ЖИВОЕ СЛОВО КАК ПОСТУПИТЬ С ВОРОМ?
Отец Ярослав Гнып (Вологодская обл., г.Великий Устюг): – Следует подражать святым отцам. Один монах увидел, что его келью разворовывают, подошел и стал помогать грузить свое имущество. Но для того, чтобы так относиться к жизни, нужно иметь цельное христианское сознание. Иначе мы будем, как бездонный сосуд, который никакой заемной мудростью не наполнить. Отцы рассказывают, как некий человек решил в пустыне спасаться, но все не мог определить, как ему питаться. Решил обратиться за помощью к мальчику, который пас коз. У того, мол, сердце чистое. Спросил: «Мальчик, если я голоден, что мне делать?» «Возьми да покушай», – без долгих раздумий отвечает тот. «А если я опять голоден?» – «Опять покушай». – «Мальчик, а если я снова голоден?» – «Ты что, осел? – удивился пастушок. – Все время есть хочешь». То есть на многие вопросы мы сами должны находить ответы. В том числе, наверное, и на вопрос, как должно поступать с теми несчастными бомжами, которые кинулись на наши огороды. Мы все виноваты, что эти люди доведены до такого состояния, но готовы спустить на голодных всех собак. В то время как настоящие воры, те, кто украл миллионы, ходят мимо нас безнаказанные, и даже окружены некоторым почетом. Что делать, если ты поймал нищего на огороде? Господь сказал нам об этом: «Милости хочу, а не жертвы». Сначала нужно увидеть в этом несчастном человеке брата, и уже потом с точки зрения юридизма подходить. Если совести хватит. Помню, лет пятнадцать назад моя дочка повздорила с соседским мальчишкой. Он был из неблагополучной семьи, неухоженный, кормить его забывали. Я проходил мимо, и дочка решила, что я ее сейчас от обидчика стану защищать. А я говорю: «Сашенька, ты самый лучший мальчик на свете». И мальчишка расцвел, полюбил меня, до сих пор здоровается, хотя большой теперь такой дядька. Иногда в зоне бываю, смотрю на несчастных. Им вся жизнь – укор, им не назидание требуется, а доброе слово. Отец Игнатий (Бакаев) (Респ. Коми, п.Максаковка): – ...У нас вот на строительстве храма украли много материала, инструмента, и весь приход переживал. Но, как говорит Серафим Саровский: «Украли у тебя – отнесись к этому, как будто ты дал милостыню, и тебе вдвое воздастся». Был у нас такой случай. Одна женщина жаловалась, что у них часто обворовывают дачу. И мебель тащат, и посуду, и овощи. И так каждый год. Ну я ее и спрашиваю: – Вам Господь возвращает это другими благами? Она задумалась, и отвечает удивленно: – Да, действительно, батюшка, вот квартиру нам вдруг выделили. Мы уж и не ждали. Тот, кто украл, совершил один грех, а тот, у кого украли, рискует совершить множество. Он осуждает, жалеет, подозревает, проклинает, ропщет, месть готовит, жадность его одолевает – вот сколько грехов сразу возникает. Поэтому потерпеть надо. Один раз у меня мальчишки бензин воровали, и я этих ребят изловил. А что дальше делать? Я ведь понимаю, отчего это происходит. Деревня. Заправки близко нет, бензина для мопедов взять негде. Сказал им: «Приходите, когда надо, я вам налью, сколько потребуется». И стали они самыми лучшими моими охранителями. Это было еще в благополучное советское время. А сейчас... Я вот на родину съездил, в один поселочек в Троицко-Печорском районе. Много лет там не был. Вернулся – все болит внутри, скорбит душа. Деградация ужасная. Они уже никого не слышат, во всем разочарованы. Царя в голове нет, Бога не боятся. Воруют, причем не стыдятся этого. И вся глубинка так... Нет, не вся. В деревнях уклад какой-то еще сохраняется, там люди к Богу ближе. А в поселках, где люди оторваны от корней, все развалилось. Этих людей законами не сдержишь, и смерти они не боятся. Их нужно лечить, строить храмы, и буквально умирать за них, чтобы вернуть образ человеческий. Отец Валентин Кобылин (Архангельская обл., п.Красноборск): – Мне думается, что нельзя поощрять грех. Нужно остановить человека, который покушается на чужое имущество. Особенно если оно не только тебе лично принадлежит. И здесь наше отличие от тех пустынников, которые, обнаружив грабителей в келье, помогали им грузить свои вещи. Да, пустынник должен жертвовать. Но у него и не было ничего своего. Он отрекся от мира. Он один. Другое дело, когда ты человек семейный, за спиной стоят дети, за которых ты отвечаешь. То есть когда обворовывают тебя лично, это одно, а когда ближних – это другое. И я не думаю, что тот же пустынник, став игуменом, стал бы спокойно смотреть, как разоряют обитель, грабят братию. Здесь разница. Представьте, что вы видите, как обкрадывают огород, но... не ваш, а соседский. Что тогда делать православному христианину? Кажется, с владыкой Антонием Сурожским был такой случай. Он преподавал Закон Божий где-то на Западе, и пришел к нему пацифист. Слушал, слушал, потом возмутился: «Раз вы, владыка, не пацифист, непротивления злу не признаете, то, значит, и не христианин». А митрополит интересуется: «Ну, вот идешь ты с девушкой, а на нее насильники напали. Что ты тогда делать будешь?» – «Буду увещевать». – «А если они не вразумятся?» – «Снова буду увещевать и молиться». – «На месте твоей девушки, – заметил владыка, – я бы тебя оставил». У нас матушка вырастила капусту, сколько с ней билась, а в один вечер уплыла. Мы знали, кто украл, но никаких разборов, тяжб устраивать не стали. Этого нужно избегать. Это не дело для нас, христиан, по судам бегать. И угрожать не стоит. А вот усовестить обязательно нужно. Хотя, конечно, не всякого усовестишь. Вот, например, в храм грабитель лезет, а он ведь и вооружен. Что тут делать? Вы знаете, собаку я бы спустил в этом случае и милицию бы вызвал. Да и сам бы рванул останавливать разбойников, хотя вряд ли это для меня могло хорошо закончиться. А если об огородах говорить, то разделять нужно, кто с голодухи полез, а кто – по другой причине. Иного нужно накормить и наказать ему, чтобы днем приходил, по-человечески просил о помощи. Но ведь не всякий еду ищет, многие овощи на водку выменивают. Вот ко мне в храм приходят денег просить. На этот случай всегда хлеб наготове лежит. Отдаю его, и что же? Восемь из десяти второй раз не появляются. Не хлеб им был нужен... Подавать ли в этом случае? Святой Иоанн Златоуст спорил по этому поводу со святым Василием Великим. Св.Иоанн говорил, что давать нужно всякому, не задумываясь, куда человек твои деньги израсходует. Это уже будет на его совести. А св.Василий Великий замечал, что давать милостыню без рассуждения – это все равно что бросать псам. Должно понять, не на погибель ли ты человека толкаешь. Оба владыки прославлены Богом, оба дали нам мудрые советы, но всего предусмотреть невозможно. Нужно иметь живую совесть и пребывать в богообщении, чтобы научиться находить верные ответы. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |