ПЕРЕКРЕСТКИ



МЫСЛЯТ ЛИ ДЕРЕВЬЯ?

«В молитве Духу Святому именуем Его подателем жизни. И если даже в неорганической природе так ясно присутствие Духа, то, конечно, и растения нужно считать одухотворенными... Весь растительный мир обладает, по крайней мере, низшим из даров Святого Духа – духом жизни».

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

На платформе, где мы, отправляясь на дачу, садимся на электричку, всегда продают саженцы. Торгуют работники питомников, опытные любители-садоводы, а иногда – жаждущие выручить небольшую деньгу на опохмелку. Вот с таким «жаждущим» как-то я и столкнулся в начале лета четыре года назад. Парень с явными следами вчерашнего загула продавал саженец облепихи. Причем не маленький кустик, а целое дерево. По всему видно, что выкопал он дерево недавно: листья еще сохранили свежесть, земля на корнях еще не успела обсохнуть. Парень предлагал всем купить дерево, причем цену называл символическую. Дачники отмахивались – кому нужно взрослое, уже успевшее дать листья, дерево.

В книге святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело» приводится высказывание немецкого физика и психолога Г.Фехнера: «Растения всем существом своим жадно воспринимают свет, воздух, влагу, от которых зависит вся их жизнь. Они явно радуются свету, ветру, росе, дождю. Почему же не допустить, что они ярко воспринимают и чувствуют эти источники своей жизни и радости: может быть, совсем иначе, чем человек или животные, которые далеко не столь безусловно нуждаются в свете, как растения. Растение, может быть, гораздо глубже, чем животное, чувствует все тончайшие свойства почвы, в которой с таким богатством разветвляются его корни, от которой, как от света и воздуха, зависит вся его жизнь».

Света и воздуха для облепихового дерева в руках парня было хоть отбавляй: солнце палило не уставая. Но без почвы и влаги солнечные лучи влияли на дерево пагубно – оно сникало буквально на глазах. Заметив, что я смотрю на дерево, парень обратился ко мне: «Земляк, возьми по дешевке, видишь – пропадает». Да, дерево пропадало, но мне оно было не нужно. На нашем участке уже росли две облепихи, вполне нас устраивающие и по сорту, и по урожайности.

Парень загрустил. Смирившись с тем, что опохмелка откладывается, он явно сожалел, что это дерево выкопал. Махнув рукой, он опять обратился ко мне: «Слушай, забирай бесплатно, жалко дерево – погибнет ведь».

Дерево и вправду медленно умирало. Листья сникали, земля на корнях быстро осыпалась, открывая палящим солнечным лучам нежную кожу корней. Было что-то жалкое и печальное в этом умирающем дереве. И вдруг я словно почувствовал исходящий от него позыв, обращенный ко мне. Оно как бы со стоном взмолилось: «Возьми!» Эта просьба так явственно прозвучала в моем сознании, что я вздрогнул от неожиданности. Мою растерянность от охвативших мыслей (брать или не брать, а если брать, то где определить дереву место?) прервал гудок подходящей электрички. Раздумывать было уже некогда – и я, так и не решившись, сел в электропоезд и покатил на дачу.

Чувство, что я сделал что-то не то, не отпускало меня несколько дней. Перед глазами стояло погибающее и молящее о спасении дерево. С тех пор прошло четыре года, но этот печальный образ встает предо мной всякий раз, когда я подхожу к тому месту, где когда-то парень предлагал мне умирающее дерево. Вспоминаю я его и на дачном участке, где вот уже третий год безуспешно пытаюсь вырастить мало-мальски приличное облепиховое дерево. А нужда в нем появилась почти сразу после того случая на платформе – наши два прекрасно плодоносящих дерева неожиданно засохли, и их пришлось выкорчевать.

В.МЕЛЬНИКОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга