроит. А мы как раз приехали на праздник Преображения, 18 августа. Там служит о.Ярослав Гнып – такой строгий батюшка. Он сам к нам первый подошел и спросил: «Вы приезжие?» Службы у него длинные, почти как в монастыре. Я в это время подошла к иконе Николая Угодника, и на моих глазах из иконы истекло миро. От неожиданности я прикоснулась к образу лбом, и получилось, что масло я размазала. Позвала батюшку, говорю: «Батюшка, смотрите, икона мироточит». А он посмотрел и ответил: «Ну, еще не известно, миро ли это, может, кто-то просто пальцем прикоснулся».

А там такая благодать стояла, такое дивное благоухание. Шесть икон замироточили, маслице стекало прямо в киотах под стеклом, как слезки. Мы приложились к мощам Прокопия Праведного и, конечно, помолились, чтобы сам Прокопий нам помогал. Ведь он предсказал трехлетней Марии рождение будущего святителя.

Наутро отец Ярослав подсказал, как найти нужного нам человека. И мы пошли в музей, где работает гид Иванов.

«Что Бог даст»

В беседе с Юрием Ивановичем вот что выяснилось. Однажды он проводил экскурсию по Великому Устюгу и рассказывал о Стефане Пермском. Когда он сказал, что, к сожалению, мощи святителя пропали, к нему подошел один из туристов, историк из Москвы. «У вас неверная информация, – сообщил он. – На самом деле мощи не пропали». И пояснил, что в Москве он сам лично читал документ, в котором написано: мощи были сохранены и отправлены в Канаду.

А произошло все это следующим образом. Когда в 1932 году Сталин прогуливался по Кремлю, он подошел к деревянной церкви Спаса-на-Бору, великокняжеской усыпальнице, и приказал своим подчиненным: «Немедленно убрать эти дрова». Рядом с храмом действительно лежали дрова, и никто из подчиненных не понял, что именно надо убрать: дрова или церковь. Но так как команды Сталина выполнялись беспрекословно, то решили вместе с дровами убрать и деревянный храм.

Храм разобрали к вечеру, а сжечь решили утром. Тогда в Кремле еще работали верующие люди, и они в ту ночь вынесли мощи св.Стефана Пермского, которые хранились в саркофаге (по другим сведениям, они были под саркофагом, – ред.). В этой усыпальнице почивали исключительно представители рода Рюриковичей, но для епископа Стефана было сделано исключение – настолько его почитали великие князья.

Вот и все сведения. Что это за московский историк, как его фамилия, гид Иванов так и не успел выяснить – тот уже уехал.

С этим мы отправились обратно в Сыктывкар. По дороге заехали в котласский храм – первый храм, который основал Стефан Пермский на зырянской земле. Там попали на службу, вел ее о.Николай. Он первый подошел к нам и спросил: «Вы в церкви работаете?» Я удивилась, что батюшка прозорливый, говорю: «Да». И объяснила ему, что мы от владыки Питирима, ездили в Устюг. Мы подарили ему иконки Стефана Пермского и Прокопия Праведного из Устюга. Вдруг он мне говорит: «Ваш владыка очень строгий!» – «Да нет, – удивляюсь, – он любящий, отнюдь не строгий».

А когда приехала в Сыктывкар и пришла в епархию на работу, где работала казначеем, владыка меня вызвал и сказал, что мне пора увольняться. Так лукавый мне отомстил за то, что я взялась искать св. мощи. Нашлись люди, которые написали на меня кляузы. Конечно, я понимаю, у владыки много разных дел, разобраться во всем бывает трудно. Я нисколько на него не обиделась, тем более, что и вины на нем нет никакой, да и потом, слава Богу, у нас восстановились добрые отношения.

Подошла я к батюшке Владимиру Дунайчику, объяснила ему всю ситуацию и спросила: «Что мне делать?» Батюшка посоветовал: «Нужно молиться, а там что Бог даст». И благословил мне читать акафист Всем Святым и специальную молитву Стефану Пермскому. Потом в издательстве «Эском» вышла новая книга о святителе с акафистом Стефану Пермскому. Я стала постоянно читать еще и этот акафист.

Встреча с Богом

И когда я начала читать акафисты, начались очень большие искушения. Враг на меня совсем ополчился. Я заболела, и меня с острым приступом увезли в больницу – на операцию. Что врачи там вырезали, они так мне и не рассказали. Потом сами врачи признались, что резали не то, что болело. И сейчас я понимаю, что во время этой операции, которая длилась три часа, у меня была клиническая смерть.

Я попала в другой мир, где переживала совершенно другие ощущения. Я увидела необыкновенный свет, который играл и переливался яркими красками и бликами. Свет был то ярко-золотистый, то ярко-розовый. Было ощущение благодати и необыкновенной радости. Я не чувствовала ни своего тела, ни земного притяжения, просто было чувство необыкновенной легкости и радости, чувство восторга и красоты, которых на земле я никогда не испытывала. И потом было ощущение полета, как будто я откуда-то летела с космической скоростью. Было очень красиво, но очень больно. Прошло какое-то время, и я увидела сверху, как мое тело везут в палату и как в палате я лежу вместе с больными на каталке. Потом меня с каталки переложили на кровать, но сознание ко мне возвратилось не сразу, а постепенно.

Я вернулась к реальности, но еще полгода после этого находилась в той необъяснимой радости, которую испытала там... Когда ко мне в палату приходил врач, надо мной вся палата начинала смеяться. Он меня спрашивал: «Больно ли вам, на что жалуетесь?» А я отвечала: «Да вы что, о чем вы меня спрашиваете? Посмотрите, как вокруг красиво! Как прекрасна жизнь! Разве на что-то можно жаловаться». Конечно, боли у меня тоже были, но я о них совсем не думала.

Когда мне в первый раз удалось выйти на улицу, я ходила по земле и гладила траву, целовала цветы и думала: «Господи, какая же я была слепая. Почему же раньше я не видела, как все замечательно устроено». Раньше мне такого не пришло бы в голову. Полгода у меня не было ни скорби, ни печали, ничего этого я не испытывала. Хотя после операции постоянно держалась высокая температура, и мне было очень трудно ходить. У меня даже тогда стихотворение появилось, которое я назвала «Рождение души, или Ощущение после пережитой смерти». Как-то оно само на бумагу легло.

Моя душа поет и веселится,
Ну что это, скажи, со мной творится,
Мне повезло в который раз родиться,
И хочется мне стать небесной птицей.
Другими я увидела глазами
Поляны, все покрытые цветами,
И солнышко, встающее над лесом, –
Все ощущаю с чутким интересом.
Звенящую я слышу тишину,
Ладони робко к солнцу протяну:
О, Господи, какая благодать!
И нету слов, чтоб это передать.

После операции я обо всем рассказала батюшке Владимиру. Он объяснил, что, по всей видимости, мне показали кусочек рая.

«Смотрено»


Святитель Стефан Пермский (справа)
и преп. Сергий Радонежский
над входом в Храм Христа Спасителя

– О поисках мощей я поняла следующее, – продолжает рассказ Надежда. – В пророчествах святых отцов часто повторяется мысль, что в последние времена, перед Страшным Судом, все они будут явлены на земле. А мы, наверное, переживаем как раз это самое время, поэтому все святые сейчас находятся на земле и молятся вместе с нами. Так что наши молитвы доходят до Бога намного быстрее, чем раньше. Дух святого Стефана всегда присутствует рядом, я это постоянно чувствую. И так ли уж важно сейчас искать его мощи? Но, с другой стороны, многим просто необходимо к чему-то прикоснуться, что бы почувствовать святость. И если Богу будет угодно, то мощи явятся нам...

На следующий день после того, как Надежда Калимова рассказала эту историю, к нам в редакцию пришла подписчица нашей газеты Галина Михайловна Вишерская – потомок рода коми священников Вишерских. Когда-то брат ее прапрадеда о.Василий Вишерский также тужил о том, что мощи святителя Стефана не вернулись в Коми, в землю его святительских трудов. Будучи в Москве, он пошел поклониться святителю в великокняжескую усыпальницу и был огорчен видом раки. В записке к вологодскому епископу Преосвященному Евлампию он сообщает: «...Но у гроба сего Святителя сердце мое вместо радости получило более горестное впечатление, так как деревянная и приходящая уже в упадок гробница его резко вопиет поклоннику, что облагодетельствованные и облагодатствованные люди забыли святые мощи своего просветителя... Будучи руководим чувством сыновней благодарности к подъятым трудам Святителя Стефана в просвещении зырянского народа, я, как один из них, по возвращении в Вологду писал некоторым из благочестивых граждан г.Усть-Сысольска, не благоугодно ли будет зырянам, собственно одним зырянам, от праведных трудов своих соорудить хотя не великолепную и богатую, то по крайней мере приличную, мало-мальски выражающую признательность народа к Просветителю гробницу. На означенные письма мои все единогласно отозвались».

Владыка, поддержав начинание зырян, отправил записку в консисторию. Там поставили резолюцию «Смотрено», и дело заглохло. Но не раз еще взоры зырян обращались к мощам их святителя...

Галина Михайловна Вишерская как раз уезжала в Москву по делам, и я попросил ее поискать сведения о том документе, на который ссылается устюжский краевед. Галина Михайловна первым делом обратилась в администрацию музея Московского Кремля. Там ей дали телефон Татьяны Дмитриевны Пановой – научного работника, которая занималась мощами Стефана Пермского. И вот я звоню ей...

Ее историческая справка была как ушат холодной воды. Панова сообщила, что в 1909 году была создана специальная комиссия Синода по обретению мощей Стефана Пермского. Ее создали после того, как в Синод обратились жители города Перми с просьбой передать им мощи святителя.

– Подняли раку, – говорит Татьяна Дмитриевна, – она оказалась пустой. Раскопали под ней землю, нашли немного костей, вроде бы как лежавших в ящике. Сам ящик не сохранился. Прокопали еще глубже, нашли еще какие-то кости. В итоге все эти кости перемешали, и Синод постановил, что мощи Стефана Пермского не сохранились. Потому что останки святителя невозможно было выделить из других костей. Хотя они там явно наличествовали. И Николай II эту резолюцию Синода подписал. Найденные кости снова захоронили на старом месте. Есть архивное дело, где все эти документы подшиты со всеми подписями комиссии, в том числе и Государя Николая II. Также это подробно описано в воспоминаниях князя Львова, который участвовал в комиссии от Перми. Эти документы не так давно рассекретили, и они стали доступны для всех.

Так что история с мощами завершилась в 1909 году. А в дальнейшем я не знаю, какие могли выявить останки, да и могли ли их вообще обрести при разрушении храма. Потому что храм разрушался буквально в течение нескольких дней. Все гробы и прочее буквально ломалось и увозилось. Кто мог заниматься костями в тот момент? При разрушении храма часть останков была закопана рядом с ним. В 1997 году, когда на месте храма копали коллектор, мы нашли эти кости. Там лежали останки двадцати пяти человек. Но кто там знает, чьи они? Слава Богу, что, когда храм ломали, их никуда не вывезли, не выбросили, а просто кучей закопали обратно. Мы тоже сделали яму в этом коллекторе и снова захоронили обнаруженные кости.

– Ну, вы-то сами слышали о том, что мощи Стефана Пермского увезли за границу? – спрашиваю Татьяну Дмитриевну.

– Да, слышала. Я допускаю, что когда ломали храм, какие-то кости, те, что обрели в 1909 году, были кем-то взяты и вывезены за границу. Но где гарантия, что были взяты именно мощи Стефана Пермского?

Такова справка специалиста. И все же... Как считает Надежда Калимова, «если Богу будет угодно, то мощи явятся нам».

Е.СУВОРОВ

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru